Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Тесты
Трехфакторная модель Айзенка
С точки зрения Айзенка, можно говорить о различных типах концепции интеллекта: биологической, психометрической и социальной, соответствующих разным структурным уровням элемента.
«Биологический фактор» - особенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность. Они определяют индивидуальные отличия интеллекта и связывают их с наследственностью. Определяет скорость переработки информации. «А» фактор. (сопоставим с фактором G у Спирмена.)
«Психометрический фактор» - измеряется тестами IQ. Определяется на 70% влиянием генотипа и на 30% - средовыми факторами (культура, воспитание, образование, социоэкономический статус), т.е. зависит от «А» фактора, но он шире – добавляются культурные факторы.
«Социальный интеллект» - шире психометрического,
добавляются социально-
Многофакторная модель Терстоуна
Противник (оппонент) Спирмена, полагал, что определенный интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Предложил метод многофакторного анализа матриц корреляций. Этот метод позволяет выделить несколько независимых «латентных» факторов, определяющих взаимосвязи результатов выполнения различных тестов той или иной группы испытуемых.
Первоначально выделил 12 факторов, из которых наиболее часто в исследованиях использовались 7. 1) Словесное понимание (понимание текста. Словесные аналогии, интерпр. пословиц), 2) речевая беглость (нахождение рифмы, называние слов из опред. категорий), 3) числовой фактор (скорость и точность математических вычислений), 4) пространственный фактор (узнавание плоских геометрических фигур и зрительные представления в трехмерном пространстве), 5) ассоциативная память (механическое запоминание словесных пар), 6) скорость восприятия (определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств, различий), 7) индуктивный фактор (нахождение правила и завершение последовательности).
Факторы оказались зависимыми «первичные умственные способности» положительно коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого фактора G. На основе этой модели и ее модификаций разработаны многочисленные тесты структуры способностей. Наиболее известный – батарея тестов общих способностей (GABT) и тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Модель Дж. Гилфорда
По своей имплицитной
В настоящее время
Главным достижением многие исследователи
считают выделение
63. Понятие об IQ, его измерении и природе. Соотношение между интеллектом и творческим мышлением.
Слово «интеллект» (от лат. intellectus -«разумение», «понимание»). Единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с общей познавательной способностью, с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем, с тем, что обеспечивает адаптацию человека и т.д.
Понятие «интеллект» как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX века: все интеллектуальные способности наследственно детерминированы, а роль обучения, воспитания, других внешних условий развития отрицалась или признавалась несущественной. После его работ проблема интеллекта приобрела особое значение.
Генерализованное понимание интеллекта как способности требовало конкретизации – ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего XX века. Однако однозначных ответов на них не получено и до сих пор. На протяжении XX века были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности интеллекта: 1) способность обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.), 2) способность оперировать абстракциями (Л. Термен, Р. Торндайк, Дж. Петерсон), 3) способность адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж. Пиаже). Указание на приспособительный характер интеллекта – это то, что в настоящее время объединяет всех его исследователей ( интеллект соотносится с «целенаправленным адаптивным поведением»).
Можно констатировать, что
существует почти бесчисленное количество
определений интеллекта. Едва ли не
каждый исследователь этой проблемы
имеет собственное представлени
В 1905 году А. Бине разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с выполнения заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка (задания, которые выполняли 80-90% детей из выборки данного возраста), если он справлялся со всеми заданиями, то ему предлагались задания более старшего возраста. Максимальный возраст, все задания которого решались испытуемым, является его базовым умственным возрастом; а каждое дополнительно выполненное задание оценивается числом «умственных месяцев». Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось либо показателем умственной отсталости, либо одаренности.
Американский ученый Термен усовершенствовал тест Бине, так возникла шкала Стэнфорд-Бине, в которой стал использоваться показатель – коэффициент интеллектуальности IQ, представляющий собой частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический, умноженное на 100 (формула предложена Штерном). IQ стал синонимом интеллекта. В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты не оправдали себя как средство измерения интеллекта, рассматриваемого как общая способность или группа способностей. Они пригодны для измерения некоторых особенностей мыслительной деятельности человека, а также для выявления объема и содержания его знаний в некоторых областях. Все это важные характеристики когнитивного развития человека, однако они не являются показателями интеллектуальных способностей.
Некоторые психологи по традиции продолжают называть интеллектом то, что измеряется интеллектуальными тестами. Однако при этом в понятие «интеллект» они вкладывают иное содержание, понимая его не как способность, а как характеристику знаний и мыслительных навыков, приобретенных человеком и позволяющих более или менее успешно решать задачи интеллектуального теста. Отождествляя интеллект и IQ, эти психологи часто используют термины «психометрический интеллект», «тестовый интеллект» (наряду с психометрическим существует биологический, социальный, практический интеллект).
Что касается интеллектуального тестирования, то на современном этапе психодиагносты сосредоточены в основном на решении двух теоретических проблем: уточнении содержательной валидности интеллектуальных тестов и ограничении целей их практического использования. Психодиагносты стремятся четко ограничить ту область психического, которая диагностируется каждым интеллектуальным тестом.
Если раньше измерения по интеллектуальным тестам чаще всего использовались для распределения испытуемых по категориям и для долговременных прогнозов, то сейчас среди западных психологов наблюдается отказ от тенденции наклеивать ярлыки.
На снижение прогностической ценности IQ указывают многие психологи. Более того, как констатирует А.Анастази, даже для получения адекватной оценки умственного развития индивида в момент тестирования тестового балла недостаточно. Для этой цели нужно дополнить результаты тестирования сведениями из других источников: наблюдениями, данными биографического характера, анализом методов обучения и т.д. Для правильной интерпретации результатов тестирования следует знать: о степени тренированности испытуемого в выполнении тестов, о мотивации в выполнении тестов, об эмоциональном состоянии во время тестирования, о влиянии на тестовые оценки личности экспериментатора, о предшествующей тестированию деятельности испытуемого и многое другое.
И так, принимая во внимание сведения, полученные из дополнительных источников, и учитывая многочисленные влияния на тестовые результаты, можно использовать интеллектуальные тесты для характеристики реального состояния некоторых умений и навыков. Помимо этого, тестирование может быть полезным методом для изучения изменчивости поведения, развития умения и навыков. Иначе говоря, по результатам интеллектуальных тестов можно наблюдать изменения в умственном развитии человека.
Одним из критериев классификации
методик в отечественной
В зарубежной психодиагностике иногда выделяются: тесты действия, не языковые, невербальные тесты (не требующими умения читать и писать). Эти тесты обычно называют тесты для специфических популяций.
Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивные матрицы Равена.
В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные специально для диагностики представителей разных культурных групп. Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры (Culture- Fair Intelligence Test), был разработан Р. Кеттеллом. Валидность этих тестов низка в любой культуре; пытаясь исключить из заданий тестов специфичное содержание и оставить только равно известное представителям разных культур, диагносты измеряют с их помощью тривиальные функции, не всегда соотносимые с показателями интеллектуального развития.
Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера.
Что касается проблемы соотношения креативности и интеллектуальности, то и здесь до сих пор не существует общепринятого решения.
3 взгляда на креативность (Дружинин)
В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности. Эксперименты показали, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Э. Торренс предложил теорию интеллектуального порога: при IQ ниже 115-120 баллов общий интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ свыше 120 баллов творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.
Наиболее послдовательную критику работ Гилофорда, Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н.Коган. Их подход позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Они критически проанализировали процедуру тестирования креативности; отказавшись от элементов соревновательности, временных ограничений и критерия точности, они в результате установили независимость факторов креативности и интеллекта. Выявили четыре группы детей с разными уровнями развития этих способностей. Дети, принадлежащие к разным группам, отличались способами адаптации к внешним условиям и решения проблем.
В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (тесты интеллекта). Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно!), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.