Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка
Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"
Школьный психолог — тот человек, который может, учитывая указанные моменты, реально помочь юноше или девушке осуществить выбор. Важно подчеркнуть, что его помощь не должна быть прямым и конкретным советом пойти учиться туда-то и туда-то. Психолог должен скорее содействовать самостоятельному принятию решения учеником, оснастив этот процесс соответствующими средствами.
В контексте обсуждаемой проблемы наиболее пристальное внимание должно быть уделено тем учащимся, которые или уже принятие решение уйти из школы, или не знают, оставаться в школе или уходить.
Школьный психолог должен быть готов к проведению профориентационной и профконсультационной работы уже со старшими подростками, знать ее специфику. Главным в такой работе с 14-15-летними является расширение сферы возможных профессиональных решений, примеривание и проигрывание в условном плане самых разных сценариев жизни. Вторым важным моментом является работа по повышению самооценки учащихся: нередко подростки с самого начала отказываются от привлекающей их профессии, полагая, что у них нет соответствующих способностей.
Отметим и еще одну проблему, впервые достаточно отчетливо возникающую именно в IX классе, — это проблема сдачи экзаменов. По существу, впервые в конце IX класса учащиеся сдают экзамены, от результатов которых многое зависит: во многих школах именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения классы; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов. Учитывая также и то, что в дальнейшем молодых людей ждут многократные экзаменационные испытания, школьному психологу полезно уже в IX классе вести определенную профилактическую работу, обучая учащихся психотехникам, полезным в процессе сдачи экзаменов.
Социально-психологическая адаптация в новой группе:
Работа школьного психолога со старшеклассниками в известном смысле проще, чем с подростками, и в первую очередь потому, что самые «трудные», как правило, покидают школу после IX класса.
Для современного X класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу.
Сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше.
Поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие учащиеся, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником.
при резкой смене критериев оценок,
при потере привычного статуса в
группе сверстников возникают
Возникает то, что принято называть
социально-психологической
Диагноз «социально-психологическая
дезадаптация» требует
3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
Основная тенденция развития профориентационной
и профконсультационной работы с
подростками и юношами —
1. Предварительный этап еще до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу — определить проблему и наметить пути ее решения.
2. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим: особенности данного учащегося, условия консультирования, самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику).
3. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблеме клиента и возможные пути и средства решения этой проблемы.
4. Совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Данный этап заключается в том, чтобы и профконсультант и клиент (школьник) вместе работали над единой проблемой.
5. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например стандартизированных психодиагностических средств. Главное чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т. е. оставался субъектом самоопределения.
Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:
Первая задача — информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т. п.
Вторая задача — диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши/девушки, может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.
Третья задача связана с морально-
Четвертая задача связана с принятием конкретного решения.
Совместное подведение итогов, что важно как для развития рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.
Юноши и девушки «группы риска»
Аддиктивное поведение
Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. addiction — пагубная привычка) используется рядом авторов для описания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость.
Отклоняющееся поведение в подростковом
и юношеском возрастах часто
сопровождается алкоголизацией и употреблением
токсикоманических веществ, во всем
мире неизменно растет число молодых
людей с аддиктивным
Для того чтобы помочь такому подростку
или юноше, а также для проведения
эффективной
Среди этих факторов можно выделить следующие:
♦ наследственную отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями;
♦ большую частоту перенесенных детских инфекций;
♦ распространенность в детстве
различных неврозоподобных
В работе с такими юношами психологу важно учитывать мотивы аддиктивного поведения.
Для юношей с аддиктивным поведением характерны мотивы, не выходящие за пределы ближайшего будущего, т. е. те, удовлетворение которых может произойти сегодня, в течение нескольких ближайших дней, максимум месяца. Иными словами, их временная перспектива будущего крайне сужена.
Чаще всего юноши с
С целью коррекции аддиктивного поведения успешным оказывается применение групповой психотерапии в сочетании с работой с родителями. Групповая психотерапия должна решать следующие задачи-повышение самооценки, тренировка механизмов совладения с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления, увеличение чувства ответственности за свое поведение поиск путей для семейной реадаптации, расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты.
В работе с семьей следует выделить два основных этапа:
♦ на первом усилия целесообразно направлять на налаживание контакта и создание надежды на исправление поведения;
♦ на втором при желании
сотрудничать с врачом — на изменение
аффективного фона семьи. Практика показывает,
что труднее всего преодолеть
у родителей такую
Асоциальное поведение
Говоря об асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних, часто используют в качестве синонимов понятия девиантного, делинквентного поведения, что вносит значительную путаницу. Для ее преодоления целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное, противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное.
В зарубежной психологии в последнее время избегают употребления термина «девиантное поведение» в связи с распространением течения «политической корректности» и предпочитают говорить о так называемом проблемном поведении. Проблемное поведение подразделяют на интернализованное (направленное на себя) и экстернализованное (направленное на других). Тогда асоциальное поведение оказывается крайним случаем экстернализованного проблемного поведения.
Существуют следующие стадии развития асоциального поведения (Невский И. А., 1990):
♦ неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
♦ порицаемое поведение (связанное
с более систематическим
♦ девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);
♦ делинквентное (предпреступное) поведение;
♦ преступное поведение;
♦ деструктивное поведение.
Такое стадиальное рассмотрение процесса
формирования асоциального поведения
достаточно традиционно и вырисовывает
примерно следующую картину: «Первоисточником
антиобщественного поведения
Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:
♦ потребность в престиже,
в самоуважении (по некоторым данным,
у несовершеннолетних правонарушителей
наблюдается преждевременное
♦ потребность в риске;
♦ наличие так называемых искусственных потребностей;
♦ эмоциональная неустойчивость;
♦ агрессивность;
♦ наличие акцентуации характера
(к «группе риска» относят гипертимную,
истероидную, шизоидную и эмоционально-
♦ отклонения в психическом развитии;