Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация
Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.
Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко представляет собой один из наиболее часто употребляемых способов исследования феномена эмоционально-профессионального выгорания.
Согласно современным данным, под "психическим выгоранием"
понимается состояние физического, эмоционального и умственного
истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром
77
"выгорания", по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig [151] (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип поведения, который проявляется в уменьшении эмоционального реагирования, как в личной, так и профессиональной жизни. В этом имеется как положительный момент (поскольку уменьшение эмоционального реагирования позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы), так и отрицательный момент, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и в отношениях с партнерами. В. В. Бойко рассматривает "выгорание" как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психот равмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время «выгорание» порождает дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на реализации профессиональной деятельности.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко представляет собой тест, содержащий 84 вопроса ( Приложение № 6) и позволяет выявить наличие эмоционального выгорания по трем шкалам: «напряжение», «резистенция», «истощение», включающим в себя по четыре симптомы. "Напряжение"
Переживание психотравмирующих обстоятельств;
Неудовлетворенность собой;
«Загнанность в клетку»;
4. Тревога и депрессия. «Резистенция»
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;
Эмоционально-нравственная дезориентация;
Расширение сферы экономии эмоций;
Редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение»
Эмоциональный дефицит;
Эмоциональная отстраненность;
Личностная отстраненность (деперсонализация);
Психосоматические и психовегетативные нарушения.
По количеству полученных баллов по каждому симптому можно говорить о его степени выраженности: не сложившийся симптом, складывающийся симптом или уже сложившийся симптом.
Далее находится общий итоговый показатель по сумме баллов по всем двенадцати симптомам. Этот показатель может говорить об отсутствии «выгорания», о наличии «выгорания», либо об имеющемся «выгорании».
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов -- не сложившийся симптом, 10--15 баллов -- складывающийся симптом, 16 и более -- сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы "выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса -- осмысление показателей фаз развития стресса -- "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли, или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные -- реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов -- фаза не сформировалась; 37--60 баллов -- фаза в стадии формирования; 61 и более баллов -- сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристик}' личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
Тест «Мотивационный профиль» Ш. Ричи, П. Мартина
Этот тест разработан и апробирован специально для того, чтобы выявлять факторы мотивации, которые высоко оцениваются работником, а также те факторы, которым он придает мало значения как потенциальным источникам удовлетворения в связи с выполняемой работой.
Данная методика позволяет выявить потребности и стремления работника в сфере профессиональной деятельности, и тем самым получить некоторое представление о его личностно-мотивационной настроенности на работу. В основу теста положено сопоставление значимости ряда мотпвационпых факторов, представляющих важность с точки зрения руководства персоналом.
Ученые выделили двенадцать основных потребностей личности как
работника. Для определения индивидуального сочетания наиболее и
наименее актуальных для конкретного человека потребностей, которое
назвали мотивационным профилем, они, в конечно счете, и разработали
данный тест. Последний дает возможность количественно оценить
относительную значимость этих потребностей для конкретного человека и
графически представить его мотивационный профиль.
Психологи неоднократно предпринимали попытки систематизировать
виды лояльности, взяв за основу определенные потребности. В ряде случаев
лояльность сотрудника в компании рассматривается как функция
удовлетворения его потребностей в рабочем окружении и профессиональной
деятельности. Однако перечень таких потребностей, как правило, не был
исчерпывающим. В то же время сама идея подобной систематизации весьма
привлекательна с точки зрения повышения удовлетворенности,
формирования лояльности и мотивации, поскольку схема формирования
лояльности в таком случае выглядит достаточно просто. Следует выявить
основные потребности человека, побуждающие его к труду,
профессиональной деятельности, и удовлетворить, их. В результате можно
получить высокую удовлетворенность работой и, как следствие, высокий
уровень лояльности и позитивной мотивации.
Комплексность такого подхода обеспечивалась бы количеством
выявленных потребностей, определяющих удовлетворенность и лояльность
каждого отдельного сотрудника, а также степенью их удовлетворения в
рамках конкретной организации. Один из удачных вариантов реализации
такого подхода предложили [96]
Исследовав множество потребностей, которые могут удовлетворяться
в процессе трудовой деятельности человека, Ш. Ричи и П. Мартин
остановились на двенадцати основных потребностях. У разных людей они
могут быть выражены в различной степени: для одного важно, чтобы работа
предоставляла возможность личностного роста, для другого -- возможность
достижения высокого статуса, власти над другими, третий стремится к разнообразию в работе и т. д. Поэтому для определения индивидуального сочетания наиболее и наименее значимых для конкретного человека потребностей, которое назвали мотивационным профилем, они разработали тест (см. приложение 7). Он дает возможность количественно оценить относительную значимость этих потребностей для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль (см. диаграмму 3). Книга Ш. Ричи и П. Мартина содержит детальное описание и интерпретацию поведения людей, имеющих разное сочетание значимых для них потребностей, т. е. характеризующихся различным мотивационным профилем, и рекомендации относительно удовлетворения этих потребностей в процессе трудовой деятельности.
