Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация

Описание

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА.doc

— 9.66 Мб (Скачать документ)

среднестатусных и низкостатусных испытуемых, ведущим мотивационным

фактором является «Потребность в высокой заработной плате и

материальном вознаграждении. При этом по фактору «Потребность во

влиятельности и власти» медианное значение, полученное в

экспериментальной выборке экстремально низкое относительно

114

соответствующего показателя тестовых норм, приведенных Ш. Ричи и Г1. Мартином.

В тоже время, по результатам данного этапа исследования выявлены специфические особенности мотивационного профиля отдельных категорий испытуемых. Так, мотивационных фактор «Потребность в хороших условиях работы » является ведущим в мотивационном профиле среднестатусных и низкостатусных испытуемых. Также установлено, что «Потребность в креативности» является значимым мотивационным фактором только для высокостатусных испытуемых. Заметим, в этой связи, что как показала статистическая проверка с использованием Ц-критерия Манна-Уитни, различий в распределении результатов соответствующих категорий испытуемых по указанным факторам являются значимым (уровень асимптотической значимости р<0,01). При этом медианное значение, полученное по фактору «Потребность в креативности» у высокостатусных испытуемых ниже соответствующих показателей тестовых норм, выделенных Ричи и Мартином.

Таким образом, можно констатировать, что для педагогов и воспитателей ДОУ вне зависимости от их статусно-ролевой позиции в неформальной структуре трудового коллектива, первоочередное значение с точки зрения мотивации трудовой деятельности имеет потребность в повышении материального вознаграждения в сочетании с набором льгот и надбавок-то есть «краеугольный» показатель внешней мотивации. В свою очередь, потребность в комфортных условиях трудовой деятельности, также являющейся показателем внешней мотивации оказывается ведущим фактором для среднестатусных и низкостатусных испытуемых. В тоже время, такой классический показатель внутренней мотивации, как «потребность быть креативным» хотя и оказался значимым для высокостатусных членов педагогических коллективов, степень его выраженности также достаточно низкая.

Далее был осуществлен корреляционный анализ взаимосвязи показателей испытуемых по двенадцати симптомам эмоционального выгорания в методике В.В.Бойко и по двенадцати мотивационным факторам, составляющим мотивационный профиль согласно методике Ричи-Мартина с использованием вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

В результате были выявлены следующие статистически значимые прямые взаимосвязи:

между симптомом «Переживание психотравмирующих обстоятельств» и «Потребность во влиятельности и власти» г=0,288 (р<0,01);

между симптомом «Тревога и депрессия» и мотивационным фактором «Потребность в хороших условиях работы» г =0,284 (р<0,01);

между симптомом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и мотивационными факторами: «Потребность во влиятельности и власти» г=0,225 (р<0,01),

между симптомом «Расширение сферы экономии эмоций» и мотивационными факторами «Потребность в хороших условиях работы» г=0,240 (р<0,01), «Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» 1-0,177 (р<0,05), « Потребность во влиятельности и власти» г=0,204 (р<0,05);

между симптомом «Редукция профессиональных обязанностей » и мотивационными факторами «Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» г=0,171 (р<0,05), «Потребность в хороших условиях работы» г=0,185 (р<0,05);

между симптомом «Эмоциональный дефицит» и мотивационным фактором «Потребность во влиятельности и власти» г= 0,285 (р<0,01);

-между симптомом «Личностная отстраненность (деперсонализация)» и мотивационными факторами «Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» г=0,197 (р<0,05), «Потребность во влиянии и власти» г=0,208 (р<0,05).

Также были выявлены статистически значимые взаимосвязи обратного характера:

-между симптомом «Переживание психотравмирующих обстоятельств» и мотивационным фактором «Потребность в ощущении востребованности и общественной значимости работы» г=-0,203 (р<0,05);

между симптомом «Неудовлетворенность собой» и мотивационными факторами «Потребность ставить для себя сложные цели» r=-0,178 (р<0,05), «Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции» г=-0,203 (р<0,05);

между симптомом «Загнанность в клетку» и мотивационным фактором «Потребность в ощущении востребованности и общественной значимости работы» г=-0,260 (р<0,01);

между симптомом «Тревога и депрессия» и мотивационными факторами «Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции» г= -0,259 (р<0,01), «Потребность в ощущении востребованности и общественной значимости работы» г=-0, 229 (р<0,01), «Потребность ставить сложные цели» г=-0,179 (р<0,05);

между симптомом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и мотивационным фактором «Потребность в ощущении востребованности и общественной значимости работы» i--0,257 (р<0,01);

между симптомом «Эмоционально-нравственная дезориентация» и мотивационным фактором «Потребность в креативности» г=-0,216 (р<0,01);

между симптомом «Расширение сферы экономии эмоций» и мотивационными факторами: «Потребность в разнообразии, переменах и стимуляции» г=-0, 280 (р<0,01), «Потребность в ощущении востребованности и общественной значимости работы» г=-0,275 (р<0,01);

между симптомом «Редукция профессиональных обязанностей » и мотивационным фактором «Потребность во влиятельности и власти» г=- 0,238 (р<0,01);

между симптомом «Эмоциональный дефицит» и мотивационным фактором «Потребность в ощущении востребованности и общественной значимости работы» г---0,203 (р<0,05);

между симптомом «Психосоматические и психовегетативные нарушения» и мотивационным и факторами «Потребность ставить сложные цели» г=-0,211 (р<0,01), «Потребность в ощущении востребованности и общественной значимости работы» г=-0, 174 (р<0,05).

Таким образом, установлено, что имеет месю целый ряд специфических взаимосвязей как прямого, так и обратного характера между симптомами эмоционального выгорания и факторами трудовой мотивации. При этом принципиальное значение с точки зрения оценки справедливости проверяемой гипотезы имеет то, что обратная взаимосвязь симптомов эмоционального выгорания выявлена исключительно с теми мотивирующими факторами, которые относятся к внутренней мотивации.

В то же время прямая взаимосвязь симптомов эмоционального выгорания имеет место, прежде всего в отношении таких типичных факторами внешней мотивации как «Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении» и «Потребность в хороших условиях работы». Что касается фактора «Потребность во влиятельности и власти», относительно которого выявлены взаимосвязи как прямого, так и обратного характера, то данный результат вполне правомерно оценивать как артефактный по двум основаниям.

Во-первых, хотя многие авторы чаще относят его к внутренней мотивации, при детальном рассмотрении достаточно легко заметить его амбивалентность в данном отношении. С одной стороны потребность во влиятельности и власти представляет собой достаточно типичное частное проявление преимущественной личностной ориентированности на достижение успеха и в этой своей «ипостаси» несомненно относится к внутренней мотивации. В то же время, в современных российских условиях, как на уровне устойчивых социальных стереотипов, так и в реальной

118

социальной практике возможности удовлетворения данной потребности отчетливо ассоциируются именно с внешними источниками.

Во-вторых, как уже отмечалось выше, уровень значимости данного фактора оказался в нашем конкретном случае для большинства испытуемых экстремально низким, что позволяет предположить наличие погрешности связанной, в данном случае не со статистическим «сбоем», а с искажением стоящей за цифрами психологической реальности.

Всё сказанное в совокупности позволяет сделать обоснованный вывод о справедливости третьей частной гипотезы исследования.

В свою очередь это означает, что в целях как профилактика, так и купирования синдрома эмоционального выгорания в условиях ДОУ, наряду с целенаправленными мероприятиями по социально-психологическому развитию педагогического коллектива, необходимо уделять первостепенное внимание оптимизации структуры трудовой мотивации. А именно реальному задействованию в управленческой практике факторов нематериального поощрения сотрудников, последнее важно еще и потому, что в современных российских реалиях радикальное повышение материального вознаграждения и материально-технического обеспечения условий труда педагогов- и воспитателей детских садов представляется трудноосуществимым в ближайшей перспективе.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования все три частные гипотезы получили подтверждение, что в свою очередь позволяет с достаточным основанием сделать вывод о справедливости и основной гипотезы диссертационного исследования.

В завершении настоящей главы еще раз подчеркнем, что формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей ДОУ в современных условиях имеет ряд специфических особенносхей, к которым следует отнести нижеследующие.

1. В максимальной степени риску эмоционального выгорания

подвержены члены педагогических коллективов, занимающих высокостатусную позицию в структуре неформальных межличностных отношений в педагогическом коллективе. При этом у значительной части таких педагогов и воспитателей он фактически полностью сформирован и носит выраженный характер. Таким образом в современных реалиях дошкольного образования достаточно распространен крайне опасный во всех отношениях парадокс в рамках которого наиболее значимыми членами педагогических коллективов, оказываются сотрудники, чья профессиональная и личностная активность и, более того психологическая адекватность снижаются в силу совершенно объективных причин.

Чем больше педагог и воспитатель «вкладываются» в развитие детского коллектива, причем вне зависимости от того обусловлено это отчетливо высоким, либо столь же отчетливо низким исходным уровнем этого развития, тем интенсивнее происходит формирование синдрома эмоционального выгорания. Подобное положение вещей совершенно отчетливо несет высокий риск демотивации значительной части педагогов и воспитателей относительно этого важнейшего, с точки зрения социализации и личностного развития старших дошкольников аспекта их профессиональной деятельности, и одновременно, риск эмоционального выгорания, а, следовательно, и снижения активности тех педагогов и воспитателей, кто акцентировано личностно мотивирован к такого рода работе.

Типичная для большинства педагогов и воспитателей ДОУ структура трудовой мотивации такова, что сама по себе несет высокий риск формирования синдрома эмоционального выгорания, по сути дела вне зависимости от статусной позиции того или иного педагога или воспитателя в неформальной интрагрупповой структуре педагогического коллектива и социально-психологических характеристик курируемой им детской группы.

Заключение.

Проведенное диссертационное исследование полностью подтвердило первоначально выдвинутые гипотезы, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту. Полученные результаты позволяют сделать следующие основные выводы.

Профессиональная деятельность педагогов и воспитателей, работающих со старшими дошкольниками перенасыщена факторами риска формирования синдрома эмоционального выгорания, связанными как с предметным содержанием деятельности, так и с возрастными и социально- психологическими особенностям данной категории воспитанников. При этом организационно-управленческая, а также социально-психологическая специфика трудовых коллективов ДОУ в большинстве случаев оказываются не только не способны минимизировать и компенсировать патогенное воздействие этих факторов, но, напротив, усиливают его.

В силу того, что педагог и воспитатель выступают в отношении старших дошкольников в качестве основных представителей «мира взрослых», они неизбежно сталкивается со всем комплексом поведенческих, эмоциональных, психофизиологических проявлений потребности в индивидуализации, начинающей реализовываться в этом возрасте. Спонтанность и интенсивность такого рода проявлений, вне зависимости от их оценочной характеристики, с точки зрения официальных норм, регулирующих жизнедеятельность детсадовской группы, неизбежно повышают эмоциональную и функциональную нагрузку на педагога и воспитателя.

Неизменно возрастающие в современных условиях требования к усвоению старшими дошкольниками все большего объема формализированных знаний и инструментальных навыков вступают- в объективное противоречие с актуальными потребностями развития, выражающимися в игровой деятельности. Продуктивное преодоление этого противоречия требует от педагога и воспитателя индивидуально-творческого подхода, неизменно высокого уровня креативности и фрустрационной толерантности, что совершенно очевидно увеличивает риск эмоционального выгорания.

В. силу того, что детсадовская группа старших дошкольников характеризуется; с одной стороны наличием , сложившейся неформальной интрагрупповой структуры и; одновременно, высокой степенью зависимости как статусной- так и самооценочной< позиции большинства ее членов от отношений со значимым взрослым, от педагога и воспитателя требуется постоянная личностная включенность, оперативное и гибкое реагирование на интрагрупповые процессы в их специфических для данного возраста проявлениях.

Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома