Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация

Описание

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА.doc

— 9.66 Мб (Скачать документ)

Московский городской психолого-педагогический университет

2.01 1 55316 |_[а Правахрукописи

Дубиницкая Кристина Александровна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

19.00.05 - «Социальная психология»

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Научный руководитель: д.п.н., доцент В. А. Ильин

Москва -2011

«Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12

Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13

Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30

Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67

Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67

Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85

Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в

курируемой ими детской группе 99

2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111

Заключение 120

Литература 126

Приложения  143

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода. Между тем, представляется достаточно очевидным, что в прикладном аспекте существенное значение в контексте проблемы эмоционального выгорания имеют социально-психологические факторы.

Также вряд ли требует специального доказательства утверждение о том, что педагогическая деятельность в современных условиях, в силу своей специфики, предполагает повышенный риск формирования синдрома «эмоционального выгорания».

В этой связи представляется совершенно обоснованным и, более гого, необходимым, углубленное изучение роли социально-психологических факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Синдром выгорания как следствие стрессов, связанных* с

профессиональной деятельностью уже более тридцати лег активно изучается

в рамках организационной, а также клинической психологии. Начало

углубленного исследования данной проблематики большинство авторов

связывают в первую очередь с именем американского психиатра X.

Фреденбергера, который впервые ввел понятие «выгорание» для обозначения

совокупности психических, психофизиологических и психосоматических

3

дисфункций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Идеи X. Фреденбергера получили дальнейшее развитие в работах целого ряда американских психологов, в частности К. Маслача, С. Джексона, Б. Перлмана, Е. Хартмана и др., в рамках которых осуществлен детальный анализ процесса выгорания как ответной реакции организма на длительные профессиональные стрессы, разработаны методы диагностики выгорания, а также его профилактики и комплексной терапии. Следует отметить, что во многом под влиянием упомянутых исследований в зарубежной организационной практике резко возросло внимание ко всему спектру факторов (включая и социально-психологические), связанных с обеспечением охраны труда и здоровья сотрудников именно в логике снижения риска профессионального выгорания, в том числе с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности.

В условиях перехода к рыночной экономике и связанным с ним

неуклонным повышением требований к уровню профессионализма,

производительности труда, а также профессиональной мобильности

сотрудников, совершенно закономерным представляется резкий рост

интереса к проблеме эмоционального выгорания со стороны российских

исследователей (отметим, что в большинстве как отечественных, так и

зарубежных работ по данной проблематике, понятия «эмоциональное

выгорание» и «профессиональное выгорание» трактуются как

синонимичные). Среди отечественных публикаций последних лет следует

отметить, прежде всего, работы В.В. Бойко в которых детально описаны

собственно синдром эмоционального выгорания, стадии его формирования и

характерные симптомы, связанные с каждой из стадий. Особо следует

отметить, что В.В. Бойко разработана методика диагностики уровня

эмоционального выгорания эвристичность которой подтверждена, в том

числе и в ходе целого ряда практикоориентированных исследований,

осуществленных в современных российских условиях. Углубленное изучение

эмоционального выгорания с учетом специфики ряда профессий, связанных

4

со взаимодействием в схеме «человек-человек» осуществлено в исследованиях Н.Е. Водопьяновой, Т.Е. Рогинской и др. Отдельное исследование посвященное проблемам формирования и профилактики эмоционального выгорания у педагогов средних общеобразовательных школ реализовано И.А. Акиндиновой и A.A. Бакановой. В работах Д.Г. Трунова показано, что в ряде случаев синдром выгорания может обоснованно рассматриваться не только как личностная и социальная проблема, но и как ресурс личностно-профессионального развития.

Даже приведенный краткий обзор, характеризующий степень научной разработанности рассматриваемой проблематики, позволяет констатировать, что на сегодняшний день сформирована достаточно развернутая теоретико-концептуальная и методическая база ее изучения, верифицированная в целом ряде экспериментальных исследований. Вместе с тем, в существующем массиве теоретико-экспериментальных материалов имеют место две существенные в рассматриваемом контексте лакуны. Прежде всего, отсутствуют, по сути дела, практико-ориентированные исследования, целевым образом сконцентрированные именно на проблеме профессионального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Помимо этого, в большинстве имеющихся работ проблема выгорания рассматривается, прежде всего, в орган изационно-деятельностном и психофизиологическом аспектах. Собственно социально-психологические факторы (притом, что их значение ни в коем случае не отрицается и даже, напротив, подчеркивается), как правило, выступают в качестве «фоновой» информации. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена:

во-первых, объективными потребностями развития системы образования в современном российском обществе, одним из ключевых, по сути дела, базовых звеньев которого является дошкольное образование;

во-вторых, научной и практической значимостью в данном контексте всего спектра социально-психологических, психолого-акмеологических и

организационно-управленческих факторов, связанных с проблемой профессионального выгорания педагогических кадров; * в-третьих, недостаточной изученностью данной проблематики применительно именно к педагогам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Объект исследования: феномен эмоционального выгорания в контексте профессиональной деятельности

Предмет исследования: социально-психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников дошкольных образовательных учреждений

Цель исследования: изучение взаимосвязи симптомов эмоционального выгорания со статусной позицией сотрудников дошкольных образовательных учреждений в интрагрупповой структуре педагогического коллектива, структурой трудовой мотивации и социально-психологическими характеристиками курируемой детсадовской группы. Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ литературы по проблематике эмоционального выгорания с учетом специфики профессиональной деятельности педагогов и воспитателей ДОУ.

Выявить уровень эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений различных типов.

Определить статусную позицию испытуемых в неформальной интрагрупповой структуре трудовых коллективов.

Изучить социально-психологические характеристики детсадовских групп, курируемых испытуемыми.

Выявить структуру и особенности трудовой мотивации испытуемых.

Проанализировать взаимосвязь симптомов эмоционального выгорания со статусной позицией испытуемых, структурой их

трудовой мотивации и социально-психологическими характеристиками курируемых ими детсадовских групп.

7. Разработать на базе полученных результатов блок научно- практических рекомендаций. Основная гипотеза исследования:

Формирование синдрома эмоционального выгорания и особенности его проявления в профессиональной деятельности педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений непосредственно связаны с такими факторами как статусные характеристики конкретного сотрудника, уровень и структура его трудовой мотивации, а также с социально- психологическими характеристиками руководимой им детсадовской группы. Частные гипотезы исследования:

Степень профессионального выгорания педагогов и воспитателей детского сада оказывается выше, если их статусная позиция в интрагрупповой неформальной структуре педагогического коллектива может быть охарактеризована как низкостатусная или высокостатусная.

Степень эмоционального выгорания педагогов и воспитателей детского сада оказывается выше, если руководимая им детсадовская группа характеризуется отчетливо высокими или столь 'же отчетливо низкими показателями социально-психологического климата.

Уровень эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, вне зависимости от их статусной позиции в неформальной интрагрупповой структуре педагогического коллектива, напрямую связан со степенью личностной значимости внутренней и внешней мотивации к профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования включает общепсихологические принципы детерминизма, системности, единства сознания и деятельности, концепцию деятельностного опосредствования

межличностных отношений в реально функционирующем сообществе A.B.

7

Петровского, концепцию персонализации В.А. Петровского, периодизацию возрастного развития Д.Б. Эльконина, положения культурно-исторической теории J1.C. Выготского, концепцию эмоционального выгорания В.В. Бойко. Методы исследования: включенное и внешнее наблюдение, полуструктурированное интервью, системный анализ, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, социометрия, референтометрия, методический прием определения позиции индивида в неформальной интрагрупповой структуре власти, вариант методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка», тест «Мотивационный профиль» Ш. Ричи, П. Мартина, методика определения степени ценностно- ориентационного единства в группе. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета SPSS Windows 13.0 и включала анализ достоверности различий.

Эмпирическую базу исследования составили старшие дошкольники, педагоги и воспитатели семи дошкольных образовательных учреждений г. Москвы. В исследовании принимали участие 8 групп старших дошкольников и их педагоги и воспитатели. Общее количество испытуемых - 223 человека, из них: старшие дошкольники - 110 чел., педагоги и воспитатели - 113 чел. (Как это не парадоксально выглядит на первый взгляд, в типичных условиях детского сада г. Москвы к обеспечению образовательного и воспитательного процесса в одной группе старших дошкольников непосредственно задействованы в среднем от шести до восьми специалистов, педагогов и воспитателей). Исследование проводилось с 2007 по 2009 год. Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

На основе анализа литературы по проблематике исследования выявлены ключевые социально-психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДОУ;

Доказано наличие прямой взаимосвязи между статусной позицией педагогов и воспитателей в неформальной интрагрупповой структуре

коллектива ДОУ и уровнем эмоционального выгорания;

Выявлено, что уровень эмоционального выгорания педагогов и воспитателей ДОУ непосредственно связан с показателями социально- психологического климата в курируемой им детской группе;

Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома