Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
В результате мы получили, что Тэмп=1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы показатели данной шкалы снизились. То есть, если до коррекции, осужденные не оценивали других людей, исходя из своего «Я», потому что не могли посмотреть на себя со стороны, то во время коррекции у осужденных выработались навыки рефлексии, что способствовало пониманию ими своей личности. Этому способствовали такие упражнения, как: «Паутина», «Видение», «Узкий мост», «Мой образ жизни до преступления», «Уличное знакомство», «Экстрасенс», «История про братьев». Изменения начали проявляться через 4 недели занятий. Это проявлялось в том, что осужденные начали анализировать свои чувства, мысли после проведенного занятия.
В результате мы получили, что Тэмп=1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные начали относиться к другим людям менее категорично. Этому способствовали такие упражнения, как: «Полезное дело», «Комплимент», «Путаница», «Линейка», «Примерка социальных ролей». Изменения стали проявляться через 6 недель занятий. Это проявлялось в том, что суждения осужденных в отношении других участников тренинга начали меняться, они стали ценить положительные качества друг друга.
В результате мы получили, что Тэмп=1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные научились скрывать неприятные впечатления. Этому способствовали такие упражнения, как: «Волшебный магазин», «Полезное дело», «Волшебное слово». Изменения стали проявляться через 5 недель занятий. Это проявлялось в том, что осужденные стали скрывать негативные высказывания в сторону неадекватных реакций других участников.
В результате мы получили, что Тэмп=1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные научились принимать человека, не переделывать его. Этому способствовали такие упражнения, как «Примерка социальных ролей», «Экстрасенс», «Уличное знакомство», «Памятник чувствам». Изменения начали проявляться через 7 недель занятий. Это проявлялось в том, что осужденные выслушивали суждения других участников и не пытались перебить или высмеять точку зрения другого человека.
В результате мы получили, что Тэмп=1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные научились принимать людей, не пытаться подогнать под себя. Этому способствовали такие упражнения, как «Примерка социальных ролей», «Экстрасенс», «Уличное знакомство», «Памятник чувствам». Изменения начали проявляться через 7 недель занятий. Это проявлялось в том, что осужденные выслушивали суждения других участников и не пытались перебить или высмеять точку зрения другого человека.
В результате мы получили, что Тэмп=6 (p≥0,05), то есть Тэмп ≥Т0,05, что означает, что сдвигов не наблюдается. После проведения коррекционной программы изменений не произошло.
В результате мы получили, что Тэмп=5 (p≥0,05), то есть Тэмп ≥Т0,05, что означает, что сдвигов не наблюдается. После проведения коррекционной программы изменений не произошло.
В целом, один несовершеннолетний осужденный с трудом принимает индивидуальность людей, один оценивает людей, исходя из своего «Я», шестеро не категоричны в оценках окружающих, шестеро осужденных не проявляют нетерпимость к окружающим, шестеро умеют сглаживать неприятное впечатление при столкновении с некоммуникативными качествами людей, у шестерых не присутствует склонность «переделывать» людей и подгонять под себя, один осужденный не умеет прощать другому ошибки, непреднамеренно причиненные неприятности, шестеро терпимы к дискомфортным ситуациям окружающих.
По
методике «Шкала коммуникативной толерантности»
на этапе формирующего эксперимента мы
получили следующие результаты, которые
для наглядного представления отразили
в рис. 6:
Рис.
6. Сравнение группы
заключенных до и после
формирующего эксперимента
по методике «Шкала
коммуникативной толерантности»
Таким
образом, после проведения коррекционной
программы несовершеннолетние осужденные
начали принимать индивидуальность
людей, они не категоричны в оценках
окружающих, не пытаются переделать людей,
подогнать под себя. Они научились
сглаживать неприятные впечатления
при столкновении с некоммуникативными
качествами людей. Таким образом, несовершеннолетние
осужденные повысили свой уровень коммуникативной
толерантности.
2. «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан
Для выявления сдвига, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем Т-критерий Вилкоксона.
Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
«Типичный» сдвиг является преобладающим по интенсивности, если Тэмп ниже или равен Т0,05, и тем более достоверно преобладающим, если Тэмп ниже или равен Т0,01.
Для сравнения будем брать общий показатель до и после эксперимента.
Таблица 8
Расчетная таблица
до | после | Разница | абсолютная разница | ранг |
20 | 27 | 7 | 7 | 3,5 |
21 | 29 | 8 | 8 | 5 |
23 | 30 | 7 | 7 | 3,5 |
25 | 23 | -2 | 2 | 1 |
22 | 28 | 6 | 6 | 2 |
19 | 30 | 11 | 11 | 6 |
Σ=21 |
В результате мы получили, что Тэмп =1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные научились разрешать проблемы. Этому способствовали такие упражнения, как: «Узкий мост», «Я глазами других», «Радость», «Нетрадиционное приветствие», «Памятник чувствам», «Экстрасенс», «Комплимент», «Луковица», «Самостоятельная жизнь». Изменения в отношении к индивидуальности людей начали проявляться через 6 недель занятий. Это проявлялось в том, что осужденные во время групповых дискуссий находили разные пути решения той или иной предлагаемой ситуации.
В целом получилось, что шестеро несовершеннолетних осужденных имеют средний уровень разрешения проблем, а до проведения программы - трое несовершеннолетних осужденных имели низкий и трое средний уровни разрешения проблем. Следовательно, осужденные научились успешнее разрешать возникшие проблемы, нежели до проведения коррекционной программы.
По шкале «Разрешение проблем» на этапе формирующего эксперимента мы получили следующие результаты, которые для наглядного представления отразили в рис. 7:
Рис.
7. Сравнение группы
заключенных до и после
формирующего эксперимента
по шкале «Разрешение
проблем»
2)Шкала «Поиск социальной поддержки»
Стратегия
поиска социальной поддержки — это
активная поведенческая стратегия,
при которой человек для
«Типичный» сдвиг является преобладающим по интенсивности, если Тэмп ниже или равен Т0,05, и тем более достоверно преобладающим, если Тэмп ниже или равен Т0,01.
Для
сравнения будем брать общий
показатель до и после эксперимента.
Таблица 9
Расчетная таблица
до | после | разница | абсолютная разница | ранг |
19 | 28 | 9 | 9 | 6 |
24 | 27 | 3 | 3 | 2 |
25 | 30 | 5 | 5 | 3 |
22 | 29 | 7 | 7 | 4,5 |
23 | 30 | 7 | 7 | 4,5 |
26 | 24 | -2 | 2 | 1 |
Σ=21 |
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных