Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Но увлеченность идеей развития памяти с помощью мышления оказалась чреватой опасностью: проблема организации П-и стала поглощаться проблемой формирования мышления. П. стала растворяться в других процессах и видах деятельности: она стала трактоваться как побочный продукт деятельности. П. перестала рассматриваться как особая способность мозга к запечатлению и сохранению информации, она стала терять свою специфику.

На Западе в последние 30 лет были развернуты интенсивные исследования памяти в рамках когнитивной психологии. В течение длительного времени (50-е-70-е гг.) исследования развивались в русле информационного и структурно-функционального подходов, основанных на идее сходства механизмов работы человеческой П-и и вычислительной машины [Бродбент, Миллер, Найсер, Аткинсон, Шиффрин и др.]. Возникло множество концепций и моделей П-и. Исследователи сравнивали П. с мастерской [Р. Клацки], с библиотекой [Д. Бродбент], но наиболее часто - с блоками оперативной и внешней П. вычислительного устройства и т.п. Главным же в этих моделях было выделение двух или трех основных блоков П-и.  Одной из наиболее известных трехкомпонентных моделей П-и, в которой представлены три хранилища П-и (сенсорный регистр, кратковременное и долговременное хранилища с их специфической организацией, постоянно циркулирующими потоками между ними и системой управления), является модель Р. Аткинсона . Ее ценность - наряду с процессами кодирования и управления, протекающими под сознательным контролем индивида, в ней представлены и постоянные структурные компоненты памяти.

П. в исследованиях этого направления  также рассматривается как активный процесс: человек активно перерабатывает поступающую извне информацию, строя  на ее основе внутренние модели, которые  отражают в сознании реальную действительность.

Отечественные психологи также плодотворно работали в рамках информационного и структурно-функционального подхода - с той лишь спецификой: эти подходы сочетались с принципами деятельностной концепции [Бочарова, Зинченко, Величковский, Ломов]. Эти подходы внесли существенный вклад в изучение П-и, помогли получить целый ряд важных ее закономерностей: определять пропускную способность П-и (Миллер 7+-2), надежность, способы кодирования информации [Миллер, Бродбент,

Норман], выявить операционные структуры  сенсорной, кратковременной и долговременной П-и, построить структурно-функциональные модели зрительной П-и. И, главное, дали возможность ответить на многие вопросы, связанные с практическими потребностями общества (возникшими, в частности, при введении в жизнь программированного обучения, работой операторов, диспетчеров и т.п.).

B конце 70-х годов  начинается острая критика структурно-функционального подхода и его моделей. Накапливается много фактов, касающихся прежде всего временных параметров и форм представления материала в разных хранилищах, которые противоречат первоначальным данным, послужившим основанием для разделения на три вида памяти. Появляется несколько новых концепций П-и, противопоставляемых представлениям о П-и как жесткой системе последовательных блоков преобразования информации.

Обозревая состояние зарубежных работ  по П-и, выполненных в рамках когнитивной  психологии, Б.М. Величковский отмечает определенный кризис в области методологии и заключает, что "общей чертой современных подходов к описанию П-и является переход от линейных цепочек управления к иерархическим уровневым структурам".

Ф. Крэйк и Р. Локхарт - авторы одного из новых и наиболее известных  подходов к П-и, предложившие теорию "уровней обработки"; они стремились разработать новый концептуальный подход к исследованию П-и. Его смысл - главным предметом анализа становятся активные процессы переработки информации, т.е. сами ментальные операции (а не внешние детерминанты П-и - такие, как время предъявления и характер материала, число повторений и т.д., обычно исследуемые ранее). Сам процесс переработки информации рассматривается как система уровней с последовательным переходом от более простого уровня, связанного с переработкой сенсорных признаков (далее- "перцептивного уровня") к более сложным уровням, связанным с семантической обработкой. При этом след памяти зависит от глубины обработки информации и широты ее разработки. Данный подход, вызвавший серьезную критику из-за того, что многие полученные позднее факты не укладывались в рамки концепции, получил, тем не менее, популярность и стимулировал большое количество исследований. 

