Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Школьный психолог — тот человек, который может, учитывая указанные  моменты, реально помочь юноше или  девушке осуществить выбор. Важно  подчеркнуть, что его помощь не должна быть прямым и конкретным советом пойти учиться туда-то и туда-то. Психолог должен скорее содействовать самостоятельному принятию решения учеником, оснастив этот процесс соответствующими средствами.

В контексте обсуждаемой проблемы наиболее пристальное внимание должно быть уделено тем учащимся, которые или уже принятие решение уйти из школы, или не знают, оставаться в школе или уходить.

Школьный психолог должен быть готов к проведению профориентационной и профконсультационной работы уже со старшими подростками, знать ее специфику. Главным в такой работе с 14-15-летними является расширение сферы возможных профессиональных решений, примеривание и проигрывание в условном плане самых разных сценариев жизни. Вторым важным моментом является работа по повышению самооценки учащихся: нередко подростки с самого начала отказываются от привлекающей их профессии, полагая, что у них нет соответствующих способностей.

Отметим и еще одну проблему, впервые  достаточно отчетливо возникающую  именно в IX классе, — это проблема сдачи экзаменов. По существу, впервые в конце IX класса учащиеся сдают экзамены, от результатов которых многое зависит: во многих школах именно по этим результатам формируются разные по составу учащихся и характеру программы обучения классы; иногда плохо сдавший экзамены ученик бывает вынужден покинуть школу. Все это вызывает подчас такой уровень напряжения и тревоги, который препятствует успешной сдаче экзаменов. Учитывая также и то, что в дальнейшем молодых людей ждут многократные экзаменационные испытания, школьному психологу полезно уже в IX классе вести определенную профилактическую работу, обучая учащихся психотехникам, полезным в процессе сдачи экзаменов.

Социально-психологическая  адаптация в новой группе:

Работа школьного психолога  со старшеклассниками в известном  смысле проще, чем с подростками, и в первую очередь потому, что  самые «трудные», как правило, покидают школу после IX класса.

Для современного X класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу.

Сегодня редко кто продолжает обучение в X классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше.

Поскольку после IX класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие учащиеся, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником.

при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в  группе сверстников возникают значительные сдвиги в области самооценки, отношения  к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении  идентичности, в сфере основных переживаний  человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к  развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять  привычную высокую самооценку, привычное  отношение к себе за счет искажения  субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении.

Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.

Диагноз «социально-психологическая  дезадаптация» требует пристального внимания психолога и адекватных психокоррекционных мероприятий, чаще всего индивидуальных.

3. Временная перспектива  будущего и профессиональное  самоопределение

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с  подростками и юношами — всемерное  содействие пробуждению собственной активности молодого человека. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов. выделяются следующие этапы организации активизизирующего консультационного взаимодействия (Пряжников Н. С, 1996):

1.  Предварительный этап еще до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу — определить проблему и наметить пути ее решения.

2.  Общая оценка ситуации  консультирования по следующим составляющим: особенности данного учащегося, условия консультирования, самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику).

3.  Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблеме клиента и возможные пути и средства решения этой проблемы.

4.  Совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Данный этап заключается в том, чтобы и профконсультант и клиент (школьник) вместе работали над единой проблемой.

5.  Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например стандартизированных психодиагностических средств. Главное чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т. е. оставался субъектом самоопределения.

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:

Первая задача — информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т. п.

Вторая задача — диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши/девушки, может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

Третья задача связана с морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющегося молодого человека. Здесь могут быть использованы приемы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, а также специальные игровые профконсультационные методики. Цель такой работы — вселение в юношу оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

Четвертая задача связана с принятием  конкретного решения.

Совместное подведение итогов, что важно как для развития рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.

Юноши и девушки «группы  риска»

Аддиктивное поведение

Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. addiction — пагубная привычка) используется рядом авторов для описания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость.

Отклоняющееся поведение в подростковом и юношеском возрастах часто  сопровождается алкоголизацией и употреблением  токсикоманических веществ, во всем мире неизменно растет число молодых  людей с аддиктивным поведением, а возраст начала употребления алкоголя и токсикоманических веществ  имеет тенденцию к снижению.

Для того чтобы помочь такому подростку  или юноше, а также для проведения эффективной психопрофилактической  работы, психолог прежде всего должен понять, в чем суть этого психологического неблагополучия, от которого хочет уйти юноша, каковы мотивы употребления алкоголя или токсикоманических веществ. Хотя в каждом конкретном случае эти мотивы могут быть разными, исследования показывают, что можно выделить определенные закономерности развития личности, факторы, в частности семейные, ведущие к формированию аддиктивного поведения.

Среди этих факторов можно выделить следующие:

♦  наследственную отягощенность  алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями;

♦  большую частоту перенесенных детских инфекций;

♦  распространенность в детстве  различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики).

В работе с такими юношами психологу важно учитывать мотивы аддиктивного поведения.

Для юношей с аддиктивным поведением характерны мотивы, не выходящие за пределы ближайшего будущего, т. е. те, удовлетворение которых может произойти  сегодня, в течение нескольких ближайших  дней, максимум месяца. Иными словами, их временная перспектива будущего крайне сужена.

Чаще всего юноши с аддиктивным  поведением растут в неполных семьях или же в семьях полных и внешне вполне благополучных, но внутренне  негармоничных. В этих семьях не реализуются  такие важные функции, как обеспечение  базисных потребностей подростка в  родительской любви и внимании.

С целью коррекции аддиктивного поведения успешным оказывается применение групповой психотерапии в сочетании с работой с родителями. Групповая психотерапия должна решать следующие задачи-повышение самооценки, тренировка механизмов совладения с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления, увеличение чувства ответственности за свое поведение поиск путей для семейной реадаптации, расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты.

В работе с семьей следует выделить два основных этапа:

♦  на первом усилия целесообразно  направлять на налаживание контакта и создание надежды на исправление  поведения;

♦   на втором при желании  сотрудничать с врачом — на изменение  аффективного фона семьи. Практика показывает, что труднее всего преодолеть у родителей такую психологическую  проблему, как «неразвитость родительских чувств», что часто приводит к  отказу от конструктивного сотрудничества, в результате чего подростки и  юноши, даже в случае успешного участия  в групповой психотерапии, вновь  возвращаются к экспериментированию  с психоактивными веществами.

Асоциальное поведение

Говоря об асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних, часто  используют в качестве синонимов  понятия девиантного, делинквентного поведения, что вносит значительную путаницу. Для ее преодоления целесообразно  все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное, противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное.

В зарубежной психологии в последнее  время избегают употребления термина  «девиантное поведение» в связи  с распространением течения «политической  корректности» и предпочитают говорить о так называемом проблемном поведении. Проблемное поведение подразделяют на интернализованное (направленное на себя) и экстернализованное (направленное на других). Тогда асоциальное поведение оказывается крайним случаем экстернализованного проблемного поведения.

Существуют следующие стадии развития асоциального поведения (Невский И. А., 1990):

♦  неодобряемое поведение (эпизодические  шалости, озорство);

♦   порицаемое поведение (связанное  с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);

♦  девиантное поведение (нравственно  отрицательные проявления и проступки);

♦  делинквентное (предпреступное) поведение;

♦  преступное поведение;

♦  деструктивное поведение.

Такое стадиальное рассмотрение процесса формирования асоциального поведения  достаточно традиционно и вырисовывает примерно следующую картину: «Первоисточником антиобщественного поведения выступает  совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность  подростков и юношей к конкретным условиям социально-полезной деятельности (их дезадаптацию). Дезадаптация влечет отчуждение несовершеннолетних от социально-позитивных связей и отношений и, как следствие, вызывает десоциализацию его личности. Десоциализация неразрывно связана  с деморализацией личности, первоначальным выражением которой является трудновоспитуемость. Та или иная степень деморализации  личности лежит в основе соответствующих  форм антиобщественного поведения».

Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

♦   потребность в престиже, в самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12-13 лет, причем она  развита сильнее, чем у их законопослушных  сверстников);

♦  потребность в риске;

♦  наличие так называемых искусственных  потребностей;

♦  эмоциональная неустойчивость;

♦  агрессивность;

♦  наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную  акцентуации);

♦  отклонения в психическом  развитии;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"