Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация

Описание

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА.doc

— 9.66 Мб (Скачать документ)

Петровский В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. 2000г

Потеряхин Александр, Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации, статья// Справочник кадровика 2008

Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб.пособ.для студ.вузов / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. -- М.: Академия, 2004. - 216 с.

Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. - М.: Педагогика, 1979

Психологическое обеспечение трудовой деятельности». Под ред. A.A. Крылова, Л., 1987

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П. - СПб.: Изд-во С-П ун-та, 2001. - 169 с.

Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1987

Пути совершенствования практических занятий по психолого- педагогическим дисциплинам в высшей школе. -- М., 1979

Райгородский Д.Я.(редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. - 369 с.

Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей.// Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45-54.

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада.-М.- 1988

Ричи Ш., Мартин К. Управление мотивацией.-М.: Юнити-Дана, 2004. - 399 с.

Роберте Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998.- №1.- с. 39-46.

Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 2004. - 217 с.

Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская//Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.

Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Общая психология: сборник текстов. - М.: Наука, 1998. С. 150-153.

Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 2002. - 254 с.

Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания/А. Сергеева//Интернет: http:www.tsale.ru/index.hlm

Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания.// Медицинская газета, 2005.-№43.

Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики.// Вестник РАТЭПП.,2005. - № 1.

Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.--2002.-- №7.---С. 3-9.

Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья // Вестник БГМУ. 2003. № 2. С. 56.

Соломанидин В.Г., Соломандина Т.О. Управление мотивацией персонала// Журнал "Управление персоналом" 2005

Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю.М. Жукова. - М.: МГУ, 1981

Стеркиной Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей Дошкольного возраста: Авторсф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1976

Сторли Ф.Дж. Синдром выгорания: разработка концепции.// www.edinorog.boom.ru

Сьюзан Картрайт, Кэрри JI. Купер. Стресс на рабочем месте./пер. с англ. - X.: изд-во Гуманитарный Центр, 2004. - 265 с.

Топчий JI.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997. -- 98 с.

Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журпал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. -№ 8. -С. 84-89.

Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С. 8-13.

Фельдштейн Д.И. "Хрестоматия по возрастной психологии. Москва-Воронеж, 1996 г.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

Физиологические и психические основы труда. М.: Политиздат,

-98 с.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2001.-364 с.

Фонтана Д. Как справиться со стрессом. - Перри Г. Как справиться с кризисом. - Брум А., Джеллико X. Как жить с вашей болью. М.,

 

Формашок Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя/Т.В. Формапюк//Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - С. 57-63.

Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет.// www.edinorog.boom.ru

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1994

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Развитие игры в дошкольном возрасте. М.-1989

Эриксон Э. Детство и общество. - СпБ.: Лснато, ACT, Фонд «Университетская книга» . 1996-592 с.

Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.

Bennet L., Kelaher M., Ross M.W. Quality of life in health care profeccionals: Burnout and its associated factors in HTV/AIDS related care // Psychology and Health. 1994. V. 9 (4). P. 273-283.

Burke R.J., Greengalass E. A longitudinal stydy of psychological burnout in teachers // Human Relations. 1995. V. 48 (2). P. 187-202.

Byrne B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers // Americal Educational Research J. 1994. V. 31 (3). P. 645-673.

Carroll J.F.X., White W.L. Theory building: Integrating individual and enviromental factors within and ecological framework // Job stress and burnout: Research, theory and intervention perspectives / Ed. W.S. Pain. Beverly Hills, London, New Dehli, 1982. P. 41-60.

Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study//J. of Organizational Behavior. 1992. V. 13(1). P. 1-11.

Crane M. Why burn-out doctors get suet more often.// Medical Economics.- 1988,-vol. 75(10). -P.210-212.

Cordes S.L., Dougherty T.W., Blum M. Patterns of bum-out among managers and profeccionals: A comparison of models // J. of Organizational Behavior. 1997. V. 18(6). P.685-701.

Costa P.T., McCrae R.R. NEO RI-R. Professional Manual / Psychological Assessment Resources, inc. Florida, 1992.

Daniel J., Shabo I. Physchological burnout in professional with permanent communication // Studia-Phy-schologica, 1993. V. 35 (4-5). P. 412-414.

Felton J. S. Burnout as a clinical entity - its importance in health care workers. // Occupational medicine.-1998. - vol. 48.- p.237- 250.

Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction.// Advances in Psychiatric Treatment.- 2000. Vol.6.- p.226-235

Kahili S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence. // Canadian Journal of counseling review. - 1988.-V.22 (3), p.310-342.

Martin T.A., Draguns J., Oryol V.E., Rukavishnik-ov A.A., Senin I.G., Clotz M.L. Development of Russian Language NEO PI-R. Poster Report at 105 Convention of APA. Chicago, 1997.

Maslach C. Job burnout // Annual, 2001

Maslach C. Bumout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach and T.Marek. Washington D.C: Taylor & Trancis, 1993. P. 19-32.

Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.

Maslach C., Letter M.P. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey- Bass, 1997.

Maslach C., Goldberg J. Preventionof bumout: New perspectives // applied and Preventive Psychology. 1998. V. 7. P. 63-74.

Mazur P.J., Lynch M.D. Differential impact of administrative, organizational and personality factors on teacher bumout // Teaching and Teacher Education. 1989. V. 5 (4). P. 337-353.

McGrath A., Reid N.. Boore J. Occupational stress in nursing // International J. of Nursing Studies. 1989. V. 26 (4). P. 343-358.

Melchior M.E.W., Van den Berge A.A., Halfens R., Abu-Saad H.H. Burnout and the work environment of nurses in psychiatric long-stay care settings // Social Phychiatry and Psychiatric Epidemiology. 1997. V. 32 (3). P. 158-164.

Miller K., Birkholt M., Scott C., Stage C. Empathy and bumout in human service work: An extension of a communication model // Communication Research. 1995. V. 22 (2). P. 123-147.

Miller T.Q., Smith T.W., Turner C.W., Guijarro M.L., Hallet AJ. A Meta-analytic revies of research on hostility and physical health // Psychological Bulletin. 1996. V. 119. P.322-348.

Mills L.B., Huebner E.S. A prospective study of personality characteristics, occupational stressors, and bumout among scholl phychology practitioners // J. of School Psychology. 1998. V. 36 (1). P. 103120.

Nagy S., Nagy M.C. Longitudinal examination of teachers' bumout in school district// Psychological Reports. 1992. V. 71 (2). P. 523-531.

Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., ElizurA. Personality characteristcs and proneness to bumout: A study among physchiatrists // Stress Medicine. 1991. V. 1.7 (4). P. 201-205.

Nowack KM. Type A, hardiness, and phychological distress //J. of behavioral Medicine. 1986. V. 9 (6). P. 537-548.

Ogus E.D., Grenglass E.R., Burke R.J. Gender-role differences, work stress and depersonalization // J. of Social Behavior and Personality. 1990. V. 5 (5). P. 387-398.

Oktay J.S. Burnout in hospital social workers who work wigh AIDS patients// Social-Work. 1992. V. 37 (5). P. 432-439.

Onyett S., Pillinger T., Muijen M. Job satisfaction and bumout among members of community mental health teams // J. of Mental Health (UK). 1997. V. 6(1). P. 55-66.

Papadatou D., Anagnostopoulos F., Monos D. Factors contributing to the development of burnout in oncology nursing // British J. of Medical Psychology. 1994. V. 67 (2). P. 187-19.

Pedrabissi L., Rolland J.P., Santinello M. La sindrome del burnout in un campione di insegnanti italiani e francesi: in confronto cross-culturale // Ricerche di Psi-cologia. 1991. V. 15 (2). P. 37-48.

Piedmont R.JL. A longitudinal analysis of burnout in the health care setting: The role of personal dispositions // J. of Personality Assessment. 1993. V. 61 (3). P. 457-473.

Pierce CM., Molloy G.N. Psychological and biographical differences between secondary school teachers experiencing high and low levels of burnout // British J. of Educational Physehology. 1990. V. 60 (1). P. 37-51.

Poulin J., Walter C. Social worker bumout: A longitidi-nal stydy // Social Work Research and Abstracts. 1993. V. 29 (4). P. 5-11.

Pradham M., Misra N. Gender differences in type A behavior patterns: Burnout relationship in medical professionals // Psychological Studies. 1996. V. 41 (1-2). P. 4-9.

Rosse J.G., Boss R.W., Johnson A.E., Crown D.F. Con-ceptializing the role of self-esteem in the burnout process // Group and Organization studies. 1991. V. 16 (4). P.428-451.

Sandoval J. Personality and burnout among schooll psychologists // Psychology in the Schoolls. W3. V. 30 (4). P.321-326.

Schaufeli W.B., van Dierendonck D. The construct validity of two burnout measures // J. of Organizational Behavior. 1993. V. 14. P. 631-647.

Schaufeli W.B., van Dierendonck D., van Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P.225-237.

Schaufeli W.B., Enzmann D. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC: Taylor and France, 1999.

Schwab R.L., Jackson S.E. Schuler R.S. Educator bum-out: Sources and consequences // Educational Research Quarterly. 1986. V. 10 (3). P. 1430.

Siefert K., Jayaratne S., Chess W.A. Job satisfaction, burnout, and tornover in health care social workers // Health and Social Work. 1991. V. 16(3). P. 193-202.

Soderfeldt M., Soderfeldt B., Wag L.E. Bunout in social work // Social Work. 1995. V. 40 (5). P. 638-646.

Swanson V., Power K.G., Simpson R.J. Occupational stress and family life: A compararison of mate and femate doctors // J. of Occupational and Organizational Psychology. 1998. V. 71 (3). P. 237-260.

Tang C.