Вариант методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка» Вариант методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка» представляет собой инструментарий для определения самооценки у детей, начиная с пяти лет. Назначение данной методики - это определение« уровня притязаний учащихся (младший школьный возраст) и старших дошкольников, его адекватности, выявление детей с неустойчивой самооценкой и склонностью к крайностям оценок. В рамках нашего диссертационного исследования вариант методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка» (использовалась в рамках методического блока для решения конкретной задачи, а именно определения показателей уровня развития социально-психологического климата групп старших дошкольников. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком, старшим дошкольником, с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Принцип измерения самооценки традиционный: сопоставление себя
со всем человечеством, а в нашем конкретном случае со всеми детьми мира, по заданному критерию. Для выполнения данной процедуры исследования используется девятнадцать нарисованных лесенок с девятью ступенями каждая. В качестве критериев самооценки используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «самый старательный -- самый небрежный». После прохождения каждой «лесенки» ребенку необходимо задать уточняющие вопросы «Почему ты сюда себя поставил?» и т.д. После заполнения «Лесенки» испытуемому предлагается ответить на вопросы (см. приложение 5). Вопросы может задавать психолог и записывать ответ, а можно дать бланк для ответа с написанными вопросами. Эта методика даёт возможность выявить детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращению оценок, что свойственно больным шизофренией. Больные с депрессией тяготеют к низким оценкам. Однако окончательные выводы по этой методике делать нельзя.
Экспериментальное исследование проводилось с 2007 по 2010 год в пятнадцати ДОУ г. Москвы: ГОУ Д/С №2305, ГОУ Д/С комбинированного вида №>2556, ГОУ ЦРР Д/С №272, ГОУ Д/С № 1107, ГОУ Д/С комбинированного вида №2022, ГОУ Д/С №1199, ГОУ Д/С «Светлячок» №2336, ГОУ Д/С №2380, ГОУ - ДОУ № 1645, ГОУ ЦРР Д/С №1777, ГОУ Д/С №1969, ГОУ ДОУ №399, ГОУ Д/С комбинированного вида №1602, ГОУ Д/С № 1958, ГОУ Д/С №2523.
При этом реализованная экспериментальная программа работы
осуществлялась в три основные этапа, первый из которых (будучи, прежде
всего, организационно-
обоснованный отбор выборки педагогических коллективов) заключался в
проведении методики ЦОЕ, результаты которой позволили сформировать в
дальнейшем используемую выборку педагогических коллективов как
«средне-типичных» для московских ДОУ по уровню социально-
психологического развития. Второй и третий основные экспериментальные
этапы работы осуществлялись параллельно и в данном случае вообще
83
определение их как самостоятельных этапов не имеет никакого отношения к логике поэтапной последовательности. Скорее имеет смысл вести речь о направлениях экспериментального исследования, одно из которых касалось анализа социально-психологического и социально-личностного изучения групп испытуемых-дошкольников, а второе определялось задачами исследования интрагрупповой дифференциации в рамках обследуемых педагогических коллективов ДОУ, а также оценкой степени эмоционального выгорания их членов и уровня трудовой мотивации последних. Всего в основных сериях эксперимента приняли участие семь педагогических коллективов, восемь групп дошкольников, сто тринадцать педагогов и сто десять дошкольников.
В заключение данного параграфа нельзя не подчеркнуть, что последующие параграфы этой главы будут выстроены в определенной логике. Если проанализировать большинство диссертационных исследований на соискание степени кандидата психологических наук, то можно легко констатировать - экспериментальная глава, как правило, выстроена по одному из двух вариантов. Согласно первому из них, диссертант сначала излагает весь массив наработанных им экспериментальных данных вне зависимости от того, с помощью каких методик они получены. В этом случае в дальнейшем, когда автор переходит к интерпретации, с одной стороны, ему приходится писать дополнительные сопоставительно-сравнительные по своим задачам разделы, с другой - читателю приходится постоянно возвращаться к констатационному разделу для того, чтобы получить подтверждение тезисов, высказываемых диссертантом в интерпретационном разделе. В случае использования второго варианта изложения и обсуждения эмпирических данных диссертант последовательно приводит экспериментальные результаты, относящиеся к одной из частных гипотез, выбирая эмпирику, наработанную с помощью всех методических средств, используемых в диссертационном исследовании, и при этом относящуюся к данной конкретной гипотезе. Для изложения и обсуждения наработанных
84
нами экспериментальных материалов, мы избрали именно этот вариант, в связи с чем последующие параграфы второй главы будут посвящены последовательно каждой из выдвинутых частных гипотез.
2.2 Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива.
Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома