Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;

2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;

3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;

4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;

5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;

6.Формулирование выводов экспериментального исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава I. Состояние проблемы исследования в научной

литературе…………………………………………………………………7

1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7

1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12

1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19

Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30

2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30

2.2.Обсуждение результатов экспериментального

исследования……………………………………………………..33

Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54

3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54

3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59

Заключение………………………………………………………...77

Литература………………………………………………………...79

Работа состоит из  1 файл

Диплом распечатать.docx

— 293.08 Кб (Скачать документ)

   

   Рис. 4. Сравнение контрольной и экспериментальной групп по шкале «Избегание проблем» 

   На  основании того, что несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, при этом их и не избегания, мы можем сказать, что данная копинг-стратегия у осужденных носит неадекватный характер. У несовершеннолетних подросткового и юношеского возраста появляется установка жить одним днем. Они рассчитывают на то, что в дальнейшем все само собой образуется.

   Таким образом, несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, ограничивать свои потребности. Несовершеннолетние осужденные не обращаются за помощью к своему социальному окружению. На основании того, что несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, при этом их и не избегания, мы можем сказать, что данная копинг-стратегия у осужденных носит неадекватный характер.  

    3. «Самооценка уровня  онтогенетической  рефлексии»

    Шкалы:

    1)Отсутствие рефлексии

    2)Рефлексия со знаком «-»

    3)Рефлексия со знаком«+»

   Для выявления различия между двумя выборками, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем критерий U Манна-Уитни.

   Критерий  применяется для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

   Для сравнения будем брать показатели экспериментальной и контрольной  групп.  

                      Таблица 5

   Расчетная таблица

Контрольная группа Экспериментальная группа
Индивид. знач. Ранг Индивид. знач. Ранг
23 1    
28 2    
31 3    
32 4    
45 5    
56 6    
    65 7,5
    65 7,5
    70 9
    72 10
    95 11
    100 12
  Σ=21   Σ=57
 

   N=n1+n2=12

   nx=6

   Tx=57 
 

   Различия  между двумя выборками можно  считать значимыми (p<0,05), если Uэмп. ниже или равен U0,05, и тем более достоверными (p<0,01), если Uэмп. ниже или равен U0,01.

   В результате мы получили, что Uэмп=0 (p<0,01), то есть Uэмп < U0,01, что означает присутствие достоверного различия между выборками.

      По  методике «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» на этапе экспериментального исследования мы получили следующие результаты, которые для наглядного представления отразили в рис. 5: 

   

   Рис. 5. Сравнение контрольной и экспериментальной групп по методике «Самооценка онтогенетической рефлексии» 

   В целом получилось, что у пятерых несовершеннолетних заключенных наблюдается рефлексия со знаком «-». У одного несовершеннолетнего осужденного наблюдается полное отсутствие рефлексии прошлого опыта. Рефлексия со знаком «+» не наблюдается ни у кого. У пятерых студентов наблюдается рефлексия со знаком «+». У одного студента наблюдается рефлексия со знаком «-». Отсутствие рефлексии не наблюдается.

   Таким образом, итогом прошлых ошибок осужденных становится страх перед совершением новых. Это обусловлено тем, что перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. 

   4. Проективная методика  «Человек под дождем»

   Мы получили следующие результаты, которые отразили в таблице №6.

      Таблица 6

      Результаты  проективной методики «Человек под дождем»

Показатель Экспериментальная гр. Контрольная гр.
Переживание интеллектуальной неадекватности 2 2
Торможение 2 0
Контроль  телесных импульсов 2 0
Действия  или поступки, которые вышли из-под  контроля 3 0
Отчаяние 3 2
Отсутствие  стремлений вместе с чувством неадекватности 3 0
Ощущение  малоценности 3 0
Чрезмерно осторожны 2 1
Мужественность 2 2
Агрессия 1 0
Погружены в себя 2 3
Грубость 2 1
Уступки своим слабостям и желаниям 2 2
Потребность в независимости 2 0
Робость 1 1
Скованность 2 1
Потребность в безопасности 1 1
Неприятности  мобилизуют 1 2
Трудная ситуация воспринимается как непреодолимая 5 0
Ожидание  неприятностей 3 0
Отрицание поддержки родителей в трудной  ситуации 6 2
 

   На  рисунках несовершеннолетних осужденных «Человек» (см. приложение 1, рис. 1,3,5) мы можем увидеть, что двое испытуемых переживают интеллектуальную неадекватность (голова маленькая). Двое испытуемых испытывают торможение, регрессию (длинная тонкая шея). Двое делают уступки своим слабостям и желаниям (толстая короткая шея). Двое испытуемых осознают телесные импульсы, и стараются их контролировать (чрезмерно крупная шея). Двое испытуемых слишком осторожны (плечи слишком угловатые). Трое испытуемых испытывают уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности (плечи покатые). Трое испытуемых иногда ловят себя на действиях или поступках, которые вышли у них из-под контроля (руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны). Трое испытывают ощущение малоценности, ничтожности (плечи мелкие). У троих испытуемых отсутствуют стремления наряду с чувством неадекватности (руки очень короткие). Один испытывает замкнутость, робость (ступни не изображены). Двое испытывают скованность (ступни непропорционально мелкие). Один испытывает потребность в безопасности (ступни непропорционально длинные). Двое чрезмерно осторожны (плечи слишком угловатые). Трое испытывают чувство малоценности, униженности (туловище ненормально маленькое). Двое  испытуемых ощущают свою мужественность (туловище угловатое или квадратное). Двое погружены в себя (глаза маленькие). Один груб, черств (глаза выпучены). Один проявляет агрессию (зубы четко нарисованы). У двоих присутствует сильная потребность в независимости и стремление к ней (ноги непропорционально длинные).

   На  рисунках несовершеннолетних осужденных «Человек под дождем» (см. приложение 1, рис. 2,4,6) мы можем увидеть, что одного испытуемого неприятности мобилизуют, делают более сильным и уверенным (увеличение размера фигуры), при этом происходит «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (изображение человека противоположного пола). Пятеро испытуемых тяжело воспринимают трудную ситуацию (тяжелые, закрашенные капли или линии на рисунке). Трое ожидают неприятностей (наличие туч). Шестеро отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации (отсутствие зонта в рисунке).

   На  рисунках студентов «Человек» (см. приложение 1, рис. 7,9,11) мы можем увидеть, что двое испытуемых переживают интеллектуальную неадекватность (голова маленькая). Двое делают уступки своим слабостям и желаниям (толстая короткая шея). Один испытуемый слишком осторожен (плечи слишком угловатые). Двое испытуемых испытывают уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности (плечи покатые). Один испытывает скованность (ступни непропорционально мелкие). Один испытывает потребность в безопасности (ступни непропорционально длинные). Трое погружены в себя (глаза маленькие). Один груб, черств (глаза выпучены).

   На  рисунках студентов «Человек под дождем» (см. приложение 1, рис. 8, 10, 12) мы можем увидеть, что двоих испытуемых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными (увеличение размера фигуры), двое отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации (отсутствие зонта в рисунке).

   В целом, у несовершеннолетних осужденных присутствует торможение, отчаяние, отсутствие потребностей вместе с чувством неадекватности, ощущение малоценности, чрезмерная осторожность, агрессивность, грубость. Трудная ситуация воспринимается осужденными как непреодолимая, они ожидают неприятностей и отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации. Это обусловлено тем, что перед освобождением несовершеннолетние осужденные испытывают тревогу и страх за будущую жизнь на свободе. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, зачастую они обвиняют родителей в своих проблемах.

   Таким образом, несовершеннолетние осужденные обладают низким уровнем коммуникативной  толерантности. Осужденные не принимают  индивидуальность людей, категоричны  в оценках окружающих, пытаются переделать людей, подогнать под себя. Они не умеют сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей. Это связано с тем, что несовершеннолетние осужденные не умеют разрешать противоречия и конфликты, испытывают внутреннюю дисгармонию и негативные переживания по поводу различий окружающих людей и себя.

   Студенты лучше разрешают возникшие проблемы, нежели несовершеннолетние осужденные. Несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, ограничивать свои потребности. Это связано с тем, что несовершеннолетние осужденные зачастую имеют иждивенческую позицию, что обуславливает их нежелание, а также неумение разрешать проблемы. На свободе родители зачастую  оберегали их от неприятностей, внушали, что перед ними открыты все дороги. Не имея возможности удовлетворить свои завышенные запросы честным путем, они встают на путь преступлений. Несовершеннолетние осужденные не обращаются за помощью к своему социальному окружению. Это связано с тем, что несовершеннолетние осужденные зачастую не испытывают доверия к своему социальному окружению. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая подверженность воздействию у осужденных усугубляются разнородными по направленности влияниями среды осужденных, сотрудников колонии, родителей (родственников), друзей на свободе. У несовершеннолетних осужденных неоднозначное отношение к родным и близким: это могут быть обида, злость, враждебность, агрессивность, обвинение их в случившемся. На основании того, что несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, при этом их и не избегания, мы можем сказать, что данная копинг-стратегия у осужденных носит неадекватный характер. У несовершеннолетних подросткового и юношеского возраста появляется установка жить одним днем. Они рассчитывают на то, что в дальнейшем все само собой образуется.

   Итогом прошлых ошибок осужденных становится страх перед совершением новых. Это обусловлено тем, что перед освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь.

   У несовершеннолетних осужденных присутствует торможение, отчаяние, отсутствие потребностей вместе с чувством неадекватности, ощущение малоценности, чрезмерная осторожность, агрессивность, грубость. Трудная ситуация воспринимается осужденными как непреодолимая, они ожидают неприятностей и отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации. Это обусловлено тем, что перед освобождением несовершеннолетние осужденные испытывают тревогу и страх за будущую жизнь на свободе. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, зачастую они обвиняют родителей в своих проблемах.  

    Выводы  по II главе:

   Таким образом, несовершеннолетние осужденные обладают низким уровнем коммуникативной  толерантности. Осужденные не принимают  индивидуальность людей, категоричны  в оценках окружающих, пытаются переделать людей, подогнать под себя. Они  не умеют сглаживать неприятные впечатления  при столкновении с некоммуникативными качествами людей. Это связано с  тем, что несовершеннолетние осужденные не умеют разрешать противоречия и конфликты, испытывают внутреннюю дисгармонию и негативные переживания по поводу различий окружающих людей и себя.

   Несовершеннолетние  осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, ограничивать свои потребности. Несовершеннолетние осужденные не обращаются за помощью к своему социальному окружению. На основании того, что несовершеннолетние осужденные не умеют сопротивляться трудностям, разрешать проблемы, при этом их и не избегания, мы можем сказать, что данная копинг-стратегия у осужденных носит неадекватный характер.

   Итогом  прошлых ошибок осужденных становится страх перед совершением новых. Это обусловлено тем, что перед  освобождением многие осужденные испытывают чувства тревоги, страха, неуверенности. Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние, которое является результатом  фрустрации, следствием полного краха  жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться  неверие в свои силы, в возможность  снова обрести нормальную жизнь.

Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных