Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
В
целом, пять несовершеннолетних осужденных
с трудом принимают индивидуальность
людей, двое оценивают людей, исходя
из своего «Я», пятеро категоричны в
оценках окружающих, пятеро не умеют
сглаживать неприятное впечатление
при столкновении с некоммуникативными
качествами людей, у пяти присутствует
склонность «переделывать» людей и
подгонять под себя, четверо осужденных
не умеют прощать другому ошибки,
непреднамеренно причиненные
По
методике «Шкала коммуникативной толерантности»
на этапе экспериментального исследования
мы получили следующие результаты, которые
для наглядного представления отразили
в рис. 1:
Рис. 1.
Сравнение контрольной
и экспериментальной
групп по методике «Шкала
коммуникативной толерантности»
Таким
образом, несовершеннолетние осужденные
обладают низким уровнем коммуникативной
толерантности. Осужденные не принимают
индивидуальность людей, категоричны
в оценках окружающих, пытаются переделать
людей, подогнать под себя. Они не умеют
сглаживать неприятные впечатления при
столкновении с некоммуникативными качествами
людей. Это связано с тем, что несовершеннолетние
осужденные не умеют разрешать противоречия
и конфликты, испытывают внутреннюю дисгармонию
и негативные переживания по поводу различий
окружающих людей и себя.
2. «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан
Для выявления различия между двумя выборками, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий U Манна-Уитни.
Критерий применяется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
Для
сравнения будем брать
Таблица 2
Расчетная таблица
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Индивид. знач. | Ранг | Индивид. знач. | Ранг |
19 | 1 | ||
20 | 2 | ||
21 | 3 | ||
22 | 4 | ||
23 | 5 | ||
25 | 6 | ||
27 | 7 | ||
29 | 8 | ||
30 | 9 | ||
31 | 10 | ||
32 | 11 | ||
33 | 12 | ||
Σ=57 | Σ=21 |
N=n1+n2=12
nx=6
Tx=57
Uэмп.
=0
Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p<0,05), если Uэмп. ниже или равен U0,05, и тем более достоверными (p<0,01), если Uэмп. ниже или равен U0,01.
В результате мы получили, что Uэмп=0 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по шкале «Разрешение проблем».
По
шкале «Разрешение проблем» на этапе
экспериментального исследования мы получили
следующие результаты, которые для наглядного
представления отразили в рис. 2:
Рис.
2. Сравнение контрольной
и экспериментальной
групп по шкале «Разрешение
проблем»
Таким образом, трое студентов имеют высокий и трое средний уровни разрешения проблем. Низкий и очень низкий уровни не набрал никто. А трое несовершеннолетних осужденных имеют низкий и трое средний уровни разрешения проблем. Высокий уровень и очень низкий не набрал никто.
Следовательно, студенты лучше разрешают возникшие проблемы, нежели несовершеннолетние осужденные. Несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, ограничивать свои потребности. Это связано с тем, что несовершеннолетние осужденные зачастую имеют иждивенческую позицию, что обуславливает их нежелание, а также неумение разрешать проблемы. На свободе родители зачастую оберегали их от неприятностей, внушали, что перед ними открыты все дороги. Не имея возможности удовлетворить свои завышенные запросы честным путем, они встают на путь преступлений.
2)Шкала «Поиск социальной поддержки»
Стратегия
поиска социальной поддержки — это
активная поведенческая стратегия,
при которой человек для
Для
сравнения будем брать
Таблица 3
Расчетная таблица
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Индивид. знач. | Ранг | Индивид. знач. | Ранг |
19 | 1 | ||
22 | 2 | ||
23 | 3 | ||
24 | 4 | ||
25 | 5 | ||
26 | 6 | ||
27 | 7 | ||
29 | 8 | ||
30 | 9 | ||
31 | 10 | ||
32 | 11 | ||
33 | 12 | ||
Σ=57 | Σ=21 |
N=n1+n2=12
nx=6
Tx=57
Uэмп.
=0
Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p<0,05), если Uэмп. ниже или равен U0,05, и тем более достоверными (p<0,01), если Uэмп. ниже или равен U0,01.
В результате мы получили, что Uэмп=0 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками по шкале «Поиск социальной поддержки».
По
шкале «Поиск социальной поддержки»
на этапе экспериментального исследования
мы получили следующие результаты, которые
для наглядного представления отразили
в рис. 3:
Рис.
3. Сравнение контрольной
и экспериментальной
групп по шкале «Поиск
социальной поддержки»
В целом получилось, что трое студентов имеют высокий и трое средний уровни поиска социальной поддержки. Низкий уровень не набрал никто. А шестеро несовершеннолетних осужденных имеют средний уровень поиска социальной поддержки. Низкого и высокого уровня не набрал никто.
Следовательно, студенты активнее обращаются за помощью к своему социальному окружению, чем несовершеннолетние осужденные. Это связано с тем, что несовершеннолетние осужденные зачастую не испытывают доверия к своему социальному окружению, следовательно, не обращаются за помощью. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая подверженность воздействию у осужденных усугубляются разнородными по направленности влияниями среды осужденных, сотрудников колонии, родителей (родственников), друзей на свободе. У несовершеннолетних осужденных неоднозначное отношение к родным и близким: это могут быть обида, злость, враждебность, агрессивность, обвинение их в случившемся.
3)Шкала «избегание проблем»
Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», используя активный способ избегания — суицид.
Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.
Для
сравнения будем брать
Таблица 4
Расчетная таблица
Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Индивид. знач. | Ранг | Индивид. знач. | Ранг |
11 | 1 | ||
12 | 2,5 | 12 | 2,5 |
13 | 4 | ||
14 | 5,5 | 14 | 5,5 |
15 | 7,5 | 15 | 7,5 |
17 | 9,5 | 17 | 9,5 |
20 | 11 | ||
21 | 12 | ||
Σ=30 | Σ=48 |
N=n1+n2=12
nx=6
Tx=48
Различия между двумя выборками можно считать значимыми (p<0,05), если Uэмп. ниже или равен U0,05, и тем более достоверными (p<0,01), если Uэмп. ниже или равен U0,01.
В результате мы получили, что Uэмп=9 (p≥0,05), то есть Uэмп > U0,05, что означает наличие лишь случайных недостоверных различий между выборками по данной шкале.
В целом получилось, что пятеро студентов имеют очень низкий и один – низкий уровни избегания проблем. Средний и высокий уровни не набрал никто. А трое несовершеннолетних осужденных имеют очень низкий и трое низкий уровни избегания проблем. Средний и высокий уровни не набрал никто.
По
шкале «Избегание проблем» на этапе
экспериментального исследования мы получили
следующие результаты, которые для наглядного
представления отразили в рис. 4:
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных