Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;

2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;

3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;

4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;

5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;

6.Формулирование выводов экспериментального исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава I. Состояние проблемы исследования в научной

литературе…………………………………………………………………7

1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7

1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12

1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19

Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30

2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30

2.2.Обсуждение результатов экспериментального

исследования……………………………………………………..33

Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54

3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54

3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59

Заключение………………………………………………………...77

Литература………………………………………………………...79

Работа состоит из  1 файл

Диплом распечатать.docx

— 293.08 Кб (Скачать документ)

   Социализация  каждого человека осуществляется с  помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов  социализации созданы эффективные  приемы воздействия на массовое сознание, как прогрессивные — воспитание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные — манипулирование  или, иначе говоря, «модификация»  поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение слухов и мифов, «промывание мозгов»[27].

   Cоциализация — не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации [30].

   Самосознание  личности можно рассматривать как  достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Самопознание здесь можно определить как рефлексию. Рефлексия — это не только процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления [14].

   Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных  сферах актуальной жизнедеятельности  и выработку планов на различные  отрезки будущей жизни.

   Самореализация  предполагает реализацию человеком  активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений [28].

   Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом  уровне - как внутренняя установка  и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровне - как  действие или осуществляемая через  закон и традицию общественная норма  поведения. Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов[33].

   Выдвигаемые цели могут более или менее  соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

   Важно отметить, что человек осознанно  или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или  иных целей. Это позволяет ему, обнаружив  расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями  их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Сам  человек может поменять цели, искать подходящие ему пути их достижения, т. е. самоизменяться [30].

   Если  какая-либо группа задач или существенные задачи определенной группы остаются неразрешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию неполной. Возможен и такой случай, когда  та или иная задача, не решенная в  определенном возрасте, внешне не сказывается  на социализации человека, но через  определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что  приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.

   Социализация  является успешной, если имеется, с  одной стороны, эффективная адаптация  человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека [8].

   Социализация  осуществляется в процессе усвоения ценностей, верований, норм, правил и  идеалов того общества, которому принадлежит  конкретный человек, в результате чего происходит формирование личности и  регулирование поведения.

   Регулированием  поведения человека в чрезвычайных ситуациях «руководят» «копинг-стратегии». Понятие «копинг-стратегии» или «копинг-поведение» используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, рассматриваемыми как осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации, путем ее преобразования в соответствии с характером рассогласования в структуре ситуации [30].

   Таким образом, социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. 

    1.3. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных 

   В определении содержания понятия  ресоциализации существуют разные точки  зрения. Так, М. И. Еникеев [16] под ресоциализацией понимал восстановление в сознании десоциализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения. В. Н. Савардунова рассматривала ресоциализацию как процесс усвоения осужденными общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных либо несформированных навыков и привычек поведения [37]. В источнике «Реадаптация и ресоциализация» авторов А.В.Пищелко и Д.В.Сочивко мы находим следующее определение: ресоциализация - это педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью усвоения (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения для дальнейшего включения в социальную жизнь[31].

   З.А. Астемиров утверждает, что понятие «ресоциализация» может отождествляться с «перевоспитанием» [4]. И.В.Шмаров рассматривает ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность психологов. Другие отмечают, что ресоциализация – это процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, ожидаемых как в периоде нахождения в исправительном учреждении, так и после выхода из него.

   По  своей сути процесс ресоциализации аналогичен процессу социализации личности. И понимание ресоциализации как  «восстановления», повторного усвоения десоциализированной личностью социального опыта. Ядром концепции ресоциализации осужденного является положение о «субъектном развитии личности», суть которого состоит в том, чтобы заставить человека развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством навязанных ему «воспитательных» мероприятий невозможно, осужденные могут и должны изменить свое поведение сами. Иными словами, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.

   В связи с тем, что причины преступного  поведения зависят от множества  личностных и социальных факторов, то для решения задачи ресоциализации преступников необходим к каждому  из них дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование  наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы [10].

   По  мнению А.В. Пищелко [31], систему ресоциализации составляет:

  1. Личность сотрудника воспитательной колонии
  2. Личность осужденного как субъект или объект перевоспитания
  3. Процесс и условия исполнения уголовного наказания.

   К освобождению несовершеннолетних осужденных подготавливают специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана, прежде всего, на решение организационных  и психологических задач, которые  сводятся к бытовому и трудовому  устройству освобождаемых и их психологической  подготовке к освобождению - адекватному  восприятию возможных трудностей в  жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической  подготовки делается все возможное для их снижения.

   В программу работы «школы» по подготовке осужденных к освобождению помимо традиционных занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения  человека в конкретных жизненных  ситуациях, которые могут возникать  у лиц, освободившихся из воспитательной колонии. Применение индивидуального  и группового поведенческого тренинга позволяет существенно повысить порог психологической устойчивости, способность ориентации в сложных  ситуациях, научить выбору разумного выхода из них.

   «Важнее всего, - отмечает В. Л. Васильев, - активизировать положительные качества личности в  процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых  условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям» [24].

   Основная  масса новых преступлений, совершаемых  лицами, которые отбывали наказание  в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента  освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.

   «Таким  образом, - констатирует В. Л. Васильев, - процесс адаптации освобожденных  из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения» [24].

   Процесс социальной адаптации можно считать  успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой [46].

   Анализ  литературы и учет специфических особенностей личности позволяет  нам определить следующие личностные особенности, которые будут способствовать успешной ресоциализации: высокий уровень развития коммуникативной толерантности позволит принимать различия потребностей, интересов, ценностей других людей, быть терпимым, ответственным за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими. Адаптивное функциональное копинг-поведение будет способствовать социальной интеграции и конструктивной адаптации. Они могут быть достигнуты путем формирования активных функциональных копинг-стратегий (базисные стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки). Развитая рефлексия поможет несовершеннолетнему осужденному понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир.

   Коммуникативная толерантность

   Понятие толерантность происходит от латинского глагола (tolero), который означает переносить, выдерживать, терпеть.

   Анализирует сущность понятия «толерантность»  В.М. Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности», где он определяет философский смысл толерантности в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность, по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющей эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [21].

   Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом  уровне - как внутренняя установка  и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровне - как  действие или осуществляемая через  закон и традицию общественная норма  поведения.

   Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального  выбора: она не навязывается, а приобретается  через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.

   Как действие - это активная позиция  самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов [33].

   Коммуникативная толерантность — одна из важнейших  и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления — культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический «ансамбль» многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности человека могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции [21].

   Механизм  возникновения и проявления коммуникативной  толерантности связан с психологией  отражения личностных различий. Осознанно, на уровне предсознания или подсознания, каждый человек реагирует на то, что он и партнер имеют различия в сфере тех или иных проявлений личности.

Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных