Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;

2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;

3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;

4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;

5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;

6.Формулирование выводов экспериментального исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава I. Состояние проблемы исследования в научной

литературе…………………………………………………………………7

1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7

1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12

1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19

Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30

2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30

2.2.Обсуждение результатов экспериментального

исследования……………………………………………………..33

Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54

3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54

3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59

Заключение………………………………………………………...77

Литература………………………………………………………...79

Работа состоит из  1 файл

Диплом распечатать.docx

— 293.08 Кб (Скачать документ)

   В механике коммуникативной толерантности  решающую роль играет совместимость  или несовместимость одноименных  качеств партнеров — интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают  качества и состояния друг друга  на уровне отдельных подструктур личности [33].

   Коммуникативная толерантность проявляется в  тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний  по поводу различий.

   Таким образом, чем меньше неприятных и  неприемлемых для себя различий находит  один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной  толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Повышение уровня толерантности  происходит в том случае, если мы научаемся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления  от различий между подструктурами своей  личности и личности партнера; во-вторых — устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия [7].

   Копинг-стратегии

   Понятие «копинг-поведение» используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, рассматриваемыми как осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации, путем ее преобразования в соответствии с характером рассогласования в структуре ситуации [11].

   Понятие «копинг», или «преодоление стресса, совладание с ним», рассматривается Н. А. Сиротой [40] как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям; как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности. Поведение, имеющее целью устранить влияние стрессора или изменить его интенсивность, рассматривается как активное копинг-поведение. Интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами и предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, представляют пассивное копинг-поведение. Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [38].

   Копинг-стратегии  рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором [42]. Характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам, именуются копинг-ресурсами [48]. Социальная поддержка, как потенциально полезный ресурс, обеспечиваемый «значимыми другими» в процессе совладания со стрессом, и социальные сети в целом являются важными средовыми (социальными) копинг-ресурсами [19]. В свою очередь, «Я-концепция», эмпатия, субъективное восприятие социальной поддержки, локус контроля и другие психологические конструкты относятся к личностным копинг-ресурсам.

   Выделяются  две функции копинга: 1) сфокусированная на проблеме, т. е. направленная на разрушение стрессовой связи личности и среды, и 2) сфокусированная на эмоциях, т.е. направленная на управление эмоциональным дистрессом.

   Модель  адаптивного функционального копинг-поведения создана по результатам обследования здоровых, хорошо социально адаптированных подростков и взрослых. Адаптивное копинг-поведение включает в себя следующие характеристики:

  • сбалансированное использование соответствующих возрасту копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки;
  • достаточное развитие сбалансированных компонентов копинг - поведения (когнитивного, эмоционального и поведенческого) и когнитивно-оценочных механизмов;
  • преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудачи, готовность к активному противостоянию негативным факторам среды и осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса;
  • наличие определенных личностно-средовых копинг-ресурсов, обеспечивающих позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующих развитию копинг-стратегий (позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернального локуса контроля над средой, эмпатии и аффилиации, наличие эффективной социальной поддержки со стороны среды и т.д.).

   Данная  модель копинг-поведения характеризуется  также наличием эффективного социально-поддерживающего  процесса, обеспечиваемого развитостью  базисной копинг-стратегий поиска социальной поддержки и личностного копинг-ресурса  ее восприятия; самостоятельным активным выбором ее источника; определением вида и дозированием объема поддержки; успешным прогнозированием ее возможностей. Перечисленные выше характеристики копинг-поведения фактически являются психологическими факторами стрессорезистентности, и их преобладание в структуре копинг-поведения в конечном счете определяет его исход в социальную интеграцию и конструктивную адаптацию.

   Рефлексия

   В научной литературе существует множество  точек зрения на проблему рефлексии.

   В кратком психологическом словаре  понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк [25] разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств).

   Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как  понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить» [39].

   В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней  мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а  также процессов коммуникации и  кооперации, т.е. совместных действий и  их координации.

   Специфика рефлексивных процессов при самоопределении  обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или  переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений  и т.д. Такую рефлексию, связанную  с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и  своих отношений с миром, сегодня  называют часто личностной.

   Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над» и  «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение[39].

   Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к  самоорганизации. Чем более развиты  рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем  больше возможностей для развития и  саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые  в принципе обеспечивают условия  для саморазвития, самокоррекции, влияя  в целом на развитие личности и  ее отношений с миром.

   В отечественной психологии эта линия  идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который  связывал с появлением рефлексии  особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ – это  обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом [36].

   Сегодня уровни рефлексии в работах отечественных  авторов рассматриваются по-разному  и выделяются принципиально разные подходы к их пониманию. Рассматривая системную организацию рефлексии, Г.П. Щедровицкий выделяет: макроуровень, – т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое; микроуровень - это уровень подсистем данной системы; и мегауровень - это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема [47].

   Рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

   Традиционно в психологии различают несколько  видов рефлексии: коммуникативная, личностная, интеллектуальная [39].

   Таким образом, процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения задачи ресоциализации к каждому несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего осужденного включает в себя развитие личностных особенностей, которые положительно влияют на процесс социализации. В связи с этим, нами определены такие важные особенности, как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, рефлексия.  

   Выводы  по I главе:

   Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью (сочетанием) личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия.

   Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

   Процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения задачи ресоциализации к каждому несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего осужденного включает в себя развитие личностных особенностей, которые положительно влияют на процесс социализации. В связи с этим, нами определены такие важные особенности, как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, рефлексия.  

 

       ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ 
 

      2.1. Организация и  методическое обеспечение  исследования 

   Данное  экспериментальное исследование проводилось в период с октября по ноябрь 2010 года на базе Ижевской воспитательной колонии. В экспериментальном исследовании приняли участие несовершеннолетние осужденные в возрасте от 17 до 18 лет. Контрольная группа формировалась из студентов Удмуртского государственного университета от 17 до18 лет. Контрольная группа респондентов была выбрана нами с целью определения различий в исследуемых нами характеристиках.

   Социально-психологическая  характеристика выборки  исследования:

Экспериментальную группу составили шесть несовершеннолетних заключенных, осужденных за кражу по статье 158 часть 2 на срок от 3 до 5 лет. В браке не состоят. Образование – незаконченное среднее. Мотивированы на участие в коррекционной программе по ресоциализации. Трое осужденных освобождаются условно-досрочно. Контрольная группа: 6 студентов 1-го курса различных факультетов. Семейный статус – в браке не состоят. На учете в отделе по делам несовершеннолетних не состоят.

   Этапы экспериментального исследования:

    1.Формирование выборки экспериментального исследования и выбор экспериментальных методик с их обоснованием;

Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных