Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
Среди них чаще проявляются такие черты, как завышенный уровень самооценки, повышенная тревожность, эгоцентризм, отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, объясняющих поведение, в том числе криминальное [15].
Вместе с тем среди этой категории лиц нередко встречаются и интеллектуально развитые подростки, для которых агрессивность или бравада выступают средством поднятия своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности в себе [13].
Проявления
агрессивности могут
Осужденные, испытывающие трудности в адаптации к условиям лишения свободы, проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости, отличаются неуверенностью в себе, тревожностью, нерешительностью. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность. Предпочитают ориентироваться на мнение референтной или значимой неформальной группы, избегают конфликтов, стремятся к одобрению со стороны окружающих [13].
Основными факторами, вызывающими криминогенные формы поведения, являются: вынужденное одиночество, внешнее ограничение активности, вынужденный отказ себе в чём-то интересном. Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности в условиях изоляции являются избегание ошибок, стремление найти подходящую социальную нишу, а также обрести надежное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся, к примеру, лидерами неформальных групп [12].
Осужденные
данной категории чрезвычайно
Осужденные, склонные к побегам, характеризуются повышенным уровнем тревожности, непоследовательностью, неожиданной сменой настроения. Среди таких индивидов стремление к доверию по отношению к окружающим может сочетаться с недоверчивостью и подозрительностью, суеверностью. Характерны нарушения мотивационно-волевой сферы личности [17]. Их отличает демонстративность повседневного поведения и противоречивость своих социально-психологических установок: быть причастным к интересам группы и, одновременно, отстаивать свои эгоистические, узконаправленные индивидуальные интересы [15].
В своих действиях и поступках эти подростки проявляют раздражительность, придирчивость, часто демонстрируют недовольство в ответ на реплики или замечания со стороны окружающих. Как правило, предпочитают дружить и общаться с теми сверстниками, которые не обижаются на их эмоциональные реакции и вербальные проявления [20].
Им
свойственна пассивная
Осужденные, склонные к членовредительству, отличаются самостоятельностью, независимостью суждений, выраженной потребностью в самореализации. Эти подростки проявляют индивидуализм, а иногда и упорство в отстаивании собственной точки зрения, демонстрируют настойчивость в достижении цели [22].
Вместе
с тем они характеризуются
также избыточной увлеченностью, а
иногда и поглощенностью сиюминутными
интересами или желаниями, поверхностностью
и неразборчивостью контактов с
окружающими, импульсивностью своих
поступков. Их отличает активность позиции,
усиливающаяся при
Отношения
со сверстниками они предпочитают выстраивать
на позициях соперничества или
В исследованиях Романовой Е. А. и Рассказчиковой Е.А. установлено, что несовершеннолетние заключенные хорошо адаптируются в определенных ситуациях (криминогенная среда), и испытывают затруднения в адаптации к социуму. В основном охотно сотрудничают с людьми, но их межличностные контакты носят избирательный характер: хорошо сходятся с одними людьми и хуже с другими. Эмоционально лабильны. У них может наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях, необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности. Отличаются повышенной чувствительностью к угрозе, склонны быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность, суровость и черствость по отношению к окружающим. То есть, они могут подчинять чувства рассудку. Но при определенных обстоятельствах бывают мягкими, чувствительными по отношению к окружающим, проявляют сочувствие, сопереживание, понимание других людей. Также для них характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится постоянно скрывать свои мысли, чувства. Осужденные склонны принимать некоторые устоявшиеся принципы, взгляды, традиции, но в то же время, способны следовать за новыми идеями, нередко носящие специфический асоциальный характер [29].
Таким
образом, в исправительных учреждениях
сосредотачиваются лица с устойчивой
криминальной мотивацией. Они отличаются
достаточно выраженной и устойчивой совокупностью
(сочетанием) личностных свойств, знание
и учет которых является необходимой предпосылкой
для успешной организации исправительного
воздействия.
1.2.Социально-психологическая
социализация личности
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности [44].
По мнению Н. Смелзера [41] любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Это подводит к следующему важному понятию – социализации [26].
Так, в «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году, социализация (от лат. socialis - общественный) раскрывается, как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте [34].
Бронфенбреннер представляет процесс социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [9].
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [9].
Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.
Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития [5].
Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам [9].
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – осознание своей принадлежности к данной общности.
Вторичная социализация - интериоризация, процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались [23].
А. Мудрик [30] выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества [27].
Для успешной социализации, по Н. Смелзеру [41] необходимо действие трех факторов:
Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
Они подразделяются на:
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных