Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Дети относят рисунки на «зеленую поляну».
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? Дети отвечают.
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось.
Приложение
2.
Конспект
групповой консультации
с воспитателями
на тему; «Творческая
работа в системе
обучения детей старшего
дошкольного возраста».
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет творчество. Ребенок по совей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, его сердце чутко к призыву творить. Творчество в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которую следует развивать в дальнейшем.
Большое значение в формировании и развитии творческой личности подрастающего поколения играет педагог. Его деятельность – одна из самых творческих областей человеческого труда, в ней педагог выступает как целостная личность и сочетает в себе разносторонние знания, высокую культуру, любовь к детям, творческий подход в решении задач воспитания и обучения. Это уже показывает, что повышение творческой отдачи педагога будет учитываться в способности к росту творческого потенциала общества в целом. Только творческий педагог воспитает творческого человека.
Сегодня
каждый педагог должен быть знаком
с сущностью творческого
Творческая
работа педагога осуществляется в ходе
непосредственного
Для
оптимизации творческого
Следовательно, творческая работа педагога ведет к очеловечиванию как методов и средств воспитания, так и науки в целом. Теория творчества педагога ведет к изучению внутреннего мира воспитателей и воспитанников, и вводит в педагогику живых детей и их наставников.
Формирование творческой личности ребенка, как педагогической цели представляет педагогика творчества. Так можно назвать область педагогического знания и практики, в которой развивались бы основные проблемы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе в и вне его. Вопросы педагогики творчества должны охватывать все возрастные группы обучаемых, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Творческая работа – это умение применять на практике с учетом возраста и способностей детей, не только узкоспециальные средства, но и те методы, которые основываются на общепедагогической подготовке по таким дисциплинам, как психология, теория управления, теория творчества. В искусстве воспитания индивидуальность творящей личности решает очень многое. Педагоги отличаются друг от друга не только системой применяемых средств, но и характером их реализации, на который накладывает отпечаток индивидуальность.
Творческая работа предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрения предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный, необычный способ решения. Так как творчество это прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, подходов к делу, только в этом случае можно создать что-то новое.
Любая творческая деятельность педагога будет характеризоваться следующими умениями, которые он должен реализовывать в своей работе:
Праздничные утренники и развлечения – всегда волнующее событие для каждого ребенка, активное участие в них находит отражение в самостоятельной деятельности детей. Вскоре после праздника дети в своих играх в собственной интерпретации передают то, что им понравилось. Каждый ребенок передает свои впечатления в соответствии с опытом и умениями. Воспитатель не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком.
Содержание творческой деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, тоже находит свое отражение в их рисунках, лепке, рассказах, игровом и других видах творчества.
Развитие и стимулирование творчества как творчества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятиях, в играх и т.д. нацелена на развитие творчества, должна организованно войти в жизнь ребенка.
Другое важное условие проявления творчества – это организация интересной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Следующее условие – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.
Поскольку творчество – это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослыми такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержит его при неудачах.
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.
Другое условие бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: Условием развития детского творчества является также обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умение, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимыми в разных условиях.
В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творчества. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитие творческих способностей дошкольника в целом.
Следует уделить внимание содержанию творческой деятельности оснащению группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы, музыкальные инструменты, настольно-печатные игры с увлекательным содержанием, книги с яркими иллюстрациями, необходимо также иметь некоторые технические средства. Хорошо оборудованная зона, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Необходимое оборудование должно быть во всех зонах – музыкальной, художественно-речевой, театрально-игровой.
И последнее, тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
Конспект
групповой консультации
для родителей
на тему: «Стимулирование
творческой деятельности
в системе семейного
воспитания».
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Эта деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, политической, в той сфере, где создается и открывается новое.
Творчество происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры. Творчество лежит в начале всего – от самого малого до самого большого. Без творчества в науке, практике, искусстве, в отношениях между людьми не могут решиться многие проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня человечества в целом.
Творчество – это реализация человеческих творческих потребностей посредством духовной и практической деятельности, в процессе которых создаются новые блага и ценности.
Ребенок, открывающий самостоятельно в повседневной познавательной деятельности что-то новое, ранее ему неизвестное, проявляет личностное творчество. И, пожалуй, в детстве человек проявляет значительно больше творчества, чем в зрелые годы. Поэтому очень важно приучить детей с ранних лет к творческой деятельности, к самостоятельным открытиям. Взрослые, родители не должны все заранее объяснять, показывать ребенку. Надо дать ему свободу для самостоятельного открытия, для поиска и нахождения новых способов действий. Собственные открытия приносят ребенку огромное эмоциональное удовлетворение, развивают мышление, формируют его характер.
Творческое начало проявляется в замысле – выбор темы, игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют увиденное, а с большой искренностью, непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображенному, свои мысли и чувства.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача взрослых – опираясь на склонности детей к подражанию, прививать умения и навыки, без которых невозможна творческая деятельность, воспитание активности в применении этих знаний и умений.
Для ребенка дошкольного возраста характерно экспериментирование, связанное с практическим преображением предметов и явлений, оно имеет творческий характер. При этом наиболее значительным для развития творчества дошкольника является процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для –становления творческой личности.
Творчество играет важную роль в психическом развитии подрастающего поколения. Творчество в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально детскую способность, которую следует развивать в дальнейшем.
Положительных
результатов можно добиться, если
в центре внимания личности ребенка
с его потребностями в
Большое внимание должно уделяться развитию самостоятельности детей, предоставлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта. Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем, развития воображения. Об этом также должны заботиться и родители.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности