Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
2.Психологическое тестирование;
3.Анализ и интерпретация полученных данных.
В связи с этим были использованы следующие методики:
1) «Шкала
коммуникативной толерантности»
2) «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан
3)«Самооценка
уровня онтогенетической
4)Проективная
методика «Человек под дождем» Е. Романова
и Т.
Сытько
Описание психодиагностических методик:
1. «Шкала коммуникативной толерантности» В. Бойко
Методика разработана В.Бойко. Предназначена для оценки уровня коммуникативной толерантности личности - способности принимать людей, позволять им быть такими, какие они есть, со своими слабостями и недостатками, принимать неудобства, доставляемые ими. Толерантность считается одним из важнейших параметров социальной компетентности личности, её адаптивности и зрелости. Состоит из 45 утверждений.
Основные шкалы:
2.«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан
Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.
Основные шкалы:
3.«Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Методика нацелена на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.
Основные шкалы:
4. Проективная методика «Человек под дождем» Е.Романова и Т.Сытько
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
Сопоставление
двух рисунков позволяет определить,
как человек реагирует на стрессовые,
неблагоприятные ситуации, что он
чувствует при затруднениях. В
процессе тестирования важно наблюдать
за ходом рисования и обращать
внимание на все высказывания испытуемого.
Для получения более
Таким
образом, выбор данных методик обусловлен
тем, что на основе полученных данных
мы сможем определить уровни сформированности
рефлексии, коммуникативной толерантности,
копинг-стратегий
2.2.
Обсуждение результатов
экспериментального
исследования
1. «Шкала коммуникативной толерантности» В. Бойко
Для выявления различия между двумя выборками, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий U Манна-Уитни.
Критерий применяется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Для
сравнения будем брать
В целом, по общему количеству данных по тесту мы получили следующий результат:
Таблица 1
Расчетная таблица
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Индивид. знач. | Ранг | Индивид. знач. | Ранг |
30 | 1 | ||
31 | 2 | ||
32 | 3 | ||
34 | 4 | ||
40 | 5 | ||
42 | 6 | ||
43 | 7 | ||
50 | 8 | ||
65 | 9 | ||
76 | 10 | ||
81 | 11 | ||
94 | 12 | ||
Σ=22 | Σ=56 |
N=n1+n2=12
nx=6
Tx=56
Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p<0,05), если Uэмп. ниже или равен U0,05, и тем более достоверными (p<0,01), если Uэмп. ниже или равен U0,01.
В целом, мы получили, что Uэмп=1 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по методике.
В результате мы получили, что Uэмп=5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Неприятие индивидуальности людей у несовершеннолетних осужденных зачастую связано с неоднозначным отношением к окружающим - обидчивость, враждебность, агрессивность. У несовершеннолетних осужденных наблюдается завышенный уровень самооценки, эгоцентризм.
В результате мы получили, что Uэмп=11 (p>0,05), то есть Uэмп > U0,05, что означает наличие лишь случайных недостоверных различий между выборками по данной шкале. Несовершеннолетним осужденным, как и студентам не свойственно проецировать критерии оценки человека на собеседника по общению. Очевидно, несовершеннолетние осужденные не оценивают людей, исходя из своего «Я», так как не могут посмотреть и оценить себя и свои действия со стороны.
В результате мы получили, что Uэмп=0,5 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не способны менять свое представление о человеке. Ввиду того, что осужденные зачастую воспринимают внешнюю среду как враждебную, все затруднения и неприятности, с которыми они встречаются в жизни, интерпретируются как результат враждебных действий со стороны окружения. Такие люди обладают достаточно устойчивыми представлениями, которые с трудом могут корригироваться. Другими словами, если они имеют о ком-то или о чем-то свое мнение, то их трудно переубедить.
В результате мы получили, что Uэмп=5,5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не способны сглаживать неприятные впечатления от общения, терпеть в поведении партнера то, что кажется им неправильным или неприемлемым. Они чрезвычайно чувствительны к любым элементам межличностного взаимодействия, подозрительны, воспринимают внешнюю среду как враждебную. Это приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, представляющих хоть малейшую угрозу для его личности.
В результате мы получили, что Uэмп=6 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Завышенная самооценка, низкая критичность несовершеннолетних осужденных могут приводить к непониманию других людей, склонности «перевоспитывать» партнера по общению, чтобы добиться от него желаемой эгоцентрической цели.
В результате мы получили, что Uэмп=6 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные склонны подгонять партнера под себя. У несовершеннолетних осужденных за кражи выражена потребность в самоутверждении, аффективный фон оказывает непосредственное влияние на поведение, то есть у них наиболее сильно выражены такие черты, как импульсивность и пренебрежение к социальным нормам и требованиям.
В результате мы получили, что Uэмп=9 (p>0,05), то есть Uэмп > U0,05, что означает наличие лишь случайных недостоверных различий между выборками по данной шкале. Несовершеннолетние осужденные умеют прощать ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности другим. Для воров, по сравнению с другими преступниками, характерна относительно хорошая ориентация в социальных нормах и требованиях, сочетающаяся с внутренним их неприятием. Для них не характерна реакция самоупрека и самообвинения за совершенные ранее асоциальные действия. В силу этого, очевидно, осужденные не стремятся обвинять других в совершенных ими ошибках.
В результате мы получили, что Uэмп=5 (p<0,05), то есть Uэмп < U0,05, что означает присутствие значимого различия между выборками по шкале. Несовершеннолетние осужденные не принимают состояния дискомфорта окружающих, не способны оказать поддержку и помощь в сложных жизненных ситуациях. Ориентация на интолерантное взаимодействие также связана с наличием у субъекта установки перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Очевидно, такое убеждение распространяется и на восприятие различий между людьми, понимание свободы их выбора жизненного пути.
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных