Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
В
механике коммуникативной толерантности
решающую роль играет совместимость
или несовместимость
Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.
Таким
образом, чем меньше неприятных и
неприемлемых для себя различий находит
один человек в другом, тем выше
у него уровень коммуникативной
толерантности, тем реже он осуждает
индивидуальность другого или раздражается
по поводу его отличительных
Копинг-стратегии
Понятие «копинг-поведение» используется для описания характерных способов поведения человека в трудных ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, рассматриваемыми как осознанные и целенаправленные действия человека по разрешению трудной ситуации, путем ее преобразования в соответствии с характером рассогласования в структуре ситуации [11].
Понятие «копинг», или «преодоление стресса, совладание с ним», рассматривается Н. А. Сиротой [40] как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям; как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности. Поведение, имеющее целью устранить влияние стрессора или изменить его интенсивность, рассматривается как активное копинг-поведение. Интрапсихические формы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами и предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация, представляют пассивное копинг-поведение. Копинг-поведение регулируется посредством реализации копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов [38].
Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором [42]. Характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам, именуются копинг-ресурсами [48]. Социальная поддержка, как потенциально полезный ресурс, обеспечиваемый «значимыми другими» в процессе совладания со стрессом, и социальные сети в целом являются важными средовыми (социальными) копинг-ресурсами [19]. В свою очередь, «Я-концепция», эмпатия, субъективное восприятие социальной поддержки, локус контроля и другие психологические конструкты относятся к личностным копинг-ресурсам.
Выделяются две функции копинга: 1) сфокусированная на проблеме, т. е. направленная на разрушение стрессовой связи личности и среды, и 2) сфокусированная на эмоциях, т.е. направленная на управление эмоциональным дистрессом.
Модель
адаптивного функционального
Данная
модель копинг-поведения
Рефлексия
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.
В
кратком психологическом
Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить» [39].
В
современных разработках
Специфика
рефлексивных процессов при самоопределении
обусловлена духовным миром человека,
его способностью к осмыслению или
переосмыслению собственного опыта, знаний
о себе, чувств, оценок, мнений, отношений
и т.д. Такую рефлексию, связанную
с исследованием субъектом
Рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над» и «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение[39].
Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношений с миром.
В отечественной психологии эта линия идей восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ – это обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом [36].
Сегодня
уровни рефлексии в работах
Рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: коммуникативная, личностная, интеллектуальная [39].
Таким
образом, процесс ресоциализации – сложный
и длительный процесс, при котором для
решения задачи ресоциализации к каждому
несовершеннолетнему осужденному необходим
дифференцированный, индивидуальный подход,
предполагающий использование наиболее
эффективных и подходящих форм и методов
работы, а также, необходимо создать условия
для изменения, развития личности, стимулировать
ее работу над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего
осужденного включает в себя развитие
личностных особенностей, которые положительно
влияют на процесс социализации. В связи
с этим, нами определены такие важные особенности,
как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии,
рефлексия.
Выводы по I главе:
Таким образом, в исправительных учреждениях сосредотачиваются лица с устойчивой криминальной мотивацией. Они отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью (сочетанием) личностных свойств, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации исправительного воздействия.
Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Процесс
ресоциализации – сложный и длительный
процесс, при котором для решения задачи
ресоциализации к каждому несовершеннолетнему
осужденному необходим дифференцированный,
индивидуальный подход, предполагающий
использование наиболее эффективных и
подходящих форм и методов работы, а также,
необходимо создать условия для изменения,
развития личности, стимулировать ее работу
над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего
осужденного включает в себя развитие
личностных особенностей, которые положительно
влияют на процесс социализации. В связи
с этим, нами определены такие важные особенности,
как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии,
рефлексия.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОСУЖДЕННЫХ
2.1.
Организация и
методическое обеспечение
исследования
Данное экспериментальное исследование проводилось в период с октября по ноябрь 2010 года на базе Ижевской воспитательной колонии. В экспериментальном исследовании приняли участие несовершеннолетние осужденные в возрасте от 17 до 18 лет. Контрольная группа формировалась из студентов Удмуртского государственного университета от 17 до18 лет. Контрольная группа респондентов была выбрана нами с целью определения различий в исследуемых нами характеристиках.
Социально-психологическая характеристика выборки исследования:
Экспериментальную
группу составили шесть
Этапы экспериментального исследования:
1.Формирование выборки экспериментального исследования и выбор экспериментальных методик с их обоснованием;
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных