Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;

2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;

3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;

4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;

5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;

6.Формулирование выводов экспериментального исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава I. Состояние проблемы исследования в научной

литературе…………………………………………………………………7

1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7

1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12

1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19

Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30

2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30

2.2.Обсуждение результатов экспериментального

исследования……………………………………………………..33

Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54

3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54

3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59

Заключение………………………………………………………...77

Литература………………………………………………………...79

Работа состоит из  1 файл

Диплом распечатать.docx

— 293.08 Кб (Скачать документ)

   Среди них чаще проявляются такие черты, как завышенный уровень самооценки, повышенная тревожность, эгоцентризм, отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, объясняющих поведение, в том числе криминальное [15].

   Вместе  с тем среди этой категории  лиц нередко встречаются и  интеллектуально развитые подростки, для которых агрессивность или  бравада выступают средством  поднятия своего личного положения  в среде ближайшего социального  окружения, своеобразной демонстрацией уверенности в себе [13].

   Проявления  агрессивности могут провоцировать  следующие конфликтные ситуации: эмоциональное отвержение со стороны  значимых для осужденных индивидов; существенное рассогласование привычных образцов поведения; неожиданные поручения, противоречащие текущему психоэмоциональному состоянию; предъявление необоснованных претензий; притеснения и неудачи [45].

   Осужденные, испытывающие трудности  в адаптации к  условиям лишения  свободы, проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости, отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, нерешительностью. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность. Предпочитают ориентироваться на мнение референтной или значимой неформальной группы, избегают конфликтов, стремятся к одобрению со стороны окружающих [13].

   Основными факторами, вызывающими криминогенные  формы поведения, являются: вынужденное одиночество, внешнее ограничение активности, вынужденный отказ себе в чём-то интересном. Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности в условиях изоляции являются  избегание ошибок, стремление найти  подходящую социальную нишу, а также обрести надежное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся, к примеру, лидерами  неформальных групп [12].

   Осужденные  данной категории чрезвычайно подвержены депрессивным состояниям, снижению активности, перепадам настроения на начальных  этапах отбывания наказания и  перед освобождением из мест лишения  свободы [29].

   Осужденные, склонные к побегам, характеризуются повышенным уровнем тревожности, непоследовательностью, неожиданной сменой настроения. Среди таких индивидов стремление к доверию по отношению к окружающим может сочетаться с недоверчивостью и подозрительностью, суеверностью. Характерны нарушения мотивационно-волевой сферы личности [17]. Их отличает демонстративность повседневного поведения и противоречивость своих социально-психологических установок: быть причастным к интересам группы и, одновременно, отстаивать свои эгоистические, узконаправленные индивидуальные интересы [15].

   В своих действиях и поступках  эти подростки проявляют  раздражительность, придирчивость, часто демонстрируют  недовольство в ответ на реплики  или замечания со стороны окружающих. Как правило, предпочитают дружить  и общаться с теми сверстниками, которые не обижаются на их эмоциональные  реакции и вербальные проявления [20].

   Им  свойственна пассивная личностная позиция и склонность к раздумьям. Ведущим вектором поведения является избегание неудач. Для них также  характерен достаточно высокий уровень  осознания имеющихся проблем, который  выражается через призму неудовлетворенности  и пессимистической оценки своих  перспектив. Тем не менее, они способны отказаться от сиюминутных потребностей ради достижения отдаленных планов и  целей деятельности [32].

   Осужденные, склонные к членовредительству, отличаются самостоятельностью, независимостью суждений, выраженной потребностью в самореализации. Эти подростки проявляют индивидуализм, а иногда и упорство в отстаивании собственной точки зрения, демонстрируют настойчивость  в достижении цели [22].

   Вместе  с тем они характеризуются  также избыточной увлеченностью, а  иногда и поглощенностью сиюминутными интересами или желаниями, поверхностностью и неразборчивостью контактов с  окружающими, импульсивностью своих  поступков. Их отличает активность позиции, усиливающаяся при противодействии, которая опирается на собственные  знания и прошлый опыт [35].

   Отношения со сверстниками они предпочитают выстраивать  на позициях соперничества или состязательности. Проявляют высокий уровень чувствительности к действительным или ложно понятым несправедливостям.  Легко возникает «застревающая» враждебность, обусловливающаяся злопамятностью [29].

   В исследованиях Романовой Е. А. и  Рассказчиковой Е.А. установлено, что  несовершеннолетние заключенные хорошо адаптируются в определенных ситуациях (криминогенная среда), и испытывают затруднения в адаптации к социуму. В основном охотно сотрудничают с людьми, но их межличностные контакты носят избирательный характер: хорошо сходятся с одними людьми и хуже с другими. Эмоционально лабильны. У них может наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях, необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности. Отличаются повышенной чувствительностью к угрозе, склонны быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность, суровость и черствость по отношению к окружающим. То есть, они могут подчинять чувства рассудку. Но при определенных обстоятельствах бывают мягкими, чувствительными по отношению к окружающим, проявляют сочувствие, сопереживание, понимание других людей. Также для них характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится постоянно скрывать свои мысли, чувства. Осужденные склонны принимать некоторые устоявшиеся принципы, взгляды, традиции, но в то же время, способны следовать за новыми идеями, нередко носящие специфический асоциальный характер [29].

   Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью (сочетанием) личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия. 
 

    1.2.Социально-психологическая социализация личности 

   С первых дней своего существования человек  окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений  с людьми человек приобретает  определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности [44].

   По  мнению Н. Смелзера [41] любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».

   Появившись  на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться  личностью. Это подводит  к следующему важному понятию – социализации [26].

   Так, в «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году, социализация (от лат. socialis - общественный) раскрывается, как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [34].

   Бронфенбреннер представляет процесс социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [9].

   Социализация  человека начинается с рождения и  продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный  человечеством социальный опыт в  различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [9].

   Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации  к ней с учетом индивидуальных особенностей.

   Как условие — свидетельствует о  наличии того социума, который необходим  человеку для естественного социального  развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального  развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития [5].

   Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его  особенностей как социальной единицы  общества в соответствии с его  возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать  своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует  социальный статус ребенка по отношению  к его сверстникам [9].

   Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

  1. интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  2. способствует взаимодействию людей вследствие принятия им социальных ролей;
  3. сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения [18].

   В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

   Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и  социальным нормам, складывающимся в  различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – осознание своей принадлежности к данной общности.

   Вторичная социализация - интериоризация, процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались [23].

   А. Мудрик [30] выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

  • мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
  • макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
  • мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
  • микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные, микросоциум.

   Важнейшими  факторами социализации личности выступает  феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а  также вхождение индивида в более  сложные структуры общества [27].

   Для успешной социализации, по Н. Смелзеру [41] необходимо действие трех факторов:

  • ожидания;
  • изменения поведения;
  • стремления соответствовать этим ожиданиям.

   Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей [9].

   Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».

   Они подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  • Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
  • Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
  • Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.
  • Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
  1. Социально-педагогические механизмы
  • Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.
  • Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.
  • Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры (комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы).
  • Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг - сверстник своего или противоположного пола [9].

Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных