Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
Социализация
каждого человека осуществляется с
помощью всех названных механизмов,
но для обеспечения нужных результатов
социализации созданы эффективные
приемы воздействия на массовое сознание,
как прогрессивные —
Cоциализация — не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации [30].
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Самопознание здесь можно определить как рефлексию. Рефлексия — это не только процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления [14].
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений [28].
Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровне - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма поведения. Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов[33].
Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.
Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Сам человек может поменять цели, искать подходящие ему пути их достижения, т. е. самоизменяться [30].
Если какая-либо группа задач или существенные задачи определенной группы остаются неразрешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.
Социализация
является успешной, если имеется, с
одной стороны, эффективная адаптация
человека в обществе, а с другой
– способность в какой-то мере
противостоять обществу, а точнее
– части тех жизненных
Социализация осуществляется в процессе усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов того общества, которому принадлежит конкретный человек, в результате чего происходит формирование личности и регулирование поведения.
Регулированием
поведения человека в чрезвычайных
ситуациях «руководят» «копинг-
Таким
образом, социализация человека начинается
с рождения и продолжается на протяжении
всей жизни. В её процессе он усваивает
накопленный человечеством социальный
опыт в различных сферах жизнедеятельности,
который позволяет исполнять определенные,
жизненно важные социальные роли. Социализация
рассматривается как процесс, условие,
проявление и результат социального формирования
личности.
1.3.
Психологическая ресоциализация
несовершеннолетних
осужденных
В определении содержания понятия ресоциализации существуют разные точки зрения. Так, М. И. Еникеев [16] под ресоциализацией понимал восстановление в сознании десоциализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения. В. Н. Савардунова рассматривала ресоциализацию как процесс усвоения осужденными общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных либо несформированных навыков и привычек поведения [37]. В источнике «Реадаптация и ресоциализация» авторов А.В.Пищелко и Д.В.Сочивко мы находим следующее определение: ресоциализация - это педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью усвоения (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения для дальнейшего включения в социальную жизнь[31].
З.А. Астемиров утверждает, что понятие «ресоциализация» может отождествляться с «перевоспитанием» [4]. И.В.Шмаров рассматривает ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность психологов. Другие отмечают, что ресоциализация – это процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, ожидаемых как в периоде нахождения в исправительном учреждении, так и после выхода из него.
По своей сути процесс ресоциализации аналогичен процессу социализации личности. И понимание ресоциализации как «восстановления», повторного усвоения десоциализированной личностью социального опыта. Ядром концепции ресоциализации осужденного является положение о «субъектном развитии личности», суть которого состоит в том, чтобы заставить человека развиваться в социальном и духовном отношении, корректировать его установки посредством навязанных ему «воспитательных» мероприятий невозможно, осужденные могут и должны изменить свое поведение сами. Иными словами, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.
В связи с тем, что причины преступного поведения зависят от множества личностных и социальных факторов, то для решения задачи ресоциализации преступников необходим к каждому из них дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы [10].
По мнению А.В. Пищелко [31], систему ресоциализации составляет:
К освобождению несовершеннолетних осужденных подготавливают специально, направленно, за два-три месяца до этого. Подготовка к освобождению рассчитана, прежде всего, на решение организационных и психологических задач, которые сводятся к бытовому и трудовому устройству освобождаемых и их психологической подготовке к освобождению - адекватному восприятию возможных трудностей в жизни и выбору путей их преодоления. Перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. В процессе психологической подготовки делается все возможное для их снижения.
В
программу работы «школы» по подготовке
осужденных к освобождению помимо традиционных
занятий (лекций, бесед, консультаций)
включаются поведенческие тренинги,
посвященные разбору поведения
человека в конкретных жизненных
ситуациях, которые могут возникать
у лиц, освободившихся из воспитательной
колонии. Применение индивидуального
и группового поведенческого тренинга
позволяет существенно повысить
порог психологической
«Важнее всего, - отмечает В. Л. Васильев, - активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям» [24].
Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения.
«Таким
образом, - констатирует В. Л. Васильев,
- процесс адаптации
Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой [46].
Анализ литературы и учет специфических особенностей личности позволяет нам определить следующие личностные особенности, которые будут способствовать успешной ресоциализации: высокий уровень развития коммуникативной толерантности позволит принимать различия потребностей, интересов, ценностей других людей, быть терпимым, ответственным за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими. Адаптивное функциональное копинг-поведение будет способствовать социальной интеграции и конструктивной адаптации. Они могут быть достигнуты путем формирования активных функциональных копинг-стратегий (базисные стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки). Развитая рефлексия поможет несовершеннолетнему осужденному понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир.
Коммуникативная толерантность
Понятие толерантность происходит от латинского глагола (tolero), который означает переносить, выдерживать, терпеть.
Анализирует сущность понятия «толерантность» В.М. Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности», где он определяет философский смысл толерантности в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность, по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой - это практический инструмент, позволяющей эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [21].
Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровне - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма поведения.
Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов [33].
Коммуникативная толерантность — одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы судьбы и воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления — культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический «ансамбль» многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности человека могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции [21].
Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с психологией отражения личностных различий. Осознанно, на уровне предсознания или подсознания, каждый человек реагирует на то, что он и партнер имеют различия в сфере тех или иных проявлений личности.
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных