Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация

Описание

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА.doc

— 9.66 Мб (Скачать документ)

знакомыми. Случай известный на работе вы до того устаете от контактов,

разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с

близкими. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и

обязанностям, а дома замыкаетесь...». Если в трудовом коллективе он

старается нормально осуществлять педагогическую деятельность, отдавая большинство своих сил и эмоций, то на «домашних» уже попросту не

остается этих эмоций. Зачастую именно семья и ближайшее окружение

становятся первой "жертвой" эмоционального выгорания. Дома

«выгорающий» замыкаетесь или, хуже того, вымещают свою негативные

эмоции и агрессию на брачного партнера и детей. Можно сказать, что такие

педагоги и воспитатели пресыщены человеческими контактами. Человек

замыкается в себе, он устает от большого количества контактов (коллег,

курируемой им группы дошкольников, их родителей), а придя домой

пытается удержать то, что осталось. В данной связи стоит отметить, что

именно на одной социально-психологической особенности

профессиональной деятельности педагогов и воспитателей нельзя не

остановиться. Социальное пространство данной деятельности отличается

высоким уровнем многомерности и насыщенности и включает целый ряд

устойчивых взаимосвязей различного уровня таких как: "воспитатель -

ребенок", "воспитатель - родители", "воспитатель - администрация",

"воспитатель - воспитатель" каждая из которых имеет свою отчетливо

выраженную специфику. Вряд ли требует специального обоснования, что

оптимальной, с точки зрения эффективности деятельности является

ситуация, когда представители всех фигурирующих в данных связках

категорий, выступают полноценными (понятно с учетом ролевых и

возрастных особенностей) субъектами и партнерами в рамках

образовательного процесса. При этом, достаточно очевидно, что именно

педагог и воспитатель выступают в качестве ключевого элемента данной

многофакторной системы, интегрирующего позиции остальных участников

образовательного процесса с учетом неизбежных различий и противоречий,

обусловленных ролевым функционалом, возрастными и индивидуальными

особенностями, видением как процесса в целом, так и той или иной

конкретной ситуации и т.п. Такие педагоги и воспитатели переживают

симптом "отравления людьми".[16, 17] Зачастую у индивида проявляются

такие эмоциональные симптомы как пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость. Все эти факторы значительно усугубляют ситуацию эмоционального выгорания, приводя к серьезным конфликтам в семейной жизни, и вызывая в конечном итоге переход к следующей фазе выгорания. 4. Редукции профессиональных обязанностей

Термин редукция означает упрощение. Редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. По пресловутым "законам редукции" субъектов сферы воспитания, обделяют элементарным вниманием. [16, 17] В.В. Бойко называет редукцию «привычной спутницей бескультурья в деловых контактах». В сложившейся ситуации педагоги и воспитатели пытаются максимально облегчить свою трудовую деятельность, которая требуют эмоциональных затрат деятельность или сократить ее, выполняя свою работу формально, и, желая упростить решение профессиональных задач. Наличие редукции профессиональных обязанностей и сведение их к необходимому минимуму выражается в рационализации восприятия профессиональной деятельности, что подтверждается также тем фактом, что большинство педагогов и воспитателей отмечают тенденцию к ограничению общения с коллегами, старшими дошкольниками в курируемых ими группах и их родителями строго рамками должностных обязанностей, что, согласно мнению ряда авторов, аналогично снижению эмоциональной направленности на процесс выполнения профессиональной деятельности, взаимосвязь редукции профессиональных обязанностей со специфическими причинами стресса, указанными Д. Фонтана [118]:

нечеткие ролевые обязанности, что выражается в многообразии

выполняемых профессиональных обязанностей, отсутствии критериев

эффективности деятельности и т.д.; высокий уровень притязания. То есть,

56

при возникновении проблемной ситуации в профессиональной педагогической деятельности сотрудников ДОУ, эта деятельность начинает восприниматься ими как рассогласованность между внешними требованиями, которые эта ситуация предъявляет к специалисту, и его собственными реальными (в его представлении) возможностями;

повышенная профессиональная ответственность - прямым доказательством наличия повышенной профессиональной ответственности может служить завышенный уровень притязаний по отношению к своим профессиональным возможностям; высокая ответственность за жизнь и здоровье ребенка, вверенного педагогу и воспитателю;

невозможность повлиять на принятие решения -- возможности педагога и воспитателя ДОУ принимать решения ограничиваются, с одной стороны, рамками должностных обязанностей, прописанными в уставе ДОУ с другой ~ особенностями интрагрупповой структуры трудового коллектива;

наличие трудного контингента общения, в роли которого в ситуации ДОУ выступают руководство, коллеги, группы старших дошкольников и их родители.

Фаза истощения.

I. Симптом «эмоционального дефгщита»

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не

может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их

положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые

должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и

нравственную отдачу. Воспитатель и педагог теряют навык владения

искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав

жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически

целесообразных переживаний, способных повлиять на дошкольников в

требуемом направлении. Достаточно традиционно психическое и личностное

развитие ребенка принято рассматривать как результат присвоения

культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации

57

развития. Л.С.Выготский [27] отмечал, что подобная ситуация характеризуется отношениями, устанавливаемыми между взрослым и ребенком. Фактически социальную систему развития можно охарактеризовать через систему требований, которые предъявляются «миром взрослых» к ребенку, и тех прав, которые ему предоставляются. Именно в такой ситуации у ребенка появляется возможность не только присвоить социальный опыт, но и сделать шаг в своём развитии. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. [16,17] Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: педагог и воспитатель все реже может испытывать положительные эмоции, а отрицательные становятся вечными характеристиками его поведения. Резкость во фразах и выражениях, грубость проявляется в общении с дошкольниками, их родителями и коллегами, раздражительность и обиды все чаще проявляются в поведении сотрудника ДОУ и становятся неизменными атрибутами синдрома эмоционального выгорания. В.В. Бойко указывает на тот факт, что «резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы -- дополняют симптом "эмоционального дефицита". Зачастую у такого специалиста преобладает чувство одиночество, он начинает оправдывать употребление алкоголя, табака и лекарственных средств. К нему приходит чувства одиночества, изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. 2. Симптом "эмоциональной отстраненности".

