Ресоциализация несовершеннолетних осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа

Описание

Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.

Задачи:

1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;

2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;

3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;

4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;

5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;

6.Формулирование выводов экспериментального исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава I. Состояние проблемы исследования в научной

литературе…………………………………………………………………7

1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7

1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12

1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19

Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30

2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30

2.2.Обсуждение результатов экспериментального

исследования……………………………………………………..33

Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54

3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54

3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59

Заключение………………………………………………………...77

Литература………………………………………………………...79

Работа состоит из  1 файл

Диплом распечатать.docx

— 293.08 Кб (Скачать документ)

   На  рисунках несовершеннолетних осужденных «Человек под дождем» (см. приложение 1, рис. 14, 16, 18) мы можем увидеть, что четверых испытуемых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными (увеличение размера фигуры), Двое испытуемых тяжело воспринимают трудную ситуацию (тяжелые, закрашенные капли или линии на рисунке). Четверо ожидают неприятностей (наличие туч). Четверо отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации (отсутствие зонта в рисунке).

   Таким образом, после проведения тренинга несовершеннолетние осужденные стали  лучше себя контролировать в действиях  и поступках, у них появились  стремления; они стали лучше себя ценить, меньше отчаиваются, уменьшилась  скованность, агрессивность и чрезмерная осторожность. Несовершеннолетние осужденные уже не так отрицают поддержку  родителей в трудной ситуации, неприятности их мобилизуют, трудная  ситуация уже в меньшей степени  воспринимается как непреодолимая. При этом они ожидают неприятностей, стали более робкими и снизилась  потребность в независимости.

   В целом, после проведения коррекционной программы у несовершеннолетних осужденных повысился уровень коммуникативной толерантности, они стали принимать индивидуальность людей, не пытаясь подогнать их под себя. Несовершеннолетние осужденные стали лучше разрешать возникающие проблемы, активнее обращаться за помощью к своему социальному окружению; приобрели способности к рефлексии. Осужденные стали лучше себя контролировать в действиях и поступках, у них появились стремления; они стали лучше себя ценить, меньше отчаиваются, уменьшилась скованность, агрессивность и чрезмерная осторожность.

   Сравнивая результаты контрольной  и экспериментальной  группы после проведения формирующего эксперимента, нами не было получено значимых различий по изучаемым показателям. Это свидетельствует о том, что в ходе формирующего эксперимента личностные особенности несовершеннолетних осужденных приблизились по показателям к нормативным. Нами были получены следующие результаты: несовершеннолетние осужденные менее склонны принимать индивидуальность людей, они не категоричны в оценках окружающих, не пытаются переделать людей, подогнать под себя. Осужденные научились сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей. Несовершеннолетние осужденные повысили свой уровень коммуникативной толерантности. Умение разрешать проблемы у несовершеннолетних осужденных менее развито, чем у студентов. А поиск поддержки и избегание проблем, как у студентов, так и у осужденных одинаково. Несовершеннолетние осужденные повысили свой уровень рефлексии. У осужденных присутствует торможение, отчаяние, отсутствие потребностей вместе с чувством неадекватности, ощущение малоценности, чрезмерная осторожность, агрессивность, грубость. Трудная ситуация воспринимается осужденными как непреодолимая, они ожидают неприятностей и отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации. 

   Выводы  по III главе:

   Таким образом, после проведения коррекционной  программы несовершеннолетние осужденные начали принимать индивидуальность людей, они не категоричны в оценках  окружающих, не пытаются переделать людей, подогнать под себя. Они стали  успешнее адаптироваться во взаимодействии с людьми и научились сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей. Соответственно, несовершеннолетние осужденные повысили свой уровень коммуникативной  толерантности.

   Несовершеннолетние  осужденные стали лучше разрешать  возникающие проблемы, активнее обращаться за помощью к своему социальному  окружению.

   Осужденные  приобрели способности к рефлексии, но зачастую боятся совершить новые  ошибки, при этом стараются вести  себя более осторожно. Возможно, здесь  можно говорить о том, что они  желают измениться.

   После проведения тренинга несовершеннолетние осужденные стали лучше себя контролировать в действиях и поступках, у  них появились стремления; они  стали лучше себя ценить, меньше отчаиваются, уменьшилась скованность, агрессивность и чрезмерная осторожность. Несовершеннолетние осужденные уже  не так отрицают поддержку родителей  в трудной ситуации, неприятности их мобилизуют, трудная ситуация уже  в меньшей степени воспринимается как непреодолимая. При этом они  ожидают неприятностей, стали более  робкими и снизилась потребность  в независимости. 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В данной работе нами был проведено экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных, таких как  коммуникативная толерантность, копинг-стратегии и рефлексия.

   Актуальность изучения ресоциализации несовершеннолетних осужденных заключается в предотвращении рецидива преступлений, в психологической подготовке несовершеннолетних к жизни на свободе. Для этого важно развить у несовершеннолетних осужденных такие личностные особенности как рефлексия, коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, которые обеспечат успешную социализацию осужденного. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.

   Практическая  значимость исследования определяется возможностью использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций по ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Данные по коммуникативной толерантности, копинг-стратегиям, рефлексии могут быть использованы в работе педагогов, психологов и прочих служб пенитенциарного учреждения, осуществляющих процесс ресоциализации несовершеннолетних осуждённых.

   Процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения задачи ресоциализации к каждому несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.

   В данной работе проведен теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования. Дано описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий. Проведено экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных. Проведен формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и дано описание данных коррекционного сдвига. Проведен анализ и интерпретация экспериментальных данных. Дана формулировка выводов экспериментального исследования.

   Эффективность ресоциализации несовершеннолетних преступников зависит от использования комплексного подхода, объединения усилий субъектов  ресоциализационного процесса на всех уровнях управления, постоянного  сочетания пенитенциарного и  постпенитенциарного воздействия.

   Изучение  социально-психологических аспектов, связанных с исправлением несовершеннолетних правонарушителей не может быть проведено  без учета психологом психологических  закономерностей развития личности подростков, специфики их проявления, а так же тех критических моментов и других ситуаций, которые возникают  у них на этапе ресоциализации.

   В ходе проведенного исследования цель и задачи были достигнуты, а гипотеза нашла свое подтверждение.

 

       ЛИТЕРАТУРА 

  1. Андрюшин Г.Д. Основы криминальной и следственной психологии: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005
  2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. – М., 1991
  3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996
  4. Астемиров З.А. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Курс лекций. – М., 1999.
  5. Березин С.В. Социальная психология. Краткий курс лекций. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007
  6. Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. – М., 1928
  7. В.П. Петленко. Основы валеологии. Книга третья. – М, 1999.- 433 с.
  8. Информационно-образовательный юридический портал. Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.allpravo.ru/diploma/doc46p0/instrum2506/print2512.html
  9. Г.М. Андреева. Социальная психология. Учеб. для высш. шк. – М.: Аспект-Пресс, 1999
  10. Исполнение наказаний, альтернативных лишению свободы/ Ресоциализация осужденных без лишения свободы [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsin.su/main.phtml?aid=2504
  11. Горохова Л.Г. Исследование копинг-стратегий у подростков. Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: Т.2. – СПб., 2008
  12. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М. Юридическая литература. 1990.
  13. Дебольский М.Г., Кокурин А.В. Социально-психологические исследования личности осужденных. Опыт изучения личности осужденных. Учебно-методическое пособие. – М.: Министерство юстиции РФ, ГУИН Минюста России по Самарской обл.; НИИ УИС, 2004 – С.24
  14. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие. – Алтай, 2000. 123 с.
  15. Димитров А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 176 с.
  16. Еникеев М.И. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии. Психологический журнал. Т. 2, №3,1982
  17. Ефремова Г.Х. Ратинов А.Р. Личность преступника. Энциклопедия юридической психологии. Под общ.ред проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2003
  18. Журавлев А.Л. Социальная психология. – М.: ПЕР СЭ, 2002
  19. Захарова, Ю.В. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия. Вестник Московского университета. Психология. №3, 1991
  20. Зелинский А.Ф. Криминальная психология. Научно-практическое издание. – Киев, 1999
  21. Золотухин, В.М. Две концепции толерантности. Кузбасс, гос. техн. ун-т. — Кемерово, 1999
  22. Козюля В.Г. Организация психологического обеспечения несовершеннолетних осужденных. Преступление и наказание. № 9, 2002
  23. Красова Е.Ю. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007
  24. Л. Васильев. Юридическая психология. 3-е издание, дополненное и переработанное. – Санкт-Петербург, 2000
  1. Локк. Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. – М.,1960
  1. Майерс, Д. Социальная психология. – СПб.: Питер. 1996. 682 с.
  2. Марковская И.М. (ред.) Социальная психология. Часть 1. Социальная психология: Хрестоматия / под ред. Марковской И. М. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000
  3. Михайлов, А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях. Вопросы психологии. №5, 1990
  4. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного. – М.: НИИ ФСИН, 2006
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник. 5-е изд. доп. «Академия», 2005
  6. Пищелко А.В, Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. – М.: ПЭР СЭ, 2003
  7. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. – М., 1925
  8. Психология XXI столетия. Т.1. Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2007 - с. 344. Статья: Коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность как важные качества руководителей группы. Автор Гусева Т. (Ярославль)
  9. «Психологический словарь» АПН СССР. – М.: Педагогика, 1983. С. 350.
  10. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп/ В.В. Романов. – М.: Юристъ, 2005
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,1989,Т1
  12. Савардунова В.Н. Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Дис. канд. пед. наук. – М., 2000
  13. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников. Автореф. канд. дис. – Курск, 2004
  1. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества. Вопросы психологии, №5, 1983
  1. Сирота Н. А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. Обозр. психиат. и мед. психологии. – М., 1994. № 1. с. 63–74
  1. Смелзер Н. Социология / Под ред. В.А. Ядова. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  1. Тулупьева, Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. – СПб,2000.
  2. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Основы пенитенциарной психологии. – Рязань, 2001.
  3. Хараш А.У. Личность в общении. В книге «Общение и оптимизация совместной деятельности». Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М., 1987
  4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Просвещение, 1997
  5. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. – М.: Просвещение, 1987
  1. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. – М.,1975
  1. Ялов, А.М. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у больных неврозами. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. №3, 1996
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1

Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных