Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;

2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;

3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;

4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;

5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;

6.Формулирование выводов экспериментального исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава I. Состояние проблемы исследования в научной

литературе…………………………………………………………………7

1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7

1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12

1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19

Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30

2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30

2.2.Обсуждение результатов экспериментального

исследования……………………………………………………..33

Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54

3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54

3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59

Заключение………………………………………………………...77

Литература………………………………………………………...79

Работа состоит из  1 файл

Диплом распечатать.docx

— 293.08 Кб (Скачать документ)
 

   В результате мы получили, что Тэмп =1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные начали принимать и искать социальную поддержку. Этому способствовали такие упражнения, как: «Линейка», «Полезное дело», «Экстрасенс». Изменения начали проявляться через 6 недель занятий. Это проявлялось в том, что осужденные начали предлагать и искать помощь в выполнении совместных домашних заданий, во время групповых заданий.

   В целом получилось, что трое осужденных имеют высокий и трое средний  уровни поиска социальной поддержки, а  до проведения программы шестеро  несовершеннолетних осужденных имели  средний уровень поиска социальной поддержки. Следовательно, осужденные активнее на данный момент обращаются за помощью к своему социальному окружению, чем ранее.

   По  шкале «Поиск социальной поддержки» на этапе формирующего эксперимента мы получили следующие результаты, которые для наглядного представления отразили в рис. 8: 

     

   Рис. 8. Сравнение группы заключенных до и после формирующего эксперимента по шкале «Поиск социальной поддержки» 

   3)Шкала  «Избегание проблем»

   Стратегия избегания — это поведенческая  стратегия, при которой человек  старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения  проблем.

   «Типичный»  сдвиг является преобладающим по интенсивности, если Тэмп ниже или равен Т0,05, и тем более достоверно преобладающим, если Тэмп ниже или равен Т0,01.

   Для сравнения будем брать общий  показатель до и после эксперимента.  
 

                           Таблица 10

   Расчетная таблица

до после разница абсолютная  разница ранг
12 11 -1 1 3,5
15 14 -1 1 3,5
20 20 0 0 1
21 17 -4 4 5
17 12 -5 5 6
14 16 2 2 2
        Σ=21
 

   В результате мы получили, что Тэмп =3 (p≥0,05), то есть Тэмп ≥Т0,05, что означает, что сдвигов не наблюдается. После проведения коррекционной программы изменений не произошло.

   В целом получилось, что трое осужденных имеют очень низкий и трое низкий уровни избегания проблем, как и  до проведения программы.

   По  шкале «Избегание проблем» на этапе  формирующего эксперимента мы получили следующие результаты, которые для наглядного представления отразили в рис. 9:

     

   Рис. 9. Сравнение группы заключенных до и после формирующего эксперимента по шкале «Избегание проблем» 

   Таким образом, существуют типичные сдвиги по шкалам «Разрешение проблем» и «Поиск социальной поддержки». По шкале «Избегание проблем» нет никаких сдвигов. Следовательно, несовершеннолетние осужденные стали лучше разрешать возникающие проблемы, активнее обращаться за помощью к своему социальному окружению. 

3.«Самооценка  уровня онтогенетической  рефлексии» 

    Шкалы:

    1)Отсутствие рефлексии

    2)Рефлексия со знаком «-»

    3)Рефлексия со знаком«+»

   Для выявления сдвига, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем Т-критерий Вилкоксона.

   Критерий  применяется для сопоставления  показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

   «Типичный»  сдвиг является преобладающим по интенсивности, если Тэмп ниже или равен Т0,05, и тем более достоверно преобладающим, если Тэмп ниже или равен Т0,01

   Для сравнения будем брать общий  показатель до и после эксперимента.

                      Таблица 11

   Расчетная таблица

до после Разница абсолютная  разница ранг
70 54 -16 16 2
100 63 -37 37 4,5
65 66 1 1 1
95 56 -39 39 6
70 45 -25 25 3
65 28 -37 37 4,5
        Σ=21
 

   В результате мы получили, что Тэмп =1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные начали лучше понимать себя, окружающих, приобрели способности к рефлексии. Этому способствовали такие упражнения, как: «Узкий мост», «Я глазами других», «Радость», «Нетрадиционное приветствие», «Памятник чувствам», «Экстрасенс», «Комплимент». Изменения в отношении к индивидуальности людей начали проявляться через 6 недель занятий. Это проявлялось в том, что осужденные начали высказывать свои мысли и рассуждать о своих чувствах после проведения занятий.

      По  методике «Самооценка онтогенетической рефлексии» на этапе формирующего эксперимента мы получили следующие результаты, которые для наглядного представления отразили в рис. 10:

   

   Рис. 10. Сравнение группы заключенных до и после формирующего эксперимента по методике «Самооценка онтогенетической рефлексии» 

   В целом получилось, что после проведения программы у двоих несовершеннолетних осужденных наблюдается рефлексия со знаком «+». У четырех осужденных после проведения программы наблюдается рефлексия со знаком «-». В то время как до проведения программы у пятерых несовершеннолетних заключенных наблюдалась рефлексия со знаком «-» и у одного несовершеннолетнего осужденного наблюдалось полное отсутствие рефлексии прошлого опыта.

   Таким образом, несовершеннолетние осужденные приобрели способности к рефлексии, но зачастую боятся совершить новые  ошибки, при этом стараются вести  себя более осторожно.  

   4. Проективная методика  «Человек под дождем» 

   Мы получили следующие результаты, которые отразили в таблице №12.

      Таблица 12

      Результаты  проективной методики «Человек под дождем»

Показатель До  эксперимента После эксперимента
Переживание интеллектуальной неадекватности 2 2
Торможение 2 2
Контроль  телесных импульсов 2 2
Действия  или поступки, которые вышли из-под  контроля 3 2
Отчаяние 3 2
Отсутствие  стремлений вместе с чувством неадекватности 3 2
Ощущение  малоценности 3 1
Чрезмерно осторожны 2 0
Мужественность 2 3
Агрессия 1 0
Погружены в себя 2 2
Грубость 2 2
Уступки своим слабостям и желаниям 2 1
Потребность в независимости 2 1
Робость 1 2
Скованность 2 1
Потребность в безопасности 1 1
Неприятности  мобилизуют 1 4
Трудная ситуация воспринимается как непреодолимая 5 2
Ожидание  неприятностей 3 4
Отрицание поддержки родителей в трудной  ситуации 6 4
 

   До  проведения программы на рисунках несовершеннолетних осужденных «Человек» (см. приложение 1, рис. 1, 3, 5) мы можем увидеть, что двое испытуемых переживают интеллектуальную неадекватность (голова маленькая). Двое испытуемых испытывают торможение, регрессию (длинная тонкая шея). Двое делают уступки своим слабостям и желаниям (толстая короткая шея). Двое испытуемых осознают телесные импульсы, и стараются их контролировать (чрезмерно крупная шея). Двое испытуемых слишком осторожны (плечи слишком угловатые). Трое испытуемых испытывают уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности (плечи покатые). Трое испытуемых иногда ловят себя на действиях или поступках, которые вышли у них из-под контроля (руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны). Трое испытывают ощущение малоценности, ничтожности (плечи мелкие). У троих испытуемых отсутствуют стремления наряду с чувством неадекватности (руки очень короткие). Один испытывает замкнутость, робость (ступни не изображены). Двое испытывают скованность (ступни непропорционально мелкие). Один испытывает потребность в безопасности (ступни непропорционально длинные). Двое чрезмерно осторожны (плечи слишком угловатые). Трое испытывают чувство малоценности, униженности (туловище ненормально маленькое). Двое испытуемых ощущают свою мужественность (туловище угловатое или квадратное). Двое погружены в себя (глаза маленькие). Один груб, черств (глаза выпучены). Один проявляет агрессию (зубы четко нарисованы). У двоих присутствует сильная потребность в независимости и стремление к ней (ноги непропорционально длинные).

   На  рисунках несовершеннолетних осужденных «Человек под дождем» (см. приложение 1, рис. 2, 4, 6) мы можем увидеть, что одного испытуемого неприятности мобилизуют, делают более сильным и уверенным (увеличение размера фигуры), при этом происходит «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (изображение человека противоположного пола). Пятеро испытуемых тяжело воспринимают трудную ситуацию (тяжелые, закрашенные капли или линии на рисунке). Трое ожидают неприятностей (наличие туч). Шестеро отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации (отсутствие зонта в рисунке).

   После проведения программы на рисунках несовершеннолетних осужденных «Человек» (см. приложение 1, рис. 13, 15, 17) мы можем увидеть, что двое испытуемых переживают интеллектуальную неадекватность (голова маленькая). Двое испытуемых испытывают торможение, регрессию (длинная тонкая шея). Один делает уступки своим слабостям и желаниям (толстая короткая шея). Двое испытуемых осознают телесные импульсы, и стараются их контролировать (чрезмерно крупная шея). Двое испытуемых испытывают уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности (плечи покатые). Двое испытуемых иногда ловят себя на действиях или поступках, которые вышли у них из-под контроля (руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны). Один испытывает ощущение малоценности, ничтожности (плечи мелкие). У двоих испытуемых отсутствуют стремления наряду с чувством неадекватности (руки очень короткие). Двое испытывают замкнутость, робость (ступни не изображены). Один испытывает скованность (ступни непропорционально мелкие). Один испытывает потребность в безопасности (ступни непропорционально длинные). Один испытывает чувство малоценности, униженности (туловище ненормально маленькое). Трое испытуемых ощущают свою мужественность (туловище угловатое или квадратное). Двое погружены в себя (глаза маленькие). Один груб, черств (глаза выпучены). У одного присутствует сильная потребность в независимости и стремление к ней (ноги непропорционально длинные).

Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных