Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;

2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;

3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;

4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;

5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;

6.Формулирование выводов экспериментального исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава I. Состояние проблемы исследования в научной

литературе…………………………………………………………………7

1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7

1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12

1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19

Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30

2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30

2.2.Обсуждение результатов экспериментального

исследования……………………………………………………..33

Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54

3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54

3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59

Заключение………………………………………………………...77

Литература………………………………………………………...79

Работа состоит из  1 файл

Диплом распечатать.docx

— 293.08 Кб (Скачать документ)

    2.Психологическое тестирование;

    3.Анализ  и интерпретация полученных данных.

   В связи с этим были использованы следующие методики:

    1) «Шкала  коммуникативной толерантности»  В. Бойко

    2) «Индикатор  копинг-стратегий» Д. Амирхан

    3)«Самооценка  уровня онтогенетической рефлексии»  Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

    4)Проективная методика «Человек под дождем» Е. Романова и Т. Сытько 

   Описание психодиагностических методик:

1. «Шкала коммуникативной  толерантности» В. Бойко

   Методика  разработана В.Бойко. Предназначена для оценки уровня коммуникативной толерантности личности - способности принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками, принимать неудобства, доставляемые ими. Толерантность считается одним из важнейших параметров социальной компетентности личности, её адаптивности и зрелости. Состоит из 45 утверждений.

   Основные  шкалы:

    1. Шкала принятия-неприятия индивидуальности людей
    2. Оценка людей, исходя из своего «Я»
    3. Категоричность и неизменность оценок в адрес окружающих
    4. Умение скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей
    5. Склонность переделывать партнера
    6. Склонность подгонять партнера под себя
    7. Неумение прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности;
    8. Терпимость к дискомфортным ситуациям других
 

2.«Индикатор  копинг-стратегий»  Д. Амирхан

   Методика  предназначена для диагностики  доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

   Основные  шкалы:

  1. Шкала «разрешение проблем»
  2. Шкала «поиск социальной поддержки»
  3. Шкала «избегание проблем»
 

3.«Самооценка  уровня онтогенетической  рефлексии» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

   Методика  нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.

   Основные  шкалы:

  1. Полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Вы обладаете исключительной способностью усложнять себе жизнь. Вашими решениями недовольны ни вы, ни ваше окружение. Для исправления ситуации необходимо лучше обдумывать свои решения, анализировать ошибки и найти хороших советчиков по сложным жизненным ситуациям.
  2. Рефлексия со знаком «-», итогом прошлых ошибок становится страх перед совершением новых. Ваша осторожность, явившаяся результатом прошлых жизненных ошибок, не всегда является гарантией полного жизненного успеха. Возможно то, что вы считаете ошибкой, совершенной в прошлом, – просто сигнал о том, что вы изменились. Ваш критичный ум иногда мешает исполнению ваших глубоких желаний.
  3. Рефлексия со знаком «+». Анализ совершенного и движение вперед. В ближайшее время вам не грозит опасность совершить жизненную ошибку. Гарантия этого – вы сами. У вас есть много черт, которыми обладают люди с большими способностями к хорошему планированию и предвидению собственного будущего. Вы ощущаете себя творцом собственной жизни.
 
 

4. Проективная методика  «Человек под дождем» Е.Романова и Т.Сытько

   Методика  ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности  преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет  также осуществить диагностику  личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

   Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях. В  процессе тестирования важно наблюдать  за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной  информации необходимо провести дополнительное интервью с ребенком.

   Таким образом, выбор данных методик обусловлен тем, что на основе полученных данных мы сможем определить уровни сформированности рефлексии, коммуникативной толерантности, копинг-стратегий несовершеннолетних осужденных, что мы изучаем в данном экспериментальном исследовании. А  также, данные методики редко используются психологами воспитательной колонии, что говорит о том, что несовершеннолетние осужденные не «научены» выполнять  эти методики. Следовательно, мы получим  более достоверные результаты.  
 

   2.2. Обсуждение результатов  экспериментального  исследования 

   1. «Шкала коммуникативной  толерантности» В.  Бойко

   Для выявления различия между двумя выборками, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий U Манна-Уитни.

   Критерий  применяется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

   Для сравнения будем брать показатели экспериментальной и контрольной  групп.

   В целом, по общему количеству данных по тесту мы получили следующий результат:

                      Таблица 1

   Расчетная таблица

Контрольная группа Экспериментальная группа
Индивид. знач. Ранг Индивид. знач. Ранг
30 1    
31 2    
32 3    
34 4    
40 5    
    42 6
43 7    
    50 8
    65 9
    76 10
    81 11
    94 12
  Σ=22    Σ=56
 

N=n1+n2=12

nx=6

Tx=56 
 

   Различия  между двумя выборками можно  считать значимыми (p<0,05), если Uэмп. ниже или равен U0,05, и тем более достоверными (p<0,01), если Uэмп. ниже или равен U0,01.

   В целом, мы получили, что Uэмп=1 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по методике.

  1. Шкала принятия-неприятия индивидуальности людей

В результате мы получили, что Uэмп=5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Неприятие индивидуальности людей у несовершеннолетних осужденных зачастую связано с неоднозначным отношением к окружающим - обидчивость, враждебность, агрессивность. У несовершеннолетних осужденных наблюдается завышенный уровень самооценки, эгоцентризм.

  1. Оценка людей, исходя из своего «Я»

В результате мы получили, что Uэмп=11 (p>0,05), то есть Uэмп > U0,05, что означает наличие лишь случайных недостоверных различий между выборками по данной шкале. Несовершеннолетним осужденным, как и студентам не свойственно проецировать критерии оценки человека на собеседника по общению. Очевидно, несовершеннолетние осужденные не оценивают людей, исходя из своего «Я», так как не могут посмотреть и оценить себя и свои действия со стороны.

  1. Категоричность и неизменность оценок в адрес окружающих

В результате мы получили, что Uэмп=0,5 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не способны менять свое представление о человеке. Ввиду того, что осужденные зачастую воспринимают внешнюю среду как враждебную, все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются как результат враждебных действий со стороны окружения. Такие люди обладают достаточно устойчивыми представлениями, которые с трудом могут корригироваться. Другими словами, если они имеют о ком-то или о чем-то свое мнение, то их трудно переубедить.

  1. Умение скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей

В результате мы получили, что Uэмп=5,5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не способны сглаживать неприятные впечатления от общения, терпеть в поведении партнера то, что кажется им неправильным или неприемлемым. Они чрезвычайно чувствительны к любым элементам межличностного взаимодействия, подозрительны, воспринимают внешнюю среду как враждебную. Это приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, представляющих хоть малейшую угрозу для его личности.

  1. Склонность переделывать партнера

В результате мы получили, что Uэмп=6 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Завышенная самооценка, низкая критичность несовершеннолетних осужденных могут приводить к непониманию других людей, склонности «перевоспитывать» партнера по общению, чтобы добиться от него желаемой эгоцентрической цели.

  1. Склонность подгонять партнера под себя

В результате мы получили, что Uэмп=6 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные склонны подгонять партнера под себя. У несовершеннолетних осужденных за кражи выражена потребность в самоутверждении, аффективный фон оказывает непосредственное влияние на поведение, то есть у них наиболее сильно выражены такие черты, как импульсивность и пренебрежение к социальным нормам и требованиям.

  1. Неумение прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности;

В результате мы получили, что Uэмп=9 (p>0,05), то есть Uэмп > U0,05, что означает наличие лишь случайных недостоверных различий между выборками по данной шкале. Несовершеннолетние осужденные умеют прощать ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности другим. Для воров, по сравнению с другими преступниками, характерна относительно хорошая ориентация в социальных нормах и требованиях, сочетающаяся с внутренним их неприятием. Для них не характерна реакция самоупрека и самообвинения за совершенные ранее асоциальные действия. В силу этого, очевидно, осужденные не стремятся обвинять других в совершенных ими ошибках.

  1. Терпимость к дискомфортным ситуациям других

В результате мы получили, что Uэмп=5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не принимают состояния дискомфорта окружающих, не способны оказать поддержку и помощь в сложных жизненных ситуациях. Ориентация на интолерантное взаимодействие также связана с наличием у субъекта установки перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Очевидно, такое убеждение распространяется и на восприятие различий между людьми, понимание свободы их выбора жизненного пути.

Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных