Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
Министерство образования и науки РФ
ГОУ
ВПО «Удмуртский
Институт педагогики, психологии и социальных технологий
Кафедра
специальной психологии и коррекционной
педагогики
Андреева
Наталия Викторовна
Выпускная
квалификационная работа
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОСУЖДЕННЫХ
Допущен к защите: Научный руководитель:
Зав. кафедрой спец. психологии ст. преподаватель
и корр. педагогики, доцент, к. п. н. Сергеева Т.Ю.
Чиркова
Э.Б. ____________ _______________
Ижевск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе……………………………………………………
1.1.Психологическая характеристика личности
несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………
....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования………………………………………………
……..33
Глава
III. Формирующий эксперимент
по развитию личностных
особенностей, способствующих
успешной ресоциализации
несовершеннолетних
осужденных………………..............
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………
..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение……………………………………
Литература……………………………………
Приложение……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Ресоциализация – это основа для предупреждения совершения несовершеннолетними повторных преступлений. Процесс ресоциализации бывшего осужденного является его приспособлением к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.
Согласно новой концепции Федеральной службы исполнения наказаний, в ближайшие годы будут осуществляться следующие меры по ресоциализации несовершеннолетних заключенных: усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию; планирование, организация и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения.
Актуальность изучения ресоциализации несовершеннолетних осужденных заключается в предотвращении рецидива преступлений, в психологической подготовке несовершеннолетних к жизни на свободе. Для этого важно развить у несовершеннолетних осужденных такие личностные особенности как рефлексия, коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, которые обеспечат успешную социализацию осужденного. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.
Целью данной работы является развитие личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Гипотеза – применение методов арт-терапии (игротерапии, изотерапии), телесно-ориентированной терапии и групповой дискуссии способствует развитию личностных особенностей несовершеннолетних осужденных.
Объектом изучения являются личностные особенности несовершеннолетних осужденных.
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический
обзор научной и методической
литературы по проблеме
2.Описание
личностной сферы
3.Экспериментальное
исследование личностных
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ
и интерпретация
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Для исследования личностных особенностей несовершеннолетних осужденных мы использовали следующие методы:
Методологической основой нашего исследования являются труды отечественных исследователей. Изучением личности несовершеннолетнего осужденного занимались Антонян А.Ю. (1996), Данилин Е.М.(2004), Игошев К. Е. (1973), Мокрецов А.И., Новиков В.В (2006), Пирожков В.Ф. (1994). Особенности процесса ресоциалиции несовершеннолетних осужденных освещены в трудах Игнатенко В.И. (1973), Потемкина В. С. (1980), Сизого А. Ф. (1995), Сундурова Ф. Р. (1979), Трубникова В. М.(1991), Шмарова И.В. (1974), Южанина В. Е. (1996), в начале ХХI века - Багреевой Е. Г. (2001), Жулевой Ю. В. (2000), Крайновой Н. А. (2002), Рыбака М. С. (2001), Савардуновой В. Н. (2000), Суровцева В. А. (2002), в последние годы - Гадиева Г.А. (2005), Дибирова М.Т. (2006) и других исследователей.
Практическая
значимость исследования определяется
возможностью использования полученного
фактологического материала при разработке
методических рекомендаций по ресоциализации
несовершеннолетних осужденных. Данные
по коммуникативной толерантности, копинг-стратегиям,
рефлексии могут быть использованы в работе
педагогов, психологов и прочих служб
пенитенциарного учреждения, осуществляющих
процесс ресоциализации несовершеннолетних
осуждённых.
Структура работы.
Наша работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы, состоящего из 48 источников и приложения.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяется цель, гипотеза и задачи экспериментального исследования.
В первой главе рассмотрены вопросы ресоциализации и социализации личности. Дано описание личностных характеристик несовершеннолетних осужденных.
Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования личностных особенностей несовершеннолетних осужденных. Представлено обсуждение результатов экспериментального исследования.
В третьей главе представлено описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы, описание и интерпретация данных формирующего эксперимента.
В заключении сформулированы основные выводы и положения по проблеме исследования.
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
По мнению Данилина Е.М., наиболее типичными психологическими состояниями несовершеннолетних осужденных в период нахождения в воспитательной колонии являются ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Следование неформальным традициям, обычаям, нормам и шаблонам поведения закрепляет у них деформированные интересы и ценностные ориентации [2].
Повседневное поведение несовершеннолетних отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом [6]. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием разнонаправленных факторов среды ближайшего социального окружения, а также психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала воспитательной колонии и семьи [43].
У
несовершеннолетних осужденных зафиксировано
неоднозначное, порой противоречивое
отношение к своему окружению - обидчивость,
враждебность, агрессивность, обвинение
друзей или родственников в
Интеллектуально-ценностная сфера значительной части несовершеннолетних осужденных примерно такая же, как у законопослушных подростков. Однако они, как правило, имели более низкий уровень успеваемости в школе, постоянно прогуливали занятия, обманывали учителей, проявляли упорство и непослушание, рано бросили учебу, стремились к авантюрным приключениям [13]. Среди них отмечается больший удельный вес нереально думающих, инфантильных и неспособных найти правильный выход из возникающих трудных ситуаций. Их общение зачастую носило асоциальную направленность и ограничивалось себе подобными лицами [29].
Личностные черты и особенности поведения осужденных, склонных к агрессивному поведению в условиях лишения свободы, отличаются бедностью ценностных ориентаций, узостью и неустойчивостью системы интересов и потребностей. Для этой категории лиц характерны интеллектуальная неразвитость, повышенная внушаемость, стремление к подражанию, эмоциональная грубость, раздражительность, импульсивность, озлобленность в отношениях со своими сверстниками и персоналом воспитательной колонии.
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных