Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация
Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.
Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143
Приведем в табличной форме примеры экспериментальных данных по всем трём категориям обследованных групп
Результаты по трем: методикам, полученные в группах с позитивным, негативным социально-психологическими климатами и социально- психологическим климатом среднего уровня развития.
Количественная обработка данных, касающихся проверки
справедливости именно второй частной гипотезы, происходила следующим
образом. Сначала брались показатели, характеризующие уровень
эмоционального выгорания тех педагогов и воспитателей, которые являлись
руководителями трех групп старших дошкольников, взаимоотношения в
которых характеризовались отчетливо позитивным социально-
психологическим климатом, и сравнивались с показателями уровня
эмоционального выгорания тем педагогов и воспитателей, которые являлись
руководителями двух групп старших дошкольников, межличностные
отношения в которых характеризовались отчетливо негативным социально-
психологическим климатом. Затем показатели уровня эмоционального
выгорания педагогов и воспитателей, курирующих три детсадовские группы
с высокими показателями социально-психологического климата, и
показатели уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей,
курирующих две детсадовские группы с низкими показателями социально-
психологического климата, последовательно сравнивались с показателями
уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, курирующих три детсадовские группы, имеющих средние показатели уровня социально- психологического климата.
Таблица 1.
Высокие показатели социально- психологического климата | |||||||||||||
i ру птты |
социометрия |
референтометрия |
лесенка | ||||||||||
В. |
С. |
Н. |
И. |
В.В. |
В. |
С. |
Н. |
И. |
В.В |
А. |
Зв. |
Зн. | |
1 |
2 |
4 |
9 |
1 |
4 |
2 |
5 |
8 |
1 |
3 |
10 |
4 |
2 |
2 |
"i л |
8 |
3 |
0 |
10 |
3 |
7 |
4 |
0 |
9 |
9 |
4 |
1 |
3 |
п |
4 |
2 |
0 |
2 |
0 |
6 |
1 |
1 |
I |
5 |
2 |
1 |
Средние показатели социально-психологического климата | |||||||||||||
социометрия |
референтометрия |
лесенка | |||||||||||
группы |
В. |
С. |
Н. |
и. |
В.В. |
В. |
С. |
Н. |
И. |
В.В |
А. |
Зв. |
Зн. |
1 |
2 |
4 |
0 |
2 |
0 |
1 |
5 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
3 |
2 |
1 |
10 |
11 |
1 |
2 |
0 |
14 |
7 |
2 |
о j |
11 |
7 |
|
Низкие показатели социально- психологический климат | |||||||||||||
СОЦИОМСфИЯ |
чеферентометрпя |
лесенка | |||||||||||
группы |
В. |
С. |
н. |
И. |
В.В. |
в. |
С. |
П. |
И. |
В.В |
А. |
Зв. |
Зн. |
1 |
2 |
7 |
3 |
1 |
0 |
2 |
8 |
2 |
1 |
0 |
6 |
2 |
4 |
2 |
2 |
7 |
6 |
1 |
3 |
2 |
9 |
4 |
1 |
2 |
13 |
1 |
2 |
3 |
0 |
3 |
8 |
1 |
0 |
1 |
4 |
б |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
В.- высокостатусные; С,- среднестатусные; Н.- низкостагусные; И,- изолянты; В.В. -взаимные выборы; А. - адекватная самооценка; Зв,- завышенная самооценка; Зн.- заниженная самооценка.
И наконец, объединенные показатели уровня эмоционального
выгорания педагогов и воспитателей, курирующих пять групп и с высокими,
и с низкими показателями социально-психологического климата,
сравнивались с показателями уровня эмоционального выгорания педагогов
трех групп со средними показателями социально-психологического климата.
В данном случае необходимо оговорить один немаловажный момент.
Если при доказательстве справедливости первой и третьей частных гипотез
мы имели возможность в связи с тем, что сравниваемые показатели имели
индивидуальный характер (то есть выборка
по «п» была достаточно
значительна), провести полноценное статистическое сравнение и получить показатели статистической значимости различий, то при сравнительном анализе эмпирики, касающейся проверки данной, второй частной гипотезы в качестве «п» выступали данные по группе (то есть проводилось сравнение трех и двух показателей, трех и трех показателей, двух и трех показателей, пяти и трех показателей) и потому полноценной статистической обработки в данном случае осуществить было невозможно. В связи с этим приведем интересующие нас показатели в форме диаграммы (диаграмма 2) и попытаемся дать им не только количественную, но, и главное, качественную оценку. Диаграмма 2
Соотношение средних значений эмоционального выгорания по трем фазам у педагогов, курирующих группы дошкольников с высокими, низкими и средними показателями социально- психологического климата
высокий показатель спк*
■ средний показатель спк*
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
185,8 164,4
62,7
64,8598
58,363'3
Г~1 | ||
6 |
8 | |
низкий показатель спк*
2 3
Фазы эмоционального выгорания
*спк - социально-психологический климат.
1. Напряжение;2.Резистенция;3. Истощение.
Общий показатель спк*
Итак, совершенно очевидно, что, даже
несмотря на то, что в данном случае мы
не стремились продемонстрировать статистическую
значимость, то есть, по сути дела, жестко
оценить степень количественной выраженности
зафиксированной зависимости, последняя
оказалась выявленной на уровне
явно выраженной тенденции: существует
четкая взаимосвязь между уровнем эмоционального
выгорания педагогов и воспитателей и
характером социально-психологического
климата в курируемой ими детсадовской
группе старших дошкольников. При этом
у педагогов и воспитателей, в чьих группах
господствует климат либо с откровенно
высокими показателями, либо с откровенно
низкими показателями социально-психологического
климата, оказывается существенно выше,
чем у педагогов и воспитателей, которые
работают с группами, характеризующимися
средними показателями социально-психологического
климата.
Собственно социально-психологическое объяснение подобного
феномена, на наш взгляд, основывается на том, что психологическая
нагрузка и эмоционально-профессиональное напряжение эти педагоги и
воспитатели испытывают значительно острее, а порой и болезненнее, чем
педагоги, работающие с группами-«середнячками». Понятно, что положение
последних более стабильно и с точки зрения формальной отчетности, и в
логике неформальных межличностных взаимодействий в педагогическом
коллективе -- они не на многое, кроме спокойствия и стабильности, не
претендуют и немногим, кроме того, чтобы быть почти незаметными, не
рискуют. Иное дело, например, педагоги и воспитатели лучшей группы в
детском саду: они на виду, порой им завидуют, они должны выкладываться в
полную силу, опасаясь потерять свой статус и заметное место в системе
межличностных отношений педагогического коллектива, а кроме того,
снизить и формально-отчетные показатели своей профессиональной
успешности. Понятно, что в этих профессионально-жизненных
обстоятельствах угроза повышения уровня эмоционального выгорания резко
возрастает. Что касается педагогов и воспитателей групп, в которых
выявлены низкие показатели социально-психологического климата, то они
оказываются в еще более сложной ситуации, так как, с одной стороны,
испытывают существенное эмоционально-личностное и профессиональное
напряжение, взаимодействуя с группой дошкольников, составляющих
но
откровенно негативно заряженное сообщество дегей, постоянно требующих от педагога и воспитателя эмоционально-личностного позитивного воздействия, а с другой - ощущают активный прессинг со стороны администрации ДОУ по поводу необходимости оптимизировать систему межличностных отношений в курируемой ими группе дошкольников. Совершенно очевидно, что, несмотря на то, что количественные показатели уровня эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей, руководящих группами дошкольников с отчетливо высокими показателями и отчетливо низкими показателями социально-психологического климата, в целом сопоставимы, собственно психологическая суть и психологические же причины сложившейся ситуации принципиально различны. По-видимому, эти различия определяются, в частности, и особенностями тех личностных акцентов, которые характеризуют мотивированность этих педагогов на свою работу. Именно поэтому следующий раздел данной главы как раз и будет посвящен изложению и анализу той экспериментатики, которую мы смогли получить, изучая характер взаимосвязи уровня эмоционального выгорания различных педагогов и воспитателей ДОУ и специфики их мотивированности на свою работу.
Завершая данный параграф экспериментальной главы, необходимо зафиксировать тот факт, что полученные в ходе эксперимента эмпирические данные и их психологически содержательная интерпретация однозначно демонстрируют, что вторая частная гипотеза экспериментального исследования получила свое полное подтверждение.
2.4 Исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и структуры трудовой мотивации педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Для проверки третьей частной
гипотезы использовались методики выгорания
Бойко и тест Ричи-Мартина. На данном этапе
исследования с использованием методики
Ричи-Мартина был построен мотивационный
профиль для каждого испытуемого.
Далее e использование статистического пакета SPSS 13.0 был осуществлен анализ частотных характеристик распределений результатов по каждому из 12-ти мотивационных факторов высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных испытуемых.
На диаграмме 3 представлены сравнительные мотивационные профили трёх категорий испытуемых, построенные по значениям медианы для каждого мотивационного фактора (напомним, что при построении и оценке мотивационного профиля при определении ведущих мотивационных факторов в качества тестового критерия рассматривается именно медианное значение, полученное Ш.Ричи и П.Мартином в процессе валидизации теста [96 с. 13, 14].
Диаграмма 3
Сравннтельные мотивационные профили i рё\ категорий испытуемых, пот роенные по значениям медианы для каждого мотивационного фактора согласно тесл у Ш.Ричи и П. Мартина
цифровое
значение
медианы
Щ-с.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
4 5 6 7 8 9 мотивационные факторы
10 11 12
О высокостатусныс
■ среднсстатусные □ ничкостатусные
Мотивационные факторы:
1 .Потребность в высокой заработной
плате и материальном вознаграждении;
желание иметь работу с хорошим набором
льгот и надбавок. Данная потребность
выявляет тенденцию к изменению в процессе
трудовой жизни; увеличение трат обусловливает
повышение значения этой потребности
(например, наличие долгов, возникновение новых семейных обязательств, дополнительные или тяжелые финансовые обязательства).
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.
Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы. (Мерило потребности в руководстве и определенности; потребность, которая может служить индикатором стресса или беспокойства и которая может возрастать или падать, когда человек сталкивается с серьезными изменениями в своей личной жизни или на работе).
Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами. (Это показатель стремления работать с другими людьми, который не следует путать с тем, насколько хорошо человек относится к своим коллегам. Этот фактор может иметь очень низкое значение, тем не менее, человек может быть достаточно социально адаптированным.)
Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности. (Потребность в более тесных контактах с другими. Как и в случае с фактором 4, низкое его значение не свидетельствует о слабой социальной адаптации и отсутствии социальных навыков.)
Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума. (Этот показатель указывает на симпатии к другим и хорошие социальные взаимоотношения, это потребность личности во внимании со стороны других людей, желание чувствовать собственную значимость.)
Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным. (Показатель стремления намечать и завоевывать сложные, многообещающие рубежи.)
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции. (Это -- показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.)
Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки). (Указывает тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям, любви к переменам и стимуляции.)
Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей. (Этот показатель свидетельствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства и нетривиального мышления. Но идеи, которые вносит и к которым стремится данный индивидуум, не обязательно будут правильными или приемлемыми.)
Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности. (Показатель желания самостоятельности, независимости и самосовершенствования.)
Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. (Это показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.)
Как видно на представленном рисунке 3, имеет место общая
тенденция в структуре мотивационного профиля у высокостатусных,
Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома