Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.
12-14 лет – скачок в развитии памяти – она приобретает черты логической памяти.
Примерно с 26 лет память начинает стареть (Ананьев). С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания ускоряются. В основе старения памяти – замедление синтеза РНК. На память влияет 2 фактора – биологический (старение) и социальный (смыслов. память).
Для того, чтобы замедлить старение памяти нужно заниматься мыслительной деятельность (Смирнов – сравнивал память учёных и студентов), надо заранее активно подключать смысловую память в свою жизнь, чтобы смысловая память стала индивидуальным стилем.
58.Семантическая память.
Основные подходы при её
В настоящее время С.П. рассматривается как категориальная (выделение различных семантических классов) и противопоставляется тематической (некатегориальной) П, в основе которой противопоставляются пространственно-временные отношения. Е. Тулвинг (1972) выделил 2 вида П.: эпизодическая (фиксирующая события жизни каждого индивида); энциклопедическая (связанная с приобретением накопленного людьми культурного опыта).
Позже К. Куиллиан и А. Коллинз назвали энциклопедическую П. семантической. Она рассматривалась как система, в которой хранятся значения слов и отношений между ними. Многие авторы относят категориальные формы знаний к высшим формам, считая другие, принадлежащие к определенным возрастам, временными. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). В последнее время стали говорить о существовании у взрослого человека относительно независимых структур знаний: категориальных и некатегориальных. Предполагается, что эти структуры, хотя и могут взаимодействовать между собой, но в своей основе принципиально различны: категориальные структуры связаны с функционированием семантической П., а тематические – различных видов тематической П. Точки зрения, как хранятся знания в П. человека: - в виде пучка свойств; - в виде целостного образования; - С.П. не имеет фиксированной структуры, а зависит от общего контекста деятельности.
Чаще всего СП представляют как целостное образование – особую структуру в П. человека, формирующуюся в процессе становления собственного индивидуального опыта и освоения «готовых» знаний, в рамках которой представлены различные знания и отношения между ними. Основные факторы, определяющие структуру СП (у разных авторов разные): объем категории; типичность; категориальная доминантность; доминантность примера; семантическая близость.
Проблема взаимоотношения категориальной и тематической П.: 2 направления:
Исследования СП интенсивно проводились отечественными психологами: А.А. Смирнов, П.П. Блонский, А.Р. Лурия, А.Н, Леонтьев, П.И. Зинченко, З.М. Истомина и многие др. Основное внимание уделяется вопросам социальной опосредованности П., способам ее регуляции. Исследуются генетические аспекты П. Вербальная СП рассматривается как высший уровень ее развития. Установлена важная роль способов смысловой обработки при семантическом запоминании. (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко). Показана его тесная связь с мыслительными процессами, «которые служат опорой запоминания, источником ее более высокой продуктивности». В исследованиях К.П. Мальцевой, З.М. Истоминой, В.И. Самохваловой проанализированы мыслительные приемы, применяющиеся при смысловом запоминании: разбивка запоминаемого материала на основные смысловые части, смысловая группировка отдельных частей материала, смысловое соотнесение и сопоставление соответствующих друг другу частей между собой и тем, что уже известно запоминающему субъекту из прошлого опыта. В.Я. Ляудис выявил 4 операции, которые включает в себя мнемическое действие: 1 - категоризация; 2- выделение способа организации материала; 3 - образование адекватных единиц воспроизведения; 4 - создание семантически целостной системы единиц на основе пространственно-временных связей между ними.
Семантические сети – это отношения между понятиями, которые человек воспринимает.
Необходим механизм, способный группировать сети. Стали СС видоизменять, чтобы ввести более крупные единицы знаний. Появилась схема как более глубокий уровень организации знаний. Прототипы: Существует представления об эталоне, идеале. Существуют прототипы всех существующих реалей. Относительно этих прототипов упорядочивается вся наша система знания. Хорошо упорядочены если близки прототипу, если далеки, то размыты. Показано, что структура человеческой памяти содержит единицы знаний, позволяющих толковать и предсказывать события, которые происходят с человеком, и большая часть нашего поведения следует этим «сценариям».
Семантическя П – это П на слова, понятия, правила, абстрактные идеи; она необходима, чтобы пользоваться языком. Наша способность быстро обрабатывать разнообразную информацию существует благодаря высокоэффективному процессу воспроизведения и хорошей организации СП.
СП реже активизируется и, следовательно, остается относительно стабильной во времени.
Д. Норман: Семантическая сеть – структура, в которой нужные куски информации соединены между собой надлежащим образом. С.сети дают возможность представить отношения между понятиями и событиями в системе памяти. Такие сети хорошо описывают процесс нашего рассуждения. С.сети служат мощным орудием исследования, позволяющим отобразить значительную часть процессов творческого мышления, но все же мы имеем здесь дело с гипотезой, а не с фактом. Важными частями сети являются узлы и отношения (в примере: человек – это узлы, а стрелка с надписью есть – отношение, означающее здесь принадлежность к классу людей). Важным свойством семантических сетей является наследование. Свойства понятия наследуются его «потомками», т.е. частными случаями и подклассами. (Если А – частный случай или подкласс В, а В связано отношением к с С, то тогда и А связано отношением к с С). Семантические сети оказались мощным орудием для представления знаний и для выведения заключений. Одно из достоинств с. сетей стоит в богатстве отношений, которые они могут описать. Но чтобы СС годились для более крупных единиц знания их нужно модифицировать. В результате создаётся метод, называемы схемой.
С. сети полезны для представления формальных отношений между вещами – для того, чтобы показать, что Сэм, охотничья собака моего сына, относится к разряду собак и что собаки, будучи животными, живыми организмами и физическими телами, должны обладать определёнными свойствами и признаками. Сети наиболее эффективны всюду, где возможна достаточно простая и последовательная классификация.
Схемы представляют собой организованные пакеты знания, собранные для репрезентации отдельных самостоятельных единиц знания. Схема для Сэма может содержать информацию, описывающую его физические особенности, его активность и индивидуальные черты. Эта схема соотносится с другимим схемами, которые описивают иные его стороны.
Получается так, будто мы обладаем собранием сценариев для многих ситуаций: в подходящих случаях мы просто извлекаем один из них и следуем ему; такие ритуализованные действия называют «сценариями», «играми» или «стереотипами». На этом представлении основан один из аналитических приемов – так называемый transactional analysis. Некоторые теоретики памяти разрабатывают идею о том, что многое в человеческом поведении – и в памяти об этом поведении – управляется сценариями. Слово «сценарий» здесь имеет особый смысл – это общая инструкция о порядке действий и взаимоотношениях между участниками событий. Основная идея здесь в том, что некоторые цепочки действий сравнительно стереотипны, как будто они записаны в сценарии, направляющем поведение. Такие сценарии позволяют предсказать, что произойдёт дальше; при повторении достаточно привычного события сценарий указывает, как поступать. Достаточно большая доля нашего поведения следует простым сценариям: посещение кино, библиотеки, врача и т.д., урок в школе и т.п.
В теоретическую модель репрезентации знания в человеческой п-и необходимо включить представление о прототипах и о «соответствии» прототипам. Нужен какой-то механизм, посредством которого мысленные прототипы понятий могли бы быть закодированы так, чтобы каждый конкретный случай оценивался по тому, насколько он близок к этому прототипу или типичному представлению. Кодирование – это, по существу, то, что можно проделывать со схемами. Схема может быть теоретической моделью «прототипного» знания понятий, подобно тому как сценарий явился моделью прототипного знания последовательностей событий.
Схемы должны быть организованы вокруг некоторого идеала, или прототипа, и должны содержать значительную информацию о соответствующих понятиях, в том числе о типичных особенностях обозначаемых ими объектов. Добавление «типичных особенностей» придаёт схемам значительную силу и неожиданно помогает объяснить некоторые аспекты поведения человека. Сведения о типичных чертах выполняют несколько функций: 1. людям эта информация знакома, и если спросить их, они сообщат её, 2. если нет прямых указаний на обратное, то типичные схемы скорее всего действительны. Так, когда я говорю о собаке, вы считаете, что у неё 4 ноги, голова, хвост. И вы считаете, что если бы у неё было 3 ноги, то я об этом бы сказал. В разговоре мы полагаемся нан наши общие знания и нет нужды рассказывать всё об обсуждаемом предмете. В целом принятие подразумеваемых особенностей очень упрощает переработку информации.
59. Виды мышления и критерии их классификации.
Мышление – это высший познавательный
процесс, движение идей, раскрывающих
суть вещей. Суть данного процесса заключается
в порождении нового знания на основе
творческого отражения и преобразования
человеком действительности. Его итогом
является не образ, а мысль, идея, особого
рода теоретическая и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в
нее действий и операций ориентировочно-
Выделение видов мышления производят по различным основаниям. Виды мышления: -по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, - по характеру: теоретическое, практическое, - по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное, - по степени новизны: репродуктивное и продуктивное.
Чаще всего мышление подразделяется на теоретическое и практическое («они по-разному связаны с практикой»; работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей). При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом – наглядно-образное и наглядно-действенное.
Наглядно-действенное мышление (конкретно-действенное) – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное их преобразование в процессе действий. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.