В новых направлениях западной психологии при описании памяти происходит сближение основных положений с принципами структурно-генетического подхода, развиваемого в отечественной психологии [Анохин, Леонтьев, Лурия, Ананьев, Ломов, и др.]: предполагается существование иерархических систем, лежащих в основе организации психических функций, - от низших (происхождение которых имеет в значительной степени наследственный характер) до высших (саморегулирующихся по своему характеру, с возрастанием в них влияния социальных факторов).

Системный подход, получивший с 50-х гг. широкое распространение во многих областях в виде обще научного принципа, к концу 70-х гг. начинает реализовываться и в отечественной психологии [Ломов, Ананьев, Зинченко, Платонов]. Методология и основные процедуры исследований применительно к данной науке были сформулированы Б.Ф. Ломовым. "Природа психического может быть понята только на основе системного анализа, т.е. рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система. Это требует изучения внутренних механизмов, законов и закономерностей психики как целостной системы".

Так, Бочарова определяет П. как базовую функциональную систему, выполняющую не только когнитивную (отражательную) функцию, связанную с преобразованием новой информации, но и продуктивную, имеющую отношение к организации всей деятельности человека. П., по мнению Ляудис, обеспечивает "продуктивную реконструкцию формируемого и актуализируемого опыта в соответствии с ценностями и смыслами личности".

Следуя этой логике – П., "пронизывающую  всю человеческую психику", по-видимому, следует отнести к полисистемным  образованиям, т.е. возникающим на пересечении различных систем, поскольку в П-и закладывается целый комплекс отношений, реализуемых в различных деятельностях и коммуникациях человека. Рассматривая П. как полисистемное образование с присущими ей природными и приобретенными свойствами, Б.Ф. Ломов отмечает, что ее наиболее адекватное исследование следует осуществлять с позиций системного анализа, позволяющего учитывать многомерность и многоуровневость данной функции.

В теоретическом плане применение системного анализа означало качественно новый этап в исследовании П-и, этап, создавший возможности для плодотворной разработки общепсихологической теории П-и. Принципиально важно, что этот подход предполагает исследование разноуровневости свойств П-и - от биохимических до психологических, т.е. обязательно включает изучение природных факторов. Отмечается, что одним из важнейших условий дальнейшего развития теории П-и является раскрытие нейрофизиологических и психофизиологических основ мнемических процессов. В последние три десятилетия достижения в области наук о мозге заставили по-новому взглянуть и на природу самого следа: выявлено важное значение биологических факторов в процессах запечатления и сохранения следов.

Итак, в настоящее время считается, что мнемические процессы имеют сложную структуру и механизмы функционирования. Они являются многомерными, иерархически организованными и динамичными (Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия). Таким о6разом, в свете современных знаний, П. человека предстает как сложная система многоуровневого и многоступенчатого перекодирования информации, в которой соединены 2 начала – биологическое (природная память – «мнема») и социальное (связанное со средой, с возможностями управления собственной памятью, с овладением способами её организации и развития).

 

 

51. Основные  факты и закономерности классической  психологии памяти. Практические рекомендации, основанные на учёте законов памяти.

Г. Эббингауз ещё в 80-х гг. ХIХ в. предложил приём, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот приём – заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Одним из важных его достижений было открытие закона забывания.

1. Закон забывания 

Забывание выражается в невозможности  восстановить ранее воспринятую  информацию. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трёхбуквенных  слогов. В ходе опыта было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание вначале идёт очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всейё полученной информации, а через шесть дней в памяти остаётся менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов. Т.е.  забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленнее.

Но, надо помнить, что результаты, полученные Эббингаузом, характеризуют лишь ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала.

 

(Также ход забывания  исследовали П. Радоссавлевич,  А. Пьерон и др.)

Рекомендации:

  1. Для того чтобы замедлить процесс забывания надо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу (что подтверждают исследования М.Н. Шардакова). Нужно в день получения материала просмотреть информацию, мысленно выделить главное и т.п.
  2. Нужно сделать запоминание осмысленным.

2. Закон распределения  заучивания во времени.

Что лучше: заучить сразу или  рапределить заучивание во времени? Проводимые исследования показали, что лучше распределить заучивание материала во времени, этот способ эффективнее в 2 раза. Очень важно правильно распределить заучивание во времени.

(Продуктивность запоминания зависит от того как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания: целостный, частичный, комбинированный. Целостный состоит в том, что материал читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. Частичный – материал делится  )  на части и каждая часть заучивается отдельно. Комбинированный – сочетание первого и второго, материал сначала прочитывается целиком, затем  трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Исследования М.Н. Шардакова показали, что наиболее целесообразным является комбинированный метод)

3. Закон амнезии, связанный  с изменением личности (Жане, Рибо)

2 закономерности: 1- память теряется и восстанавливается по одному закону, 2- сначало теряется более  ?

(Амнезия –  это нарушение памяти в виде  утраты способности сохранять  и воспроизводить ранее приобретённые  знания. Нарушение п-ти на текущие  события – фиксационная амнезия. Нарушение памяти также и на прошлые события: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий и т.п. + нарушения памяти носят прогрессирующий характер – прогрессирующая амнезия. Нарушения такого рода развиваются по «закону обратного хода памяти», предложенного и обоснованного Т.Рибо. Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память на недавние события, а затем – на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти идёт в обратном порядке.)

4. Закон зависимости  от силы впечатления

Сравнительно  простые, но произведшие на человека сильное впечатление события  могут запомниться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. (Г. Эббингауз). При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное. Этот закон используется во всех методах улучшения памяти.

Рекомендации: заставлять себя получать впечатления, хуже всего равнодушие.

5. Закон зависимости  от объёма

7+-2 (скорость  забывания зависит от объёма  материала: чем больше объём  материала тем быстрее происходит забывание).

Рекомендации  по развитию памяти: 1-усиление концентрации внимания, 2-смысловые приёмы

 

+ Г.Эббингауз  установил: -при запоминании длинного  ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»); -при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести.

Также параллельно с исследованиями Эббингауза проводились исследования и других учёных. Э. Крепелин изучал как протекает запоминание у психически больных, Г.Э. Мюллер осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека

 

 

 

52. Исследования памяти  в когнитивной психологии.

Идеи об активном начале в процессах  памяти, в частности, ее зависимость от уровня и активности переработки информации, интенсивно разрабатываются в современных западных исследованиях в рамках направления, получившего название "когнитивная психология".

На Западе в последние 30 лет были развернуты интенсивные исследования памяти в рамках когнитивной психологии. В течение длительного времени (50-е-70-е гг.) исследования развивались в русле информационного и структурно-функционального подходов, основанных на идее сходства механизмов работы человеческой памяти и вычислительной машины [Бродбент, Миллер, Найсер, Клацки, Аткинсон, Шиффрин и др.]. Возникло множество концепций и моделей памяти. Исследователи сравнивали память с мастерской [Р. Клацки], с библиотекой [Д. Бродбент], но наиболее часто - с блоками оперативной и внешней памяти вычислительного устройства и т.п. Главным же в этих моделях было выделение двух или трех основных блоков памяти.

Структурные теории (Норман и др.): здесь исследуется память, в основе которой лежит время  хранения информации. Это наиболее ранение и широко распространенные теории. Эти структуры носят название КП, СП, ДП. Эти структуры (системы) имеют разные функции и механизмы своего проявления, но между ними есть взаимодействие. Первый класс теорий - теория двойственности: есть структура первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной, отражающее весь опыт) памяти. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция выполняющая три функции: - сопротивление угасанию следов в КП, - предохранение материала от выталкивания, - перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"