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика -- ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.

По мнению В.В. Бойко «это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей

58

эмоциональная защита». Работник ДОУ постепенно привыкает работать по шаблону, как бездушный автомат, выработав за определенное время сложившуюся поведенческую и трудовую схему. Неэмоциональные и бесчувственные реакции на происходящее в трудовой деятельности становятся главенствующим атрибутом данного симптома эмоционального выгорания. Воспитатель и педагог совершенно не интересуются происходящими изменениями в жизни ДОУ, их коллег и в развитии членов курируемой ими старшей дошкольной группы. Это становится ярким сигналом профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъектам общения - коллегам по педагогическому коллективу, каждому члену группы старших дошкольников, курируемой таким педагогом и воспитателем и родителям воспитанников. «Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован», указывает В.В. Бойко. Зачастую такое отношение и безразличие вызывает переживание у партнеров в общении. Индивид выстраивает стену в общении с окружающим миром, непосредственно связанным со спецификой его трудовой, а в нашем конкретном случае, педагогической деятельностью. Самой опасной формой эмоциональной отстраненности является та, в которой педагог или воспитатель показывает свое полное безразличие, как бы говоря, что «вы мне абсолютно безразличны, мне все равно, что с вами произошло». В других же сферах жизнедеятельности у такого сотрудника детского сада наличествует весь спектр эмоций.

3. Сгшптом "личностной отстраненности, или деперсонализации''.

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. _ Центральным признаком данного симптома становится полная или частичная утрата интереса сотрудника детского сада к субъекту педагогического воздействия - к ребенку, к коллегам и родителя старших дошкольников, посещающих детсадовскую группу, курируемую им.

Ребенок начинает восприниматься как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать, его нужно обучать, с ним нужно гулять, играть. Объект начинает тяготить своими проблемами, потребностями. Для выгорающего педагога и воспитателя становится неприятным сам факт существования субъекта педагогического воздействия. Желание избавится от него нарастает как снежный ком, перекрывая остальные желания.

Метастазы "выгорания", как их характеризует В.В. Бойко, [16] насквозь пронизывают принципы, установки, морально-этическую систему и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально- волевой антигуманистический настрой. Сотрудник детского сада начинает утверждать, что работа с детьми слишком утомительна, не приносит удовлетворения и радости, она не интересная, не имеет социальной значимости и ценности и наоборот пагубно сказывается на педагогах и воспитателях, принося лишь отрицательные эмоции. В самых тяжелых формах проявления эмоционального выгорания сотрудник ДОУ отстаивает свои антигуманистическую взгляды, используя следующие выражения « ненавижу...», «презираю...», «убил бы...». «В таких случаях "выгорание" смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.», как считает В.В. Бойко [16]. Таким педагогам и воспитателям педагогическая деятельность противопоказана в принципе. Но, к сожалению, они заняты в данной образовательной области, по сути дела на начальном этапе образовательного процесса человека. По большей части причиной тому, что подобные кадры служат в образовательной системе, является непопулярность трудовой деятельности в сфере дошкольного образования, низкая оплата данного труда и высокая ответсвенность.

4. Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений "

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического

и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-

60

рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. [16]. Неприязнь педагогов и воспитателей к дошкольникам в курируемых ими группам приводит к тому, что зачастую у таких сотрудников ДОУ наблюдаются следующие физиологические симптомы: сердечные болезни, язвы, гипертензия, затруднительное дыхание, одышка, постоянная усталость, тошнота и нарушения сна.

«Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная "защита - "выгорание" - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии», как утверждает В.В. Бойко. Психосоматические и психовегетативные нарушения завершают путь развития стресса, сопровождаемого этапами развития эмоционального выгорания. Разрушения затрагивают физический уровень: энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами человека, спасая его от более страшных, психических изменений. Начало физической смерти человека в виде формирования букета болезней. Фаза напряжения

Таким образом, описанные выше специфики и симптомы, составляющие данную фазу позволяют нам привести ее обобщенную характеристику, в нашем конкретном случае выглядит следующим образом. Нервное напряжение играет роль сигнала в формировании эмоционального выгорания. На данном этапе к индивиду приходит осознание

психотравмирующих обстоятельств своей профессиональной деятельности.

61

Недовольство собственной профессией, не являющейся достаточно

престижной и высокооплачиваемой, занимаемой должностью, статусно-

ролевой позицией в коллективе, жесткими временными рамками

загруженности, трудовой нагрузкой до 40 часов в неделю, заработной

платой, зависящей от квалификационной категории и разряда, которая в

условиях российской экономики не является высокой, должностными

обязанностями и высокими требованиями (в том числе и желанием

работодателя видеть в своих сотрудниках специалистов с высшим

Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома