Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
56. Представление о памяти с позиций «личностного подхода»…
Три ведущих принципа отечественной психологической науки: - Единство человеческой психики и деятельности. - Единство сознания и общения. - Личностный принцип (Ананьев, Ломов, Платонов, Рубинштейн). Идеи этого принципа используются при выяснении роли и места мнемических способностей в структуре индивидуальности.
Основные положения личностного подхода.
Индивидуальность –
Основные принципы изучения памяти с позиции личностного подхода:
Образные и словесно-логические компоненты мышления в структуре мнемических способностей. Мышление- основа развития памяти. В книге "Память и интеллект» дан вывод, что образы памяти определяются в значительной степени уровнем схем мышления: в зависимости от них должна меняться сама организация памяти. Зинченко анализировала зависимость запоминания от понимания. Смирнова - понимания от особенностей мнемической задачи. Показано, что влияние последней может быть и положительным, и отрицательным. Лучше всего запоминается то, что получено в результате активных усилий мысли, в результате активного обдумывания.
Исследования, идущие от памяти к мышлению и наоборот, позволили выявить и сблизить операционный состав мыслительной и мнемической деятельности.
Наиболее важные операции : 1.категоризация, 2. группировка материала, 3.межгрупповое связывание.
Исследование структуры
Мышление в процессе запоминания направлено на то, чтобы вскрыть внутреннюю логическую структуру материала, выделить основной смысловой костяк. Отсеять несущественное, правильно сгруппировать по смыслу. Сжать (с помощью операции обобщения) "спрессовать" в более емкие смысловые единицы информации. В ходе смысловой обработки идет постоянный процесс перестройки этой структуры, поиск ее оптимального варианта, наиболее полно отражающего смысловое содержание.
Мнемическая деятельность оказывает обратное влияние на процессы мышления. Мышление - существенная опора мнемических процессов, одно из важнейших условий их продуктивности.
Работ о влияние мышления на характеристики памяти мало. Они изучаются в рамках концепции И.П. Павлова о двух сигнальных системах.
Лицам художественного склада (1 сигнальная система) свойствен более глобальный, синтетический характер обработки информации. "Мыслителям" (2 тип), напротив, - расчлененный, аналитический стиль.
Изюмова показала, что в структуре когнитивных способностей "математиков" главными компонентами являются: способности к переработке информации (прежде всего, слуховой), высокое развитие вербального интеллекта, способности к обобщению, в целом словесно-логическиx функций. У школьников литературною класса - это: способности к запечатлению зрительной информации, невербальный интеллект, преобладание образно-действенных компонентов над словесно-логическими.
Когнитивный стиль присущ всем процессам, связанным с получением, хранением и переработкой информации, т.е. восприятию, памяти, мышлению.
Мотивационные факторы развития памяти.
Этот вопрос рассматривают в русле отношений склонностей и способностей [Рубинштейн, Теплов, и др.]. За склонностями закрепляется побудительное, мотивационное значение. Способности, определяемые, как известно, через результативность деятельности, связываются с ее исполнительной стороной.
На взаимосвязь познавательных
и мотивационных процессов
Учебная деятельность побуждается двумя видами мотивов: познавательные и социальные.
Есть два вида познавательной мотивации: содержанием и процессом. Обе они формируют познавательную потребность.
Интерес к точным наукам связан с развитием понятийного и пространственного мышления и вербальной памяти (при среднем развитии образной). Интерес же к литературе и языку связан с высоким уровнем развития образной памяти и хорошим запоминанием вербального материала.
Наличие высокоразвитых познавательных потребностей является важнейшим фактором интеллектуального развития, познавательных возможностей.
В познавательной потребности "математиков" заметен сдвиг в сторону ее творческих компонентов. Сами познавательные мотивы преобладают над социальными мотивами учения.
Характер мотивации можно
В литературном классе наблюдалось явно выраженное преобладание социальных мотивов над познавательными, высокая любознательность. Современное массовое обучение тормозит развитие познавательных возможностей.
Об особенностях темперамента, характера и свойствах памяти.
Развитие способностей происходит в единстве со всем многообразием свойств личности.
Довольно успешно формируются и воспитываются нужные качества личности и через них идет воздействие на способности человека.
Голубева выделяет четыре свойства личности: особенности мотивации, темперамента, способностей и характера, они связаны между собой через системообразующие признаки (побуждения, эмоциональность и саморегуляцию) и объединены друг с другом со стороны природных и социальных свойств человека.
Темперамент и характер - и их взаимоотношения с мнемическими способностями человека.
Теплов и Голубева выявили зависимости: 1 между индивидуальными особенностями темперамента, характера и природными задатками (СНС и специально-человеческими типами). И 2 - связи первых с различными видами способностей: общих, познавательных и специальных: педагогических, языковых, музыкальных, математических и литературных. На основе разных типов высшей нервной деятельности могут формироваться не только разные способы переработки информации (и, следовательно, типы когнитивных способностей), но и типы регуляции поведения в целом.
Чаще всего существует зависимость запоминания и воспроизведения от волевых качеств и усилий человека. Долговременная память имеет связи с такими качествами личности, как организованность и ответственность, а также развитием волевых свойств.
Проблема связи характера и темперамента затрагивается в большинстве личностных концепций. Изюмова показала: у лиц с высокими мнемическими способностями к переработке информации обнаруживается комплекс черт, свидетельствующих о хорошей произвольной регуляции и саморегуляции поведения.
В отношении активности и эмоциональности - данные говорят о том, что лицам с хорошей сформированностью этого вида мнемических способностей свойственны более низкий уровень общей активности и высокая эмоциональная устойчивость.
В характере этих детей, как отмечалось, выделяются следующие черты: сдержанность, склонность ко всему подходить серьезно. Озабоченность последствиями поступков, сознательное избегание возможных неудач. Разумность, рассудительность, планирование своего поведения. Характерологические особенности лиц с хорошими способностями к переработке информации связаны с волей: с высокой произвольной сознательной регуляцией своего поведения.
Главное отличие темперамента школьников с развитыми способностями к запечатлению информации состоит в повышенной общей психической активности, обеспечиваемой, судя по всему, их высокой энергетикой, направленной более всего на живое общение, на действие, на поступки.
В настоящее время есть все основания говорить о существовании двух альтернативных видов связи между способностями, чертами темперамента и характера. Один из них характеризуется сопряженностью вербальных способностей с лучшей произвольной регуляцией, развитостью произвольной сферы, эмоциональной устойчивостью, рационалистичностью. Другой тип связи - положительными зависимостями между не вербальными способностями, более развитой непроизвольной сферой, эмоциональной неустойчивостью, артистичностью.
Тип литератора: высокие способности к зрительному запечатлению, высокий наглядно-образный интеллект (невербальный по Векслеру), не очень высокие результаты на словесно-логическое мышление, не очень хорошая способность к обобщению, в целом не очень высокий вербальный интеллект.
Тип математика: хорошие способности к переработке информации, преимущественно слуховой (слуховая память), хороший вербальный интеллект (по Векслеру), высокий уровень словесно-логического мышления, хорошая способность к обобщению.
Типы индивидуальности. Когнитивные способности с математическими способностями: хорошие способности к переработке информации (хорошая слуховая память), хорошая смысловая память – ее преобладание над природной зрительной памятью. Высокий вербальный интеллект. Отвлеченные виды мышления. Способность к обобщению. Черты мотивации: хорошо развиты зрелые формы познавательной потребности, стремление к более глубокому знанию, направленное на сам процесс познавания. Интерес к теоретическим вопросам. Выраженность творческих компонентов, интерес к самостоятельной разработке проблемы, желание решать оригинальные, трудные задачи. У них в целом преобладают познавательные мотивы над социальными.
Когнитивно-мотивационный тип
57. Онтогенез памяти.
Пути компенсации
(Появляется в 15 дней, связана с пищевыми рефлексами)
Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.
Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года - то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого - то, что было примерно год назад.
Прежде всего у ребенка проявля
Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактнологические отношения между понятиями. Т.е., основные черты памяти дошкольника: непроизвольность, непреднамеренность; запоминание опирается на чувства; носит наглядный характер.
Бурное развитие характеристик
памяти происходит в школьные годы.
Это связано с процессом