Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация

Описание

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА.doc

— 9.66 Мб (Скачать документ)

Приведем в табличной форме примеры экспериментальных данных по всем трём категориям обследованных групп

Результаты по трем: методикам, полученные в группах с позитивным, негативным социально-психологическими климатами и социально- психологическим климатом среднего уровня развития.

Количественная обработка данных, касающихся проверки

справедливости именно второй частной гипотезы, происходила следующим

образом. Сначала брались показатели, характеризующие уровень

эмоционального выгорания тех педагогов и воспитателей, которые являлись

руководителями трех групп старших дошкольников, взаимоотношения в

которых характеризовались отчетливо позитивным социально-

психологическим климатом, и сравнивались с показателями уровня

эмоционального выгорания тем педагогов и воспитателей, которые являлись

руководителями двух групп старших дошкольников, межличностные

отношения в которых характеризовались отчетливо негативным социально-

психологическим климатом. Затем показатели уровня эмоционального

выгорания педагогов и воспитателей, курирующих три детсадовские группы

с высокими показателями социально-психологического климата, и

показатели уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей,

курирующих две детсадовские группы с низкими показателями социально-

психологического климата, последовательно сравнивались с показателями

уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, курирующих три детсадовские группы, имеющих средние показатели уровня социально- психологического климата.

Таблица 1.

Высокие показатели социально- психологического климата

i ру птты

социометрия

 

референтометрия

лесенка

В.

С.

Н.

И.

В.В.

В.

С.

Н.

И.

В.В

А.

Зв.

Зн.

1

2

4

9

1

4

2

5

8

1

3

10

4

2

2

"i

л

8

3

0

10

3

7

4

0

9

9

4

1

3

п

4

2

0

2

0

6

1

1

I

5

2

1

Средние показатели социально-психологического

климата

 

социометрия

 

референтометрия

лесенка

группы

В.

С.

Н.

и.

В.В.

В.

С.

Н.

И.

В.В

А.

Зв.

Зн.

1

2

4

0

2

0

1

5

0

2

0

5

0

3

2

1

10

11

1

2

0

14

7

2

о j

11

7

 

Низкие показатели социально- психологический климат

 

СОЦИОМСфИЯ

 

чеферентометрпя

лесенка

группы

В.

С.

н.

И.

В.В.

в.

С.

П.

И.

В.В

А.

Зв.

Зн.

1

2

7

3

1

0

2

8

2

1

0

6

2

4

2

2

7

6

1

3

2

9

4

1

2

13

1

2

3

0

3

8

1

0

1

4

б

1

0

3

1

0




 

В.- высокостатусные; С,- среднестатусные; Н.- низкостагусные; И,- изолянты; В.В. -взаимные выборы; А. - адекватная самооценка; Зв,- завышенная самооценка; Зн.- заниженная самооценка.

И наконец, объединенные показатели уровня эмоционального

выгорания педагогов и воспитателей, курирующих пять групп и с высокими,

и с низкими показателями социально-психологического климата,

сравнивались с показателями уровня эмоционального выгорания педагогов

трех групп со средними показателями социально-психологического климата.

В данном случае необходимо оговорить один немаловажный момент.

Если при доказательстве справедливости первой и третьей частных гипотез

мы имели возможность в связи с тем, что сравниваемые показатели имели

индивидуальный характер (то есть выборка по «п» была достаточно 

значительна), провести полноценное статистическое сравнение и получить показатели статистической значимости различий, то при сравнительном анализе эмпирики, касающейся проверки данной, второй частной гипотезы в качестве «п» выступали данные по группе (то есть проводилось сравнение трех и двух показателей, трех и трех показателей, двух и трех показателей, пяти и трех показателей) и потому полноценной статистической обработки в данном случае осуществить было невозможно. В связи с этим приведем интересующие нас показатели в форме диаграммы (диаграмма 2) и попытаемся дать им не только количественную, но, и главное, качественную оценку. Диаграмма 2

Соотношение средних значений эмоционального выгорания по трем фазам у педагогов, курирующих группы дошкольников с высокими, низкими и средними показателями социально- психологического климата



 высокий показатель спк*

■ средний показатель спк*

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0



185,8 164,4





62,7



64,8598



58,363'3

 

Г~1

 

6

8

     
     



низкий показатель спк*



 2 3

Фазы эмоционального выгорания

*спк - социально-психологический климат.

1. Напряжение;2.Резистенция;3. Истощение.

Общий показатель спк*

Итак, совершенно очевидно, что, даже несмотря на то, что в данном случае мы не стремились продемонстрировать статистическую значимость, то есть, по сути дела, жестко оценить степень количественной выраженности зафиксированной зависимости, последняя оказалась выявленной на уровне 
явно выраженной тенденции: существует четкая взаимосвязь между уровнем эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и характером социально-психологического климата в курируемой ими детсадовской группе старших дошкольников. При этом у педагогов и воспитателей, в чьих группах господствует климат либо с откровенно высокими показателями, либо с откровенно низкими показателями социально-психологического климата, оказывается существенно выше, чем у педагогов и воспитателей, которые работают с группами, характеризующимися средними показателями социально-психологического климата.

Собственно социально-психологическое объяснение подобного

феномена, на наш взгляд, основывается на том, что психологическая

нагрузка и эмоционально-профессиональное напряжение эти педагоги и

воспитатели испытывают значительно острее, а порой и болезненнее, чем

педагоги, работающие с группами-«середнячками». Понятно, что положение

последних более стабильно и с точки зрения формальной отчетности, и в

логике неформальных межличностных взаимодействий в педагогическом

коллективе -- они не на многое, кроме спокойствия и стабильности, не

претендуют и немногим, кроме того, чтобы быть почти незаметными, не

рискуют. Иное дело, например, педагоги и воспитатели лучшей группы в

детском саду: они на виду, порой им завидуют, они должны выкладываться в

полную силу, опасаясь потерять свой статус и заметное место в системе

межличностных отношений педагогического коллектива, а кроме того,

снизить и формально-отчетные показатели своей профессиональной

успешности. Понятно, что в этих профессионально-жизненных

обстоятельствах угроза повышения уровня эмоционального выгорания резко

возрастает. Что касается педагогов и воспитателей групп, в которых

выявлены низкие показатели социально-психологического климата, то они

оказываются в еще более сложной ситуации, так как, с одной стороны,

испытывают существенное эмоционально-личностное и профессиональное

напряжение, взаимодействуя с группой дошкольников, составляющих

но

откровенно негативно заряженное сообщество дегей, постоянно требующих от педагога и воспитателя эмоционально-личностного позитивного воздействия, а с другой - ощущают активный прессинг со стороны администрации ДОУ по поводу необходимости оптимизировать систему межличностных отношений в курируемой ими группе дошкольников. Совершенно очевидно, что, несмотря на то, что количественные показатели уровня эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей, руководящих группами дошкольников с отчетливо высокими показателями и отчетливо низкими показателями социально-психологического климата, в целом сопоставимы, собственно психологическая суть и психологические же причины сложившейся ситуации принципиально различны. По-видимому, эти различия определяются, в частности, и особенностями тех личностных акцентов, которые характеризуют мотивированность этих педагогов на свою работу. Именно поэтому следующий раздел данной главы как раз и будет посвящен изложению и анализу той экспериментатики, которую мы смогли получить, изучая характер взаимосвязи уровня эмоционального выгорания различных педагогов и воспитателей ДОУ и специфики их мотивированности на свою работу.

Завершая данный параграф экспериментальной главы, необходимо зафиксировать тот факт, что полученные в ходе эксперимента эмпирические данные и их психологически содержательная интерпретация однозначно демонстрируют, что вторая частная гипотеза экспериментального исследования получила свое полное подтверждение.

2.4 Исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и структуры трудовой мотивации педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Для проверки третьей частной гипотезы использовались методики выгорания Бойко и тест Ричи-Мартина. На данном этапе исследования с использованием методики Ричи-Мартина был построен мотивационный профиль для каждого испытуемого. 

Далее e использование статистического пакета SPSS 13.0 был осуществлен анализ частотных характеристик распределений результатов по каждому из 12-ти мотивационных факторов высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных испытуемых.

На диаграмме 3 представлены сравнительные мотивационные профили трёх категорий испытуемых, построенные по значениям медианы для каждого мотивационного фактора (напомним, что при построении и оценке мотивационного профиля при определении ведущих мотивационных факторов в качества тестового критерия рассматривается именно медианное значение, полученное Ш.Ричи и П.Мартином в процессе валидизации теста [96 с. 13, 14].

Диаграмма 3



 Сравннтельные мотивационные профили i рё\ категорий испытуемых, пот роенные по значениям медианы для каждого мотивационного фактора согласно тесл у Ш.Ричи и П. Мартина

цифровое



значение

медианы

Щ-с.



50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

4 5 6 7 8 9 мотивационные факторы



10 11 12

О высокостатусныс

■ среднсстатусные □ ничкостатусные





 Мотивационные факторы:

1 .Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок. Данная потребность выявляет тенденцию к изменению в процессе трудовой жизни; увеличение трат обусловливает повышение значения этой потребности 

(например, наличие долгов, возникновение новых семейных обязательств, дополнительные или тяжелые финансовые обязательства).

Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке.

Потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности и установлении правил и директив выполнения работы. (Мерило потребности в руководстве и определенности; потребность, которая может служить индикатором стресса или беспокойства и которая может возрастать или падать, когда человек сталкивается с серьезными изменениями в своей личной жизни или на работе).

Потребность в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесных связей с коллегами. (Это показатель стремления работать с другими людьми, который не следует путать с тем, насколько хорошо человек относится к своим коллегам. Этот фактор может иметь очень низкое значение, тем не менее, человек может быть достаточно социально адаптированным.)

Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости взаимоотношений, доверительности. (Потребность в более тесных контактах с другими. Как и в случае с фактором 4, низкое его значение не свидетельствует о слабой социальной адаптации и отсутствии социальных навыков.)

Потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума. (Этот показатель указывает на симпатии к другим и хорошие социальные взаимоотношения, это потребность личности во внимании со стороны других людей, желание чувствовать собственную значимость.)

Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель потребности следовать поставленным целям и быть самомотивированным. (Показатель стремления намечать и завоевывать сложные, многообещающие рубежи.)

Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции. (Это -- показатель конкурентной напористости, поскольку предусматривает обязательное сравнение с другими людьми и оказание на них влияния.)

Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции; стремление избегать рутины (скуки). (Указывает тенденцию всегда находиться в состоянии приподнятости, готовности к действиям, любви к переменам и стимуляции.)

Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей. (Этот показатель свидетельствует о тенденции к проявлению пытливости, любопытства и нетривиального мышления. Но идеи, которые вносит и к которым стремится данный индивидуум, не обязательно будут правильными или приемлемыми.)

Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности. (Показатель желания самостоятельности, независимости и самосовершенствования.)

Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. (Это показатель потребности в работе, наполненной смыслом и значением, с элементом общественной полезности.)

Как видно на представленном рисунке 3, имеет место общая

тенденция в структуре мотивационного профиля у высокостатусных,

Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома