Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В
конце дети дарят бабушке рисунки,
чтобы она показала их детям средней
группы и малышам.
Рисование
на тему: «Сказочный
дворец».
Программное содержание: Учить детей создавать сказочные образы, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали. Учить делать набросок простым карандашом, а затем оформлять изображение в цвете. Развивать воображение, творчество.
Цель: Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по рисованию.
Методика проведения занятий. Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные дворцы. Какие сказки читали, где встречается описание сказочных дворцов. Какие фильмы и мультфильмы они видели с изображением сказочных дворцов.
Какие бывают сказочные дворцы, как они украшены решетками, балконами, различными колоннами; подчеркнуть возможность необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш. Затем предложить детям придумать, какой дворец они хотят нарисовать, сделать набросок простым карандашом. Рисовать карандашом только главное, детали не делать, предложить раскрасить дворец.
Материал: Бумага белая чуть больше обычного листа, краски, краски гуашь, простой карандаш.
Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов и мультфильмов.
Лепка
по замыслу.
Программное
содержание: Самостоятельно намечать
содержание лепки. Использовать известные
детям способы лепки и
Ход занятия: За день – два до занятия предложить детям подумать и выбрать содержание для лепки, рассмотреть картинки в книгах, игрушки.
Напомнить некоторые способы лепки. Все работы рассмотреть, предложить детям выбрать наиболее интересные, объяснить свой выбор.
Цель: Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по лепке.
Предварительная работа: Беседы, экскурсии, чтение литературы, просмотр диафильмов, слайдов о природе, о городе, о детях, о животных, о транспорте.
Материал: Глина, пластилин.
Рисование
по замыслу.
Программное содержание: Продумать содержание рисунка, характер действующих лиц. Развивать воображение.
Ход занятия: За день – два до занятия предложить подумать и выбрать содержание рисунка. Напомнить, как много интересного дети видят вокруг. Все это можно нарисовать. Подсказать последовательность изображения и приемы работы.
Цель: Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по рисованию.
Предварительная работа: Беседы, экскурсии, чтение литературы, просмотр диафильмов, слайдов о природе, о городе, о детях, о животных и т.д.
Материал: Краски, гуашь, карандаши, бумага.
Рисование
1 Занятие: "Березовая роща осенью"
Материал: хозяйственная свеча, акварель.
Цель: Закрепить знания детей о временах года. Ввести понятия: теплые и холодные цвета, пейзаж. Знакомство с новым материалом - воск, восковая свеча, и его свойствами.
Задачи: Учить детей пользоваться кистью и акварельной краской в сочетании с восковым материалом. Тонировать весь лист целиком.
Ход занятия:
Показать детям картину (или фотографию цветную) с изображенной на ней березовой рощей осенью. Спросить: какое время года изображено на картине? Почему дети думают, что на картине изображена осень? Какое время года сейчас? Прочитать стихотворение Г. Новицкой " Тишина" (Ушакова стр. 59 зан. 4). Сказать: "Осень очень красивое время года, у осени есть свои краски". Показать вырезанные из цветной бумаги листочки красного, оранжевого, желтого, коричневого цвета. Сказать что это теплые цвета осени. Спросить, что бывает такого цвета еще? (по каждому цвету отдельно). Как этот цвет называется? Если положить эти цвета рядом, то получится что-то похожее на огонь или костер - горячий, горячий, поэтому эти цвета называют теплыми цветами. Показать детям кружочки, вырезанные из бумаги голубого, синего, фиолетового, зеленого цвета. Поставить рядом с осенним пейзажем картину с изображением зимы. Сказать, что эти цвета называются холодными, что таких цветов больше зимой. Попросить несколько человек (по желанию) подойти к картинам и подарить "осени" - теплый цвет, а "зиме" - холодный. Поблагодарить детей убрать зимний пейзаж. Поблагодарить детей от имени "осени" и еще раз напомнить, какие теплые цвета они ей подарили. А теперь давай те нарисуем такую - же красивую осеннюю березовую рощу. Какими цветами мы будем пользоваться в рисунках? Выслушать ответы детей, сопровождая показом названного цвета. Спросить какого цвета стволы берез? - Белого. Сегодня мы с вами нарисуем белой восковой свечой, а осенние теплые цвета нарисуем акварельной краской. Если свечой провести по бумаге останется блестящий белый след, воск крепко прилипнет к бумаге и в этом месте не пустит краску на бумагу, поэтому бумага останется белой - как стволы берез. Откуда же берется такой материал, как воск? Воск делают пчелы, они строят из него соты, а потом складывают в эти соты мед. ( Можно показать детям, при возможности, соты с медом) Люди собирающие мед берут его из ульев вместе с сотами, сделанными из воска свечи, восковые мелки.
Физкультминутка. Сейчас мы превратимся в пчелок; замашем крылышками, зажужжим и полетим собирать мед с цветов. (Свободный, беспорядочный бег в течение минуты.) Теперь все пчелки возвращаются в ульи, а детки на свои места.
Во время физкультминутки раздать бумагу, кисти- белка №8, хозяйственные свечи, стаканчики с водой.
Теперь внимательно посмотрим, что лежит на ваших столах. Выслушать ответы детей. Для чего нам нужна восковая свечка? Правильно, мы будем ей рисовать стволы берез. Березы растут из земли, наверх к солнышку. Возьмите свечки и проведите по листу бумаги снизу вверх. В березовой роще растет много берез, нарисуйте много стволов. (Сопровождать показом на вертикальном этюднике). Кто уже нарисовал стволы берез, кладет свою свечку в общую коробку. Дождаться когда все дети закончат работу со свечей. Краска, которая лежит у вас на столах называется "Акварель". Эта краска очень любит воду, чтобы она хорошо рисовала, надо почаще мочить кисточку в воде. Какие цвета мы будем использовать, чтобы нарисовать березовую рощу? Напомнить, (сопровождать показом) мы возьмем теплые цвета, желтый, оранжевый, красный, коричневый. Раскрасим весь листочек этими красками (сопровождать показом на этюднике). Видите, там, где мы провели свечей, бумага осталась белой, получились белые стволы берез. Помочь нуждающимся правильно держать кисть. Чтобы краски друг друга не испачкали, каждый раз надо как следует промывать кисточку в баночке, по необходимости вытирать ее тряпочкой (показать, как), а потом опять намочить и брать краску. Дождаться пока все дети закончат этот этап работы. Обратить внимание, что на стволах берез есть черные пятна и внизу ствол березы весь черный. Предложить обмакнуть кисть в черную краску и провести ей по стволу берез (сопровождать показом).
По
окончании все работы выставить
на доску для анализа, предложить
детям найти работы, где использовано
больше теплых цветов, какие работы нравятся
больше и почему? Сказать детям, что рисунки,
на которых изображена природа называется
пейзаж.
Аппликация.
Поздравительные
открытки.
Программное содержание: Упражнять в умении украшать открытку собственной композицией из различного материала, используя теплые или холодные цвета бумаги, светлые и яркие.
Развивать творческие способности детей в создании интересной композиции.
Ход занятия: Показать детям различные аппликационные открытки и сообщить цель занятия. Обратить внимание детей на то, что все открытки украшены различнымиматериалами, и что это красиво. Рассказать детям, что в работе можно использовать бумагу с теплыми и холодными тонами, светлые и яркие – кому что нравится. Детям помогать советом в выборе цветов бумаги, следить за использованием рациональных приемов вырезывания, как удачнее расположить композицию, чем еще дополнить аппликацию. Открытки ставят на стенд. Всех детей приглашают посмотреть, какие красивые открытки приготовили они к Новому году. Отметить тех, кто проявил самостоятельность, творчество. Все открытки оставить на некоторое время на стенде, чтобы дети рассматривали их.
Цель. Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии по аппликации.
Предварительная работа. Рассмотреть поздравительные открытки с детьми посвященные Новому году
Материал: Бумага цветная, клей, крупа различная, бросовый материал
Аппликация.
Тема: Сказки о животных.
Программное содержание: Учить детей создавать композицию по мотивам стихотворения. Закреплять умение вырезать разнообразные предметы используя знакомые приемы. Развивать воображение, творчество.
Ход занятия: Прочитать отрывки из знакомых сказок о животных. Предложить детям наклеить такую картинку, спросить как они будут вырезать знакомых животных. Уточнить приемы вырезания. Тем, кто будет затрудняться в процессе занятия, помочь показав некоторые приемы на отдельном листке бумаги.
Цель: Определить уровень развития творческих способностей детей на занятии аппликации.
Предварительная работа. Наблюдение за белкой в живом уголке, рассматривание иллюстраций. Экскурсия в сосновый бор, в зоопарк. Чтение литературы познавательной.
Материал: Бумага цветная, белая.
1.Астахов А.И. Воспитание творчеством – М, 1986 – 580 с.
Известия АПН РСФСР, выпуск 11. – М, 1947. С. 19.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности