Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может, то есть опирается на образы. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого, образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоретическое понятийное мышление (словесно-логическое, абстрактно-логическое) – это такое мышление, в котором используются определенные понятия (вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями). При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не имеем дела с чувственным опытом, мы не ищем новой информации, а выполняем действия в уме, пользуясь уже готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений и умозаключений.

Данный вид М. имеет  обобщенный абстрактный характер. Этот вид мышления характерен для людей, занимающихся научными теоретическими исследованиями, также это основной вид М. при традиционном обучении.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, а образы. Эти образы либо непосредственно извлекаются из памяти, либо же воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Такой вид мышления преобладает у людей, чья деятельность связана  с каким-либо видом творчества, искусства.

Следует отметить, что  понятийное и образное мышление, являясь  разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны действительности. Понятийное мышление дает наиболее обобщенное отражение реальности, но это отражение  абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение действительности. То есть при решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, и в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Таким образом, эти виды мышления дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Следует отметить, что  эти виды мышления могут рассматриваться  и как уровни его развития (развитие мышления мы рассмотрим на семинаре). Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Так, наглядно-действенное мышление – наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления.

Также различают интуитивное и аналитическое (логическое, дискурсивное) мышление. При этом используется три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего) мышления, основанное на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта». Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

 

 

60. Теории мышления (по Леонтьеву)

М.— это психические  процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущения и восприятия (непосредственно-чувственного отражение), М. дает непрямое, сложно опосредствованное отражение действительности. М. – ф-ция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако М. ч-ка не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной дея-ти — логических, математических и т. п. действий и операций. М. человека имеет общественную природу.

Старый, метафизический подход к М-ю ограничивал  возможности научного исследования природы и  механизмов мыслительной дея-ти. При  этом  объектом   изучения  служили собственные мыслительные процессы исследователей.

На протяжении почти всего XIX в. научно-психологические представления о М-и развивались под влиянием формальной логики  и на основе субъективно-эмпирической ассоциативной психологии. Психологический анализ М-я сводился к выделению отдельных мыслительных процессов: абстракции, обобщения, сравнения и классификации. Описывались также разные виды суждений и умозаключений, причем описания эти прямо заимствовались из формальной логики.

Идеи ассоциативной теории, заложенные еще Гоббсом и развитые в трудах Гартли и Пристли, были перенесены на эмпирическую психологию XIX в. (в Англии - Спенсером и Беном, в Германии — Гербартом, Эббингаузом и Вундтом, во Франции — Тэном и др.). Центр. объяснительное понятие - понятие ассоциации, т. е. связи между психическими явлениями (ощущениями, представлениями, идеями), к-ая возникает под влиянием повторения их сочетаний во времени или пространстве. М. изображалось как процесс, представляющий собой протекающие в сознании сложные цепи ассоциаций. Большинство авторов, придерживающихся ассоциативной теории, были вынуждены ввести наряду с понятием ассоциации такие понятия, как понятия творческого синтеза, активной апперцепции и т. п., в которые вкладывался откровенно идеалистический смысл.

Следующие попытки свести М. к элементарным процессам были сделаны в первой четверти XX в. американскими психологами-бихевиористами (Э. Торндайк, Д. Уотсон). Они пытались интерпретировать внутреннюю мыслительную деятельность как совокупность сложных цепей речевых (беззвучных) навыков, формирующихся по общей для поведения животных и человека схеме «стимул — реакция».

К направлениям, противостоящим ассоциативному и «атомистическому» пониманию  М-я, относятся, прежде всего, работы Вюрцбургской школы (Ах, Кюльпе, Мессер и др.). Эти авторы описали ряд особенностей, характеризующих с субъективной стороны протекание мыслительных процессов; их несводимость к простому ассоциированию словесных понятий, подчиненность цели («детерминирующей тенденции») и свойственную им безобразность. Оставались на идеалистических позициях, рассматривая М. в отрыве от чувственности и практики, как проявление особой духовной способности.

Представители «гештальтпсихологии» (Вертгеймер, Келер, Коффка и др.) понимали М. как непосредственное усматривание искомого решения, ведущее к изменению структуры проблемной ситуации в сознании субъекта. В результате такого «переструктурирования» субъекту открываются новые, заключенные в исходной ситуации отношения и функциональные свойства.

Общей чертой, характеризующей  перечисленные  теории, является антиисторизм, отказ от изучения происхождения и общественно-исторического развития человеческого М-я.

Только в начале XX в. появились работы, систематизирующие накопленные прежде многочисленные этнографические данные о качественном своеобразии М-я народов, стоящих на относительно низких ступенях общественно-экономического и культурного развития. Леви-Брюль, Вейле и др. внесли в учение о М-и идею, а качественных изменениях, которые М. претерпевает в ходе исторического развития. Также направление, сыгравшее важную роль в понимании происхождения М-я, составили экспериментальные работы по изучению предыстории человеческого М-я, его генетических корней в животном мире. Изучение интеллектуального поведения высших животных, углубив генетический   подход  к  М-ю,  вместе  с тем   поставило  перед конкретными   исследованиями проблему принципиального, качественного изменения мыслительных процессов у человека.

Выготский показал, что «М.» животных превращается в подлинное человеческое М. под влиянием перекрещивания линии  развития практически предметных действий и линии развития голосовых реакций, которое необходимо происходит в условиях коллективной трудовой деятельности.

Большой вклад в теорию отногенетического  развития М-я внесли исследования Выготского и психологов его школы, посвященные проблеме формирования мыслительных процессов. Значение этих исследований: развитие М-я рассматривается не как происходящее изнутри, спонтанно или на основе накопления ребенком только собственного, индивидуального опыта, а как процесс овладения им системой общественно-исторически выработанных знаний, зафиксированных в значениях слов. Процесс этот может происходить лишь в условиях общения ребенка с окружающими, к-ое необходимо опосредствует его практические и познавательные отношения. Психологическая сторона этого процесса состоит в том, что ребенок постепенно усваивает все более сложные мыслительные действия и операции со словом, которые и образуют внутреннюю структуру его понятий. Так как усвоение их имеет строго закономерный характер, то, управляя им, можно активно и планомерно формировать у учащихся необходимые мыслительные  процессы — программировать их развитие (П.Я. Гальперин).

Еще  в начале XX в. под М-ем  подразумевалась  исключительно познавательная деятельность, протекающая в форме внутренних логических  процессов.  Изучение сложной мыслительной деятельности, создало почву для признания сосуществования у человека различных форм высокоразвитого М-я,  нередко теснейшим   образом   переплетающихся   между собой и переходящих друг в друга. Принципиальное значение признания  такой  «полиморфности»   мыслительных   процессов  для   общей теории М-я состоит в том, что оно ведет к фактическому преодолению   абсолютного   противопоставления   внутренней теоретической деятельности и деятельности чувственной, мысли и практического действия.

Существенный вклад в учение о М-и внесли также работы по изучению нейрофизиологических механизмов мыслительной деятельности. Уже в трудах И. М. Сеченова было выдвинуто положение, что М. представляет собой результат рефлекторных мозговых процессов. Впервые аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга была подвергнута систематическому экспериментальному изучению в классических работах И. П. Павлова и его школы (механизм ориентировочно-исследовательской деятельности, принцип системности мозговых процессов, учение об особенностях второй (речевой) сигнальной системы и ее соотношении с первой сигнальной системой). Подход к понятию ассоциации принципиально отличается от прежнего (субъективно-эмпирической психологии): ее рассматривают не в качестве объяснительного понятия, а как процесс, подлежащий научному анализу и объяснению, как продукт активной приспособительной деятельности организма, его поведение в условиях сложной предметной среды.

Если при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта последний открывает свои свойства лишь в границах, обусловленных составом и степенью тонкости ощущений субъекта, то в процессе взаимодействия, опосредствованного орудием, познание выходит за эти границы. Для этого, опыт практических действий должен отражаться в форме, в которой их познавательный результат может закрепляться, обобщаться и передаваться другим людям. Такой формой и является слово, речь.

Первоначально познание свойств, недоступных  непосредственно-чувственному отражению, является прямым результатом действий, направленных на практические цели. Лишь вслед за этим оно может отвечать специальной задаче. Такого рода действия, подчиненные познавательной цели, результатом которых являются добываемые посредством их знания, представляют собой уже настоящее М. в его внешней, практической форме. Познавательный результат таких действий, отражаемый в словесной форме, приобретает характер, резко отличающий его от результатов непосредственно-чувственного отражения, генерализуемых в соответствующих чувственных же образованиях (эйдетических образах и представлениях). Он отличается тем, что, будучи передаваем в процессе речевого общения другим людям, он входит в систему знаний, составляющих содержание сознания коллектива, общества. При этом формирующиеся у отдельных людей представления, понятия, идеи подвергаются отбору и уточнению в соответствии с критерием уже не индивидуальной практики, неизбежно узко ограниченной и подверженной влиянию случайности, а несоизмеримо более широкой и богатой практики общественной.

Языковая форма выражения  и закрепления результатов первоначально внешне-предметной познавательной деятельности создает условие, благодаря которому отдельные звенья этой деятельности могут выполняться уже только в речевом, словесном плане. Так как речевой процесс осуществляет при этом познавательную ф-цию, а не ф-цию общения, то его внешнезвуковая сторона все более редуцируется; происходит переход от громкой речи к речи «про себя», «в уме» — к внутренней словесной мыслительной деятельности. В ходе дальнейшего развития такие внутренние познавательные процессы постепенно отделяются от внешней практической деятельности.

Изучение особенностей мыслительной, умственной деятельности и составляет задачу наук о М-и. Особенности внутренней, теоретической, деятельности — деятельности отвлеченного М-я — определяются тем, что она протекает без прямого соприкосновения с внешней действительностью, с объектами материального мира, хотя и опирается обычно на те или иные чувственные представления, схемы и т.п. Теоретическая мыслительная деятельность обладает принципиально беспредельными возможностями проникновения в реальность, в сущность ее явлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"