Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация
Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.
Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143
Для проверки первой частной гипотезы диссертационного
>
исследования нами использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, социометрия, референтомефия, методический приём выявления интрагрупповой структуры неформальной власти.
Внутри каждого из детских садов, составляющих эмпирическую базу исследования, с использованием перечисленных методов социально- психологического исследования, была выявлена статусно-ролевая позиция каждого педагога и воспитателя в неформальной структуре педагогического коллектива.
Далее анализировалось соотношение уровня эмоционального выгорания высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов педагогического коллектива для всей выборки испытуемых. Отметим, в этой связи, что поскольку в процессе определения интегрального показателя статусной позиции индивида в контактном сообществе происходит усечение выборки, количество испытуемых, чьи результаты рассматривались в рамках данного анализа, составила 90 человек.
На диаграмме 1 представлено соотношение средних значений по трём фазам, характеризующим синдром эмоционального вьи орания согласно методике В.В. Бойко у высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов педагогических коллективов.
Как видно на представленной диаграмме, среднее значение
показателей уровня эмоционального выгорания по всем трем фазам у
85
среднестатусных членов педагогических коллективов близки к начальной стадии формирования согласно тестовым нормам методики Бойко. Диаграмма 1
соотношение средних значений по трем фазам, характеризующим синдром эмоционального выгорания и итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания согласно методике В.В. Бойко у членов педагогических коллективов с разным статусом
высокостатусные среднестатусные низкостатусные
185,8 Т64,4
2 3
фазы выгорания
Общий итоговый показатель
.Фаза напряжения;2. Фаза резистенции; 3. Фаза истощения
В тоже время среднее значение данных показателей как высокостатусных, так и низкостатусных членов педагогического коллектива оказались существенно выше и позиционируются в переходной области от стадии формирования к сформировавшейся фазе согласно тестовым нормам данной методики. Для проверки значимости данных видимых различий использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Как показали результаты статистического анализа с использование пакета SPSS 13.0, указанные различия являются значимыми. (Во всех случаях уровень асимптотической значимости U-критерия р<0,01).
Таким образом, в целом первая частная гипотеза диссертационного исследования получила подтверждение в результате эмпирической проверки.
86
Далее представляется совершенно очевидной необходимость оценки содержательных особенностей выявленной общей закономерности.
Как показали полученные результаты, среднестатусные члены педагогического коллектива занимают относительно благополучную позицию с точки зрения эмоционального выгорания. Большинство испытуемых данной категории находятся по сути дела вне зоны риска относительно такой составляющей синдрома эмоционального выгорания как «напряжение». (Напомним, что данная фаза в схеме В.В. Бойко характеризует, прежде всего, остроту переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, склонность к повышенной тревожности и депрессии).
Еще более благополучной данная категория испытуемых выглядит относительно фазы «резистенция», которая связана с неадекватным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезадаптацией и редукцией профессиональных обязанностей.
Что касается фазы «истощение» ключевыми составляющими которой являются деперсонализация в сочетании с психосоматическими и психовегетативными нарушениями, большинство среднестатусных членов педагогических коллективов оказываются как минимум в зоне риска, с точки зрения формирования данной фазы синдрома эмоционального выгорания. Заметим, в данной связи, что как показал статистический анализ с использованием Т-критерия Уилкоксона для этой категории испытуемых отсутствуют значимые различия между распределениями данных по фазам «напряжения» и «резистенция» (уровень асимптотической значимости Т- критерия р>0,05). При этом, имеют место значимые различия между распределениями данных по фазе «истощение» и фазам «напряжение» и «резистенция» (во всех случаях уровень асимптотической значимости Т- критерия р<0,01).
Интерпретационная оценка данного факта будет представлена ниже,
поскольку на наш взгляд он носит системный характер и имеет отношение ко
87
всем трем категориям испытуемых.
У большинства высокостатусных членов педагогических коллективов имеет место завершение формирования фазы «напряжение». Фазы «резистенция» и «истощение» практически сформированы. Статистический анализ различий распределения результатов данной категории испытуемых по трём фазам показал, что они фактически отсутствуют (уровень асимптотической значимости Т-критерия Уилкоксона р>0,05).
Несколько иная картина имеет место применительно к категории низкостатусных испытуемых. У большинства испытуемых данной категории сформированы фазы «напряжение» и «истощение». Что касается фазы «резистенции» она находятся в стадии формирования. Это подтверждается и результатами оценки статистической значимости различий распределений результатов этой категории испытуемых по трем фазам синдрома эмоционального выгорания. Отсутствуют различия между распределениями по фазам «напряжение» и «истощение» (уровень асимптотической значимости Т-критерия Уилкоксона р>0,05) . Имеют место значимые различия между распределениями результатов испытуемых по фазам «резистенции» и фазам как «напряжение» так и «истощение» (в обоих случаях уровень асимптотической значимости Т-критерия Уилкоксона р<0,01).
Что касается итогового показателя синдрома «эмоционального
выгорания», то в свете сказанного совершенно закономерной представляется
видимая на диаграмме 1 картина, согласно которой минимальное среднее
значение данного показателя имеет место у среднестатусных испытуемых
(напомним, что в рамках методики В.В. Бойко итоговый показатель
используется именно как относительный критерий для сравнительного
анализа динамики выгорания у различных групп испытуемых. Тестовые
нормы по данному показателю для качественной оценки автором методики
не выделены). Максимальное среднее значение итогового показателя
синдрома эмоционального выгорания имеет место у высокостатусных
88
испытуемых. Низкостатусные испытуемые занимают, по данному критерию, промежуточную позицию. При этом необходимо отметить, что в результате анализа статистической значимости описанных видимых различий распределение результатов низкостатусных испытуемых по итоговому показателю значимо отличаются от распределения результатов как среднестатусных, так и высокостатусных (уровень асимптотической значимости и-критерия Манна - Уитни р<00,1). Это означает, что согласно данному относительному показателю в наибольшей степени синдрому «эмоционального выгорания» подвержены именно высокостатусные члены педагогических коллективов.
Как следует из приведенных данных наряду с уже обозначенным выше видимым парадоксом, в рамках которого у среднестатусных членов педагогических коллективов все фазы эмоционального выгорания выражены существенно меньше, чем у высокостатусных и низкостатусных членов, применительно к данной выборке испытуемых, имеет место еще одна, заслуживающая внимания закономерность. В концепции эмоционального выгорания В.В. Бойко фазы «напряжение», «резистенция» и «истощение» рассматриваются как последовательные этапы процесса эмоционального выгорания. В данной логике, правомерно было бы ожидать, что для всех трёх категорий испытуемых имело бы место снижение показателей выраженности фаз от «напряжения» к «истощению». Между тем, в нашем конкретном случае, подобная тенденция отсутствует. Более того, у высокостатусных и среднестатусных испытуемых максимальные средние показатели зафиксированы именно по фазе «истощение». Также стоит отметить, в этой связи, что минимальные средние показатели у среднестатусных и низкостатусных испытуемых имеют место по фазе «резистенция». Далее мы проанализируем эти выявленные в ходе исследования «парадоксы» в содержательном плане.
Как видно на диаграмме 1, среднее значение распределения
результатов высокостатусных и у низкостатусных испытуемых по фазе
89
«напряжение» достаточно близки (еще раз отметим, что согласно тестовым нормам они лежат на границе этапов формирования и сформировавшейся стадии). При этом отсутствуют статистически значимые различия между данными распределениями, уровень асимптотической значимости Ы- критерия Манна-Уигни р>0,05. Эти результаты становятся совершенно понятны, если обратиться к основным симптомам, относящимся к данной фазе.
Низкостатусная позиция индивида в неформальной интрагрупповой структуре сама по себе с достаточной очевидностью обусловливает обостренное восприятие любых, в том числе, и обьективно нейтральных в личностном плане внешних . раздражителей, в силу чего последние приобретают, по сути дела, психотравмирующий хараюер. Так же вполне понятно, что для низкостатусных членов сообщества характерна внутренняя убежденность в собственной неспособности оказывать сколь-нибудь значимое влияние на внешние факторы, что напрямую связано с заниженной самооценкой и в конечном итоге порождает неудовлетворенность собой. Постоянная неудовлетворенность собственной статусно-ролевой позицией и ролью в структуре межличностного взаимодействия в контактном сообществе в сочетании с убежденностью в собственной неспособностью изменить ситуацию являются ключевыми составляющими симптома «загнанности в клетку». Все это в совокупности, совершенно закономерно приводит к повышенной тревожности, а в конечном итоге и к депрессивным состояниям.
Необходимо отметить, что в силу описанной в Главе 1 социально- психологической и организационной специфики профессиональной деятельности педагогов и воспитателей ДОУ все перечисленные особенности формирования симптомов «эмоционального выгорания» в связи со статусно-ролевой позицией индивида занимаемой в контактном сообществе проявляются особенно остро.
Еще более показательны в данном отношении результаты высокостатусных испытуемых. Если в основе неадекватного личностного восприятия внешних факторов, связанных с профессиональной деятельностью низкостатусных испытуемых, в большинстве случаев лежит их интерпретация в логике подкрепления заниженной самооценки, то высокостатусные члены педагогических коллективов зачастую рассматривают их как «покушение» на занимаемую ими позицию.
Неудовлетворенность собой применительно к данной категории испытуемых связана, прежде всего, с тем, что они в субъективном восприятии себя «переросли» занимаемую социальную позицию. Иными словами, достигнув высокого статуса в интрагрупповой структуре трудового коллектива (что естественно потребовало серьезных личностных усилий и временных затрат) эти испытуемые столкнулись с тем, что это не повлекло за собой существенного улучшения их официального статуса, материального положения и т.п. При этом высокий неформальный статус в рамках достаточно консервативной профессиональной корпорации является своеобразным «якорем», блокирующим реальную личностную активность, направленную на самореализацию в других сферах профессиональной деятельности.
Понятно, что в данных условиях, как и в случае с низкостатусными испытуемыми, налицо составляющие симптома «загнанности в клетку». При этом деструктивное воздействие данного симптома усиливается тем, что, образно говоря, «в клетке» оказывается индивид, воспринимающий себя (и находящий подтверждение справедливости такой оценки в межличностном взаимодействии) не «кроликом», а «тигром». Заметим, что как показали результаты интервью с высокостатусными членами педагогических коллективов , отсутствие реальных попыток изменения не устраивающего их положения вещей за счет личностной активности объясняется чаще всего их бесперспективностью в силу «засилья бюрократии», «взятничества», «кумовства», «всеобщего бардака» и т.п., что практически совпадает с
семантическими конструкциями, являющимися типичными внешними проявлениями данного симптома, выделенными Г.Селье [100, 101]. В свете всего сказанного формирование у данной категории испытуемых симптома тревоги и депрессии представляется на наш взгляд не только закономерным, но и практически неизбежным.
В целом благополучная, с точки зрения формирования рассматриваемой фазы синдрома эмоционального выгорания, среднестатусных членов педагогических коллективов связана на наш взгляд со следующими основными моментами.
Прежде всего, это обусловлено достаточным уровнем адаптировапности данной категории испытуемых, как к специфике межличностных отношений, так и организационной структуры и профессиональной деятельности в условиях ДОУ. В силу этого, практически любые внешние раздражители воспринимаются если и не совершенно адекватно, то, во всяком случае, не как критично значимые в личностном аспекте.
Что касается восприятия себя в контексте профессиональной деятельности и своей статусно-ролевой позиции в структуре межличностных отношений, то здесь с известной степенью условности, можно выделить два основных тренда. Часть испытуемых данной категории рассматривает относительное благополучие в этом контексте как личностное достижение. В тоже время другая часть испытуемых данной категории оценивает свою позицию как ламинарную, являющуюся переходным этапом к достижению более высокого статуса в логике «у меня всё впереди». Понятно, что и в
первом и во втором случае, по сути дела, отсутствуют предпосылки к
\
формированию симптома «загнанности в клетку», повышенной тревожности и тем более, депрессии.
Вторая фаза формирования синдрома выгорания в логике В.В. Бойко характеризует способы личностного реагирования на уже возникшее напряжение. Заметим, что как следует из диаграммы 1, данная фаза сформирована применительно к нашей выборке только у высокостатусных
Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома