Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

♦  низкое самоуважение;

♦   неадекватная самооценка и  др.

Для практического психолога необходимо и знание социальных факторов, которые  могут приводить к правонарушениям  у несовершеннолетних.

К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка: семью, школу и референтную группу сверстников (иногда говорят о «группе досуга»).

В сфере семейного воспитания психологи  указывают на возможные неблагоприятные  последствия таких стилей воспитания, как гипер- и гипоопека. Причем гиперопека оказывается особенно опасной для  подростков с неустойчивым типом  акцентуации характера с истероидными и гипертимными чертами (в связи  с ярко выраженной реакцией эмансипации), а гипоопека — для шизоидного и эмоционально-лабильного типов.

Подробно обсуждается два «фрустрационных» типа делинквентности — агрессивно-защитный и оппозиционный.

Агрессивно-защитный тип делинквентности характеризует подростков и юношей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером.

Коррекционная работа с подростками  и юношами с агрессивно-защитным типом делинквентности представляет значительные трудности, особенно если такая установка приобретает  фиксированный характер, как это  наблюдается при патохарактерологическом  развитии личности. Семейная психотерапия эффективна в более раннем возрасте, когда агрессивно-защитная установка  еще не зафиксировалась как поведенческий  стереотип.

Оппозиционный тип делинквентности наблюдается, как правило, при воспитании по типу «кумира семьи». Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение любых его капризов, снисходительное отношение к недостаткам, проступкам формируют у ребенка превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях.

В ходе коррекционной работы с подростками  и юношами, характеризующимися оппозиционным  типом делинквентности, необходимо объяснить подростку иррациональный характер его поведения, показать, что  выбранный им способ достижения цели является неэффективным и вызывает лишь негативное отношение у окружающих. При патологической реакции эмансипации  эффективной бывает работа с семьей. Родителям необходимо разъяснить психологические  особенности подросткового, юношеского возрастов, неизбежность процесса «психологического  отлучения».

 

 

 

 

12. Система работы  педагога-психолога по профориентологии.

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учится вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию.

Система работы: 1. Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д. 2. Предварительная проф. диагностика – выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, проф. намерений). 3. Проф. консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует проф. выбор, указывает на противопоказания. Проф. консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс проф. самоопределения школьника.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используется в основном словесные, декларированные  методы, без предоставления возможности  каждому попробовать себя в различных  видах деят., в том числе и  в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией  о потребностях в кадрах; слабо  осуществляется подготовка квалифицированных  специалистов – профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствует  и противоречия, связанные с проф. самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями  заполнения вакантных мест; склонностью  и представлениями о престиже профессии.

Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов: 1-й фактор включает в себя проф. направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «Что я хочу». И если мы выпишем список профессий, которые нам интересны, и мы хотели бы освоить, этот список бы получился очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже 2-й фактор; 2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то из вас склонен к активной деят., а кому-то нравится выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень ваших знаний и личные способности, осведомленность в разных областях деят., уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «Что я могу». И если список профессий, который вы написали, приведя в соответствие с вашими интересами, мы будем редактировать в соответствии с вашими возможностями, он станет более кратким, но более реальным; 3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения проф. карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фрозой: «Что надо». Из отредактированного списка мы начинаем выбирать те профессии, которые нужны на рынке труда и дают человеку больше возможностей в построении проф. карьеры (проф. постоянный рост по вертикали – начинает с низкой должности и в дальнейшем переходит на более высокие и ответственные должности. Или по горизонтали, когда человек на рабочем месте осваивает широкий спектр смежных специальностей и совершенствует свое мастерство).

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Работа психолога  с воспитателями, учителями, администрацией  ОУ.

Работает психолог с детьми, воспитателями, учителями, администрацией ОУ и пр. Психолог изучает детей и консультирует  воспитателей, учителей, администрацию  ОУ. Родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению  их психологических знаний, решению  профессиональных проблем. При этом главное, чтобы в центре всей его  работы находились интересы ребенка  как формирующейся личности. Этот ориентир – интересы ребенка –  нельзя терять ни в коем случае. Иначе  психолог начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему. Конечно, образовательная система во многом определяет и психическое развитие, и психологическое здоровье детей. Но она не должна стать самоцелью  ни для педагогов, ни для психологов.

Темы лекций, бесед, консультаций, проводимых психологом, можно варьировать  в зависимости от конкретных условий. Работа эта может проводиться  с воспитателями и родителями одновременно. Некоторые темы можно  рекомендовать как общие для  любых дошкольных учреждений. Вот их примерный перечень: психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп; развивающее значение разных видов детской деят.(игра, рисование, конструирование и т.д.); влияние взаимоотношений взрослых в семье на психическое развитие ребенка; как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка; особенности подхода к трудным детям; адаптация ребенка к детскому учреждению; возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению; психологическая готовность ребенка к школе.

Общая направленность бесед – дать представление о тои, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых – сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. Это не означает, что взрослые должны во всем следовать за желаниями ребенка. Задача психолога, воспитателя сделать обучение интересным и желанным для него. Главный путь к этому – вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него виды деят.

Психологические методики, используемыедля работы с педагогами и администрацией ОУ:

  1. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) – позволяет оперативно оценить состояние эмоционально-волевой сферы педагога, способность к саморегуляции, т.е. «власти над собой»;
  2. Анкета «Направления, темы, формы работы психологической службы с педагогами» - данная методика позволяет определить основные предпочтения по предлагаемым темам, направлениям и формам работы психологической службы на учебный год;
  3. Тест для изучения профессиональной позиции педагога в педагогическом общении – целью проведения данной методики является, выявление проф. позиции педагога (стиля общения с обучающими);
  4. Методика диагностики структуры ценностей личности – целью проведения диагностики является определение степени выраженности каждой из полиструктурных ценностей личности;
  5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания – позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания», фазы формирования стресса. Измеряемые в них явления разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приёмы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени;
  6. Методика определения уровня развития рефлексии учителя;
  7. Оценка способов реагирования в конфликте – эта методика позволяет оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

По итогам диагностики возможна коррекционная работа, целью которой  является сплочение коллектива, выработка  единой психологической позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Система работы  педагога-психолога с родителями  воспитанников.

Знание и воспитание, кот. может  дать родителям только специалист, формирует личность реб. На этой основе и должны строиться доверительные  отношения между родителями и  психологом. Раб.псих.осущ.по 5 направл.: 1психологич.профилактика2.псих. просвещение3.псих.диагностика,4.псих.коррекция,5.псих.консультирование.Работа психолога в образовательном  учреж. Предполагает взаимод. с родителями чаще род. обращ.к психологу если у них возник.какие либо проблемы с ребенком. Бывают сит.когда педагог  просит психолога поработать с родителями. Это две принципиально разные ситуации. Беседа, проводимая психологом направл.на:1.обсуждение общего состояния  реб.2.совместную разработку системы  конкретных мер помощи.3.обсуждение проблем родителей. Основная цель психолога  работающего с родителями- достижение более глубокого понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информируя их о ходе коррекционной  или развивающей работы которую  приводит психолог, родителям полезно  иметь на руках психологич.заключение т.к. это поможет им обдумать результаты консультации, найти конкретные меры помощи, проверить их правильность, наблюдая за изминениями в поведении  ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Диагностика в работе социального педагога: цели, этапы и способы проведения.

Социальная диагностика — это  методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые  знания, на основе которых разрабатываются  различные социальные прогнозы и  проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни. 
В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. 
Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов: 
• предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; 
• проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; 
• проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; 
• построение выводов, на основе которых делается заключение. 
Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Опека и попечительство: сущность и порядок его осуществления.  Патронаж, надзор и консультирование  как основные методы работы  социального психолога с семьей. Виды социального обеспечения  детей, оставшихся без попечения  родителей. Технологии решения  проблем патронатной семьи, семьи,  воспитывающей приемного ребенка.

Опека и попечительство: сущность и порядок его осуществления

Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством о браке и семье правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, в случае смерти родителей, а также при жизни родителей, если: они по суду лишены родительских прав, признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными; судом принято решение об отобрании у родителей ребёнка без лишения родительских прав; родители, не проживающие совместно с ребёнком, уклоняются от обязанностей по его воспитанию; неизвестно местопребывание родителей; оба родителя более 6 месяцев по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей (болезнь, командировка и т. п.). Опека может быть установлена и над совершеннолетними лицами, которые признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они.

Кроме опеки над лицами допускается  назначение опеки над имуществом граждан, признанных в установленном  порядке безвестно отсутствующими. Основная цель такой опеки — обеспечение  сохранности имущества. Опека может  быть установлена над имуществом подопечного, если это имущество  находится в другой местности.

По действующему законодательству опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока  с момента, когда органам опеки  и попечительства стало известно о необходимости установления опеки  и попечительства. При выборе опекуна (попечителя) принимаются во внимание его личные качества и способности  выполнять такие обязанности; как  правило, опекуном и попечителем  назначают лицо из числа близких  родственников подопечного, с которыми он часто общался (дедушка, бабушка, совершеннолетние брат, сестра и т. д.), но могут быть и лица, не состоящие  с подопечными в родстве. Опекун и попечитель могут быть назначены  только с согласия подопечного.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"