Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:26, дипломная работа
Предмет изучения – процесс развития личностных особенностей у несовершеннолетних осужденных.
Задачи:
1.Теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования;
2.Описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий;
3.Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных;
4.Проведение формирующего эксперимента по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и описание данных коррекционного сдвига;
5.Анализ и интерпретация экспериментальных данных;
6.Формулирование выводов экспериментального исследования.
Введение........................................................................................................3
Глава I. Состояние проблемы исследования в научной
литературе…………………………………………………………………7
1.1.Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего осужденного …………………………….7
1.2.Социально-психологическая социализация личности………...12
1.3.Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных……………………………………………………....19
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных…………………....30
2.1.Описание выборки и методов экспериментального исследования …………………………………………………….30
2.2.Обсуждение результатов экспериментального
исследования……………………………………………………..33
Глава III. Формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных……………….................................54
3.1.Описание хода эксперимента, этапы коррекционной программы………………………………………………………..54
3.2.Описание данных экспериментального исследования………..59
Заключение………………………………………………………...77
Литература………………………………………………………...79
На рисунках несовершеннолетних осужденных «Человек под дождем» (см. приложение 1, рис. 14, 16, 18) мы можем увидеть, что четверых испытуемых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными (увеличение размера фигуры), Двое испытуемых тяжело воспринимают трудную ситуацию (тяжелые, закрашенные капли или линии на рисунке). Четверо ожидают неприятностей (наличие туч). Четверо отрицают поддержку со стороны родителей в трудной ситуации (отсутствие зонта в рисунке).
Таким
образом, после проведения тренинга
несовершеннолетние осужденные стали
лучше себя контролировать в действиях
и поступках, у них появились
стремления; они стали лучше себя
ценить, меньше отчаиваются, уменьшилась
скованность, агрессивность и чрезмерная
осторожность. Несовершеннолетние осужденные
уже не так отрицают поддержку
родителей в трудной ситуации,
неприятности их мобилизуют, трудная
ситуация уже в меньшей степени
воспринимается как непреодолимая.
При этом они ожидают неприятностей,
стали более робкими и
В целом, после проведения коррекционной программы у несовершеннолетних осужденных повысился уровень коммуникативной толерантности, они стали принимать индивидуальность людей, не пытаясь подогнать их под себя. Несовершеннолетние осужденные стали лучше разрешать возникающие проблемы, активнее обращаться за помощью к своему социальному окружению; приобрели способности к рефлексии. Осужденные стали лучше себя контролировать в действиях и поступках, у них появились стремления; они стали лучше себя ценить, меньше отчаиваются, уменьшилась скованность, агрессивность и чрезмерная осторожность.
Сравнивая
результаты контрольной
и экспериментальной
группы после проведения
формирующего эксперимента,
нами не было получено значимых различий
по изучаемым показателям. Это свидетельствует
о том, что в ходе формирующего эксперимента
личностные особенности несовершеннолетних
осужденных приблизились по показателям
к нормативным. Нами были получены следующие
результаты: несовершеннолетние осужденные
менее склонны принимать индивидуальность
людей, они не категоричны в оценках окружающих,
не пытаются переделать людей, подогнать
под себя. Осужденные научились сглаживать
неприятные впечатления при столкновении
с некоммуникативными качествами людей.
Несовершеннолетние осужденные повысили
свой уровень коммуникативной толерантности.
Умение разрешать проблемы у несовершеннолетних
осужденных менее развито, чем у студентов.
А поиск поддержки и избегание проблем,
как у студентов, так и у осужденных одинаково.
Несовершеннолетние осужденные повысили
свой уровень рефлексии. У осужденных
присутствует торможение, отчаяние, отсутствие
потребностей вместе с чувством неадекватности,
ощущение малоценности, чрезмерная осторожность,
агрессивность, грубость. Трудная ситуация
воспринимается осужденными как непреодолимая,
они ожидают неприятностей и отрицают
поддержку со стороны родителей в трудной
ситуации.
Выводы по III главе:
Таким образом, после проведения коррекционной программы несовершеннолетние осужденные начали принимать индивидуальность людей, они не категоричны в оценках окружающих, не пытаются переделать людей, подогнать под себя. Они стали успешнее адаптироваться во взаимодействии с людьми и научились сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей. Соответственно, несовершеннолетние осужденные повысили свой уровень коммуникативной толерантности.
Несовершеннолетние осужденные стали лучше разрешать возникающие проблемы, активнее обращаться за помощью к своему социальному окружению.
Осужденные
приобрели способности к
После
проведения тренинга несовершеннолетние
осужденные стали лучше себя контролировать
в действиях и поступках, у
них появились стремления; они
стали лучше себя ценить, меньше
отчаиваются, уменьшилась скованность,
агрессивность и чрезмерная осторожность.
Несовершеннолетние осужденные уже
не так отрицают поддержку родителей
в трудной ситуации, неприятности
их мобилизуют, трудная ситуация уже
в меньшей степени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе нами был проведено экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных, таких как коммуникативная толерантность, копинг-стратегии и рефлексия.
Актуальность изучения ресоциализации несовершеннолетних осужденных заключается в предотвращении рецидива преступлений, в психологической подготовке несовершеннолетних к жизни на свободе. Для этого важно развить у несовершеннолетних осужденных такие личностные особенности как рефлексия, коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, которые обеспечат успешную социализацию осужденного. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций по ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Данные по коммуникативной толерантности, копинг-стратегиям, рефлексии могут быть использованы в работе педагогов, психологов и прочих служб пенитенциарного учреждения, осуществляющих процесс ресоциализации несовершеннолетних осуждённых.
Процесс ресоциализации – сложный и длительный процесс, при котором для решения задачи ресоциализации к каждому несовершеннолетнему осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой.
В данной работе проведен теоретический обзор научной и методической литературы по проблеме исследования. Дано описание личностной сферы несовершеннолетних осужденных, социализации и ресоциализации, рефлексии, коммуникативной толерантности и копинг-стратегий. Проведено экспериментальное исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных. Проведен формирующий эксперимент по развитию личностных особенностей, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и дано описание данных коррекционного сдвига. Проведен анализ и интерпретация экспериментальных данных. Дана формулировка выводов экспериментального исследования.
Эффективность
ресоциализации несовершеннолетних преступников
зависит от использования комплексного
подхода, объединения усилий субъектов
ресоциализационного процесса на всех
уровнях управления, постоянного
сочетания пенитенциарного и
постпенитенциарного
Изучение
социально-психологических
В ходе проведенного исследования цель и задачи были достигнуты, а гипотеза нашла свое подтверждение.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Информация о работе Ресоциализация несовершеннолетних осужденных