Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация
Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.
Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143
бы, как минимум, перед двумя не просто сложностями, а непреодолимыми
препятствиями. Так, как известно, локальный континуум группового
развития согласно стратометрической концепции, предусматривает наличие
семи качественных, узловых точек этого процесса - диффузная группа,
просоциальная и асоциальная ассоциации, просоциальная и асоциальная
кооперации, корпорация и коллектив. Здесь нелишним будет подчеркнуть,
что вообще проблема сравнительного анализа уровня социально-
психологического развития конкретных групп в рамках теории
деятельностного опосредствования является одной пз наиболее сложно
решаемых. В 80-х годах прошлого века - 2000-х годах этого столетия было
предложено, как минимум, четыре теоретико-методических подхода к
решению этой задачи: сравнение уровня развития малых групп на основе
самоаттестации (Р.С.Немов), сравнение уровня развития малых групп по
непсихологическим критериям (А.С.Морозов), сравнение уровня развижя
малых групп по характеру межличностных взаимодействий представителей
внутригрупповых «полярных» статусных слоев (A.B. Петровский), сравнение
уровня развития малых групп по характеру межличностных отношений
среднестатусных членов сообщества (М.Ю. Кондратьев). К сожалению, все
эти четыре теоретически обоснованных и методически оснащенных подхода
крайне ресурсозатраты. Именно поэтому, как это уже упоминалось в
разделе 2.1, и на уровне самого замысла диссертации, и на этапе её
реализации мы использовали методику определения ценностно-
ориентационного единства группы, с помощью которой, как показывает
целый ряд целенаправленных социально-психологических исследований
100
можно достаточно легко подвергнуть «усечению» большую выборку групп, выявив такую их категорию, как «типичную», и затем уже на этой «усеченной» выборке проводить основные серии эксперимента (что и было сделано на первом, по сути дела, организационном этапе нашей экспериментальной работы). В то же время вышеперечисленные обстоятельства не являются единственной причиной, по которой мы отказались вводить такую переменную, как уровень социально- психологического развития группы, в качестве работающей переменной, так как, на наш взгляд, еще более важным являлось то обстоятельство, что речь идет о детсадовских группах старших дошкольников. Как показывают и сама педагогическая практика, и психологические исследования, детсадовские группы старших дошкольников (также, кстати, как и ученические классы в начальной школе) практически, всегда, являются в той или иной мере просоциальными ассоциациями. Понятно, что в связи с этим вряд ли целесообразно, да и попросту правомерно специально организовывать методически трудоёмкое обследование детсадовских групп старших дошкольников с целью определения уровня социально-психологического развития конкретной группы подобного типа.
Во-вторых, безусловно, имеет смысл, хотя бы кратко, в самой лапидарной
форме, привести те аргументы, которые бы позволили объяснить наш выбор
в качестве переменной для второй частной гипотезы такого показателя
групповой жизнедеятельности, как социально психологический климат,
когда речь идет о детсадовских группах старших дошкольников. Прежде
всего, это связано с тем, что в отличие от групп младших дошкольников
здесь в действительности можно утверждать - группа существует и при этом
является, как правило, не номинальной, или диффузной. В то же время не
менее очевидным является и тот факт, что во многом именно в связи с
возрастными особенностями членов этого сообщества вряд ли можно всерьёз
говорить о сколько-нибудь существенном уровне опосредствования
межличностных отношений дошкольников содержанием, целями и задачами
101 *
деятельности. Именно поэтому, когда речь идет о социально- психологической характеристике, взаимодействие и общения дошкольников, подавляющее большинство исследователей акцентируют свое внимание (и при этом вполне оправданно) на эмоциональной стороне их межличностных отношений. Понятно, что в этой логике наиболее адекватным и при этом одним из наиболее интегративных показателей групповой жизнедеятельности является социально-психологический климат, характеризующий систему межличностных отношений в подобного рода группе. Кстати, его социально-психологическая диагностическая мощность, как показывает ряд специальных экспериментальных исследований, осуществленных в рамках стратометрической концепции, резко падает, если необходимо оценить уровень социально-психологического развития групп, членами которых являются более взрослые, чем дошкольники и младшие школьник, испытуемые. Так, нередко высокий уровень социально- психологического климата в группах низкого уровня социально- психологического развития, отражая незаинтересованность их членов в целях деятельности, благодушие, «круговую поруку» и «компанейщину», в содержательно-психологическом плане ничего общего не имеет с высоким уровнем социально-психологического климата, господствующего в подлинных коллективах.
В-третьих, нельзя не отметить, что такой социально-психологический феномен групповой жизни, как социально-психологический климат, является практически традиционной проблемой, рассматриваемой как зарубежной, так и отечественной социальной психологией. В связи с этим не только в научных монографиях и статьях, но и в словарно-энциклопедических изданиях и учебниках по социальной психологии его рассмотрению посвящено довольно заметное место. Понятно, что и в методическом плане данная область социально-психологических исследований более чем в достаточной степени получила разработку [55, 88, 91]. Достаточно упомянуть еще в 80-е году XX века выпущенное в МГУ Ю.М. Жуковым учебно-
102
методическое пособие [108], в котором помещены избыточно-достаточные методические средства для определения характера и уровня развития социально-психологического климата в реально функционирующей малой группе. В то же время более чем очевидно, что практически весь методический арсенал, обеспечивающий возможность научно-выверенного анализа содержательных характеристик социально-психологического климата в учебных, в производственных, в воинских, в спортивных и других группах социально-психологического климата, никак не может быть применен в ситуации, когда в качестве обследуемых экспериментальных групп выступают детсадовские сообщества старших дошкольников.
В связи с этим, перед нами в рамках нашего диссертационного исследования стояла задача выработки если не жесткого алгоритма, то хотя бы адекватной схемы сопоставления эмпирических показателей эмоциональной стороны взаимоотношений в детсадовской группе старших дошкольников, которая позволяла бы, с одной стороны, определить степень «позитивности-негативности» психологической атмосферы в конкретной группе дошкольников, а с другой - обоснованно «развести» эти группы на три основные категории такого рода сообществ - а) детсадовские группы старших дошкольников с акцентирован но высоким уровнем социально- психологического климата; б) детсадовские группы старших дошкольников с акцентировано низким уровнем социально-психологического климата; в) остальные обследованные детсадовские группы старших дошкольников, которые не относятся по характеристикам социально-психологического климата ни к первой, ни ко второй категории, а следовательно могут рассматриваться как сообщества, характеризующиеся средним уровнем социально-психологического климата.
Напомним, что для определения характера социально-
психологического климата в детсадовских группах старших дошкольников
нами были использованы три собственно экспериментальные процедуры
социометрия, референтометрия и вариант методики Т.В. Дембо, С.Я.
юз
Рубинштейн «Лесенка». Исходя из содержательно - психологической логики, мы считаем, что отчетливо позитивным социально -- психологический климат в подобного рода сообществах может считаться, когда с помощью этих трех социально-психологических экспериментальных процедур будет выявлен следующий набор эмпирико-количественных показателей:
социометрия - социометрически высокостатусных больше, чем социометрических аутсайдеров; значительное число взаимных социометрических выборов; отсутствие социометрических «изолянтов»; отсутствие случаев, когда дошкольники-члены группы либо вообще отказываются от возможности социометрических выборов, либо когда не используют все три предоставленные им возможности социометрического выбора;
референтометрия - референтометрических высокостатусных не меньше, чем референтометрических аутсайдеров; значительное число взаимных референтометрических выборов; отсутствие референтометрических «излянтов»; отсутствие случаев, когда дошкольники-члены группы либо вообще отказываются от возможности референтометрических выборов, либо не используют все три, предоставленные им возможности референтометрического выбора;
вариант методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка» - показатели самооценки дошкольников членов группы либо адекватны, либо превышают реальное, «объективное» положение дошкольников в группе.
Отчетливо негативный социально - психологический климат в подобного рода сообществах может считаться господствующим в группе дошкольников, когда с помощью этих трех социально-психологических экспериментальных процедур будет выявлен следующий набор эмпирико- количественных показателей:
1) социометрия - социометрически высокостатусных меньше, чем
социометрических аутсайдеров; незначительное количество взаимных социометрических выборов; наличие социометрических «изолянтов»; наличие случаев, когда дошкольники-члены группы либо вообще отказываются от возможности социометрических выборов, либо не используют все три, предоставленные им возможности социометрического выбора;
референтометрия - референтметрических высокостатусных меньше, чем референтометрических аутсайдеров; незначительное количество взаимных референтометрических выборов; наличие референтометрических изолянтов; наличие случаев, когда дошкольники-члены группы либо вообще отказываются от возможности референтометрических выборов, либо не используют все три, предоставленные им возможности референтометрического выбора;
вариант методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка» - наличие значительного количества заниженных по сравнению с «объективной» позицией в системе межличностных отношений самооценок членов группы.
Как уже указывалось выше, к детсадовским группам старших дошкольников, отличающихся социально-психологическим климатом среднего уровня' развития, в данной логике должны быть отнесены те группы, которые по заявленной схеме не могут быть отнесены ни к первой, ни ко второй категориям сообществ.
Попытаемся дать краткую интерпретацию осуществленному нами
подбору «диагностических» показателей «позитивности-негативности»
социально-психологического климата в детсадовских группах старших
дошкольников. Что касается социометрической методики, то такие
результаты её классического проведения на обычных взрослых группах, как
«количество взаимных выборов», «соотношение «социометрических звезд и
аутсайдеров», «наличие или отсутствие социометрических «изолянтов»,
«неполное использование или отказ от предоставленной возможности
социометрического выбора», традиционно практически однозначно
расцениваются как показатели позитивного или негативного характера психологической атмосферы, господствующей в контактном сообществе. В этом плане результаты проведения референтометрической процедуры, особенно когда речь идет о группах, где межличностные отношения строятся преимущественно на эмоциональной основе, выступают в качестве дополняющих и перепроверяющих данных, полученных с помощью социометрии. Именно поэтому нами и были выбраны данные показатели референтных отношений в группах старших дошкольников. В определенном смысле рассматриваемые социометрические и референтометрические показатели, имея, по существу, общегрупповой характер, могут быть условно отнесены к категории «объективной» характеристики системы межличностных отношений. Результаты же, полученные с помощью варианта методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка», носят откровенно личностный характер и при соотнесении с показателями социометрической и референтометрической активности позволяют оценить адекватность, а значит, и, личностно благополучный характер сбалансированности самовосприятия старших дошкольников благополучность «объективного» расклада межличностных отношений в детсадовской группе. При этом следует учитывать, что в этом контексте и применительно именно к дошкольникам, в целом, и к старшим дошкольникам в частности, по авторитетному мнению М.И. Лисиной, в логике адекватности следует рассматривать и любую завышенную самооценку ребенка, так как подобная самооценка практически всегда работает на расширение и содержательную личностную насыщенность «зоны ближайшего развития», задавая дошкольнику стимул к социальному и личностному самосовершенствованию и обеспечивая взрослому действенный «рычаг» для эффективного педагогического воздействия.
Перейдем к непосредственному изложению наработанных в ходе экспериментального исследованию эмпирических данных.
Как уже было указано выше, в основных сериях эксперимента
участвовало восемь детсадовских групп старших дошкольников из семи ДОУ
106
(в одном из ДОУ были две подготовительные группы). При анализе полученных результатов по всем восьми группам (имеются в виду эмпирические данные по социометрии, референтометрии и варианту методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Лесенка») оказалось, что три группы могут быть охарактеризованы как имеющие отчетливо высокими показателями социально-психологического климата, две -- с отчетливо низкими показателями социально-психологического климата, и три - как характеризующиеся средними показателями социально-психологического климата.
Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома