Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация
Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.
Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143
В: максимальной степени риску эмоционального выгорания; подвержены члены педагогических коллективов, занимающих высокостатусную позицию в структуре неформальных межличностных отношений в педагогическом коллективе. При этом у значительной части таких педагогов и воспитателей он фактически полностью сформирован и носит выраженный характер: Таким; образом; в современных реалиях дошкольногообразования достаточно распространен крайне опасный во всех отношениях парадокс в рамках которого наиболее значимыми членами педагогических коллективов, оказываются: сотрудники, , чья профессиональная и.личностная активность и, более того психологическая адекватность снижаются в силу совершенно объективных причин. Чем больше педагог или воспитатель «вкладывается» в: развитие детского коллектива, причем вне; зависимости от того обусловлено это отчетливо высоким, либо столь же отчетливо низким исходным уровнем этого развития, тем интенсивнее происходит формирование синдрома эмоционального выгорания. Подобное положение вещей совершенно отчетливо несет высокий риск демотйвации значительной части педагогов и воспитателей относительно этого важнейшего с точки зрения социализации и личностного развития старших дошкольников, аспекта их профессиональной деятельности и одновременно, риск эмоционального выгорания, а, следовательно и снижения активности тех педагогов^ и воспитателей, кто акцентировано личностно мотивирован к такого рода работе.
Типичная для большинства педагогов и воспитателей ДОУ структура трудовой мотивации такова, что сама по себе несет высокий риск формирования синдрома эмоционального выгорания, по сути дела вне зависимости от статусной позиции того или иного педагога и воспитателя в неформальной интрагрупповой структуре педагогического коллектива и социально-психологических характеристик курируемой им детской группы. Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд научно-практических рекомендаций.
При планировании и реализации целенаправленных мероприятий по профилактике эмоционального выгорания и купированию его негативных последствий у педагогов и воспитателей ДОУ первоочередное внимание следует уделять социально-психологическому развитию педагогического коллектива и оптимизации структуры трудовой мотивации сотрудников. Это обусловлено как значимостью данных факторов с точки зрения формирования синдрома эмоционального выгорания, так и тем, что на современном этапе развития российского дошкольного образования реальные возможности оперативного реагирования, а также и системного воздействия направленного на минимизацию риска формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей ДОУ связаны, прежде всего именно с данными аспектами организационно-управленческой деятельности. При этом необходимо учитывать, что в рассматриваемом контексте высокостатусные члены педагогического коллектива нуждаются в психологической помощи и поддержке, в том числе с использованием привлеченных специалистов, ничуть не меньше, а, зачастую и больше, чем низкостатусные.
Также необходимо оказывать целенаправленную помощь педагогам и воспитателям, курирующим группы старших дошкольников, которые характеризуются отчетливо высоким, либо столь же отчетливо низким уровнем социально-психологического развития, в частности используя при работе с такими группами тесную кооперацию как со штатным психологом, так и с другими педагогами.
Дальнейшее изучение данной проблематики планируется весги в логике организации сравнительного исследования специфики проявления выявленных закономерностей в ДОУ различных типов (в том числе негосударственных), а также разработки и апробации социально- психологических и психолого-акмеологических программ профилактики эмоционального выгорания.
Литература
Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/JI.M. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1997. -- 261 с.
Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. - М.: Наука, 2005. -Т. 6.-№6.-С. 107-115.
Акиндинова И.А., Баканова A.A. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, A.A. Баканова//Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
Амбайл Т. Как убить творческую инициативу/Креативное мышление в бизнесе М. 2006, с. 15
Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская А.Л. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 1978
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение,! 989г.
Антология социальной психологии возраста / Под ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: МГППУ, 2010
Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре; Автореферат диссертации кандидата психологических наук.-М.,1983
Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. - М.: Наука, 1998. - С. 32-38.
Барабанова М.В. Изучение психологического содержания
синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского
125
университета. Серия 14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 1995. - № 1. - С. 54.
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. - 235 с.
Белбин Р. Команды менеджеров М.2003
Белов В.М. Психология здоровья/В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 1997.-231 с.
Беребин М. А. «Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных учреждений.
Берне Р. Я -- концепция и я - образы. Самара, Бахрах -- М, 2000. - 267 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В .В. Бойко. -М.: Наука, 1996. - 154 с.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
Бойко В.В. Охрана психического здоровья. - М.: Академия, 2004. -348 с
Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. -- СПб.: Речь, 1997.-286 с
Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 10. С. 8-10
Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль действий. -М., 1991. - 68с
Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000.-С. 443-463.
Водопьянова, Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек--человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. -- СПб.: Речь, 2003. -- С. 276-282.
Водопьянова, Н. Е. Психическое выгорание у менеджеров и его преодоление// В сб.: Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. -- 2е изд. -- СПб.: Питер, 2004. -- 639 с.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова // СПб.: Питер, 2008. - с. 109 - 113.
Волков И.П. социометрические методы в социально- психологическом исследовании. - Л., 1970
Выготский Л.С.Мышление и речь. Соч. Т.2. М.-1982
Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. -М.: Академия 2006г. 224 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения -- М.: Академия 2004. 288с.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -- М.: ИНТОР 1996
Даниел Дж., Шабо И. Эмоциональное выгорание у постоянно общающихся профессионалов // Психологическая студия. - 1993. - № 35.-С. 412-414.
Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. /Учебное пособие. Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. - 324 с.
Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований - М.: 2000. с.307
Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. -М.: РАГС, 2000.-536 С.
Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала.-- М.: РАГС, 2001.-483 С
Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной.М., 1987.
Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. Т.5, с.67-76
Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский психолог. 1993г.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной; Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1987
Донал С.Л., Ренауд С. Индивидуальные, организационные и социальные детерминанты выгорания. -- Будапешт, 1992.
Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. -- 2004. -- № 4.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997. - 215 с.
Зимняя И. А. Социальная работа как профессиональная деятельность//Социальная работа. - 1992. - №2. - С. 54 - 67
Змановская, Е. В. Профилактика профессионального выгорания в работе с девиантным поведением // Материалы всероссийской психоаналитической конференции 17-18 декаб~ря 2005 г. -- М., 2005. -- С. 154-163
Ильин Е.П. Мотивация и мотивьт/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002.-512 с.
I
Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
Каплан С., Фостер Р. Созидательное разрушение Почему компании построенные навечно показывают не лучшие результаты и что надо сделать чтобы поднять их эффективность // Альпина Бизнес Букс 2002 378 с.
Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда. - Саратов, 1984. - 220с.
Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда.- Новосибирск, 1985 г.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976
Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. - М.: ПЕР СЭ, 2008
I
Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005
Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога- практика. - М., ПЕР СЭ, 2007
Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутрегрупповом межличностном общении// Психология межличностного познания. М., 1981, с. 92-122
Крон Т. Помощь находящимся
в кризисном состоянии/Т. Крон//Интернет:
Ьйр://11оте.регт.ги~ёт1Цу/
Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2000. № 3. С. 4 -20.
Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. - 258 с.
Лешукова Е. Синдром сгорания.
Защитные механизмы. Меры профилактики/Е. Лешукова//
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской / М.И. Лисина. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001.
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. Инт общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986.
Лисина, М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1989.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - Питер, 2009
Личность в психологическом эксперименте. - Л., 1973.
Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. http://www.myword.ru
Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.//Практикум по социальной психологии - СПб: «Питер», 2001.-432 с.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Спб., 1999
Майерс Социальная психология. СПб, 2000
Морено Дж. Социометрия. - М., 1958
Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. - М.: Наука, 2006. - 235 с.
Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 2003. - 187 с.
Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
Овчинников Б.В., Колчев А.И. Профессиональный стресс и здоровье./Психология профессионального здоровья. Учебное пособие/ под ред. Проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 437 с.
Орел В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - 1999. - № 4. - С. 70 -- 97.
Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. - М.: Наука, 2001.-Т. 20.-№ 1.-С. 16-21.
Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 1987. С. 109-116.
Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. - Киев, 1975.
Петровский A.B. Развитие личности в системе межличностных отношений // Социальная психология. - М.: Просвещение, 1987
Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М., Стрелкова Л.Н. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1993.
Петровский A.B. Психология и время.// СПб. Питер 2007г. 448 с
Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно- развивагощее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1995, 88 е.).
Петровский A.B., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. - 1982. - №3
Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома