Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
У
несовершеннолетних осужденных присутствует
торможение, отчаяние, отсутствие потребностей
вместе с чувством неадекватности,
ощущение малоценности, чрезмерная осторожность,
агрессивность, грубость. Трудная ситуация
воспринимается осужденными как
непреодолимая, они ожидают неприятностей
и отрицают поддержку со стороны
родителей в трудной ситуации.
Это обусловлено тем, что перед
освобождением
ГЛАВА
III. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ
К АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОСУЖДЕННЫХ
3.1.
Описание хода
эксперимента, этапы
коррекционной программы
В формирующем эксперименте участвовали несовершеннолетние осужденные в возрасте от 17 до 18 лет. На основании данных экспериментального исследования, нами были отобраны 6 несовершеннолетних заключенных, мотивированных на участие в коррекционной программе по ресоциализации. Характеристика участников формирующего эксперимента: осуждены за кражу по статье 158 часть 2 на срок от 3 до 5 лет; семейный статус – в браке не состоят; образование – незаконченное среднее. Трое осужденных освобождаются условно-досрочно.
Цель коррекционной программы: подготовка несовершеннолетних осужденных к самостоятельной жизни на свободе, развитие личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
Этапы коррекционной программы:
1. Диагностика
На
этом этапе психолог осуществляет анализ
жизненного пути осужденного, проводит
необходимое психологическое
Коррекция
2.1. Организационый – формирование группы, выработка правил группового взаимодействия, создание доверительной, психологически комфортной атмосферы, выяснение ожиданий участников от работы в группе, нацеливание на работу.
2.2. Основной – развитие рефлексии, копинг-стратегий, коммуникативной толерантности; создание положительного имиджа правопослушного гражданина, развитие следующих жизненных умений: устанавливать психологический контакт, решать вопросы трудоустройства.
2.3. Заключительный – рефлексия – осмысление изменений, произошедших с участниками группового тренинга. Подведение итогов.
Психокоррекционная работа рассчитана на продолжительный период времени и носит системный характер. К основным принципам реализации психокорреционной программы мы отнесли следующие:
Принцип единства диагностики и коррекции. Процессу коррекции всегда предшествует процесс диагностики. При этом эффективность психокорреционной работы во многом будет зависеть от того насколько правильно определены причины нарушений, и насколько точно составлен психологический портрет осужденного.
Принцип добровольного участия и активности. Данный принцип означает, что подросток сам принял окончательное решение об участии в психокоррекционной работе, психолог же в свою очередь должен обеспечить ему осознанное усвоение знаний, умений навыков путем организации активной деятельности подростка.
Принцип глубинного доверия: каждый подросток имеет возможность выбора, который основан на доверии к нему. Идет ориентация на формирование новой системы ценностей, новых представлений, меняется отношение подростка и картина мироощущения, и тем самым формируется умение противостоять криминальной субкультуре. Воспитательный процесс направлен на формирование у осужденных побуждения к социально-значимому поведению и деятельности, в результате чего у них вырабатывается нравственная ответственность, адекватная самооценка, общественная направленность.
Принцип опоры на лучшее. По мнению И.П. Подласого (2004), если педагог в своем воспитаннике выявит хотя бы капельку хорошего, и будет затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то он получит ключ к душе ребенка и достигнет хороших результатов. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.
Принцип деятельностного подхода. «Реализация этого принципа требует такого построения психокоррекционного процесса, при котором вся деятельность подростка ощущается им как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение» Усваивая знания, осужденный должен не только знакомиться с областью их применения, но и вырабатывать умения и навыки их использования в различных сферах собственной жизни
Работа основывается на разных методах, которые, как мы считаем, будут наиболее эффективны в процессе ресоциализации несовершеннолетних осужденных.
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игровые методы способствуют созданию близких отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, позволяют проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.
Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) - направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия - биосинтез (Д.Боаделла) и т.д. Общей основой методов ТОП является использование в процессе терапии контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной связи тела и духовно-психической сферы. При этом полагается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными проявлениями помогает по принципу обратной связи проводить коррекцию психологических проблем клиента, помогая ему осознать и принять вытесненные аспекты личности, интегрировать их как части его глубинной сущности.
Групповая дискуссия - по процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.
С помощью данных методов мы можем эффективно работать с несовершеннолетним осужденным. Данные методы были выбраны нами, так как помогают развивать личность подростка, умение эффективного общения в социуме, саморефлексию.
Место проведения
Занятия
проводятся в отдельном кабинете,
обычно это комната психологической
разгрузки или помещение
Количественные и качественные характеристики группы
Программа ориентирована на осужденных, которые готовятся к освобождению; проводится не реже 1 раза в неделю и на протяжении 2 месяцев. Оптимальной является группа из 6-8 человек (количество участников – четное, так как многие упражнения необходимо выполнять в парах).
Подготовка группы к работе
Перед началом работы следует провести предварительную беседу с осужденными. Имеет смысл рассказать им об основных целях и задачах, о форме совместной работы, о возможных результатах.
Необходимо сделать упор на то, что результат может быть достигнут только при условии активной и интенсивной работы самих участников тренинга; рассказать о психологическом тренинге как форме взаимодействия, целью которого совместные переживания, возникающие в результате определенных видов общения участников группы друг с другом.
Участников группы стоит познакомить с режимом работы, предупредив о том, что работа в тренинге регулируется правилам.
3.2.
Описание данных
формирующего эксперимента
1. «Шкала коммуникативной толерантности» В. Бойко
Для выявления сдвига, применим методы математико-статистической обработки данных. В нашем случае используем Т-критерий Вилкоксона.
Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
«Типичный» сдвиг является преобладающим по интенсивности, если Тэмп ниже или равен Т0,05, и тем более достоверно преобладающим, если Тэмп ниже или равен Т0,01.
Для сравнения будем брать общий показатель до и после эксперимента.
В целом, по общему количеству данных по тесту мы получили следующий результат:
Таблица 7
Расчетная таблица
до | после | разница | абсолютная разница | ранг |
81 | 50 | -31 | 31 | 6 |
94 | 64 | -30 | 30 | 5 |
76 | 48 | -28 | 28 | 4 |
42 | 42 | 0 | 0 | 1 |
65 | 51 | -14 | 14 | 3 |
50 | 40 | -10 | 10 | 2 |
Σ=21 |
В результате мы получили, что Тэмп=1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига.
В результате мы получили, что Тэмп=1 (p≤0,05), то есть Тэмп ≤ Т0,05, что означает преобладание типичного сдвига. После проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные начали принимать индивидуальность людей. Этому способствовали такие упражнения, как: «Узкий мост», «Я глазами других», «Радость», «Нетрадиционное приветствие», «Памятник чувствам», «Экстрасенс», «Комплимент». Изменения в отношении к индивидуальности людей начали проявляться через 6 недель занятий. Это проявлялось в том, что осужденные начали слушать друг друга, перестали перебивать и смеяться над рассуждениями других.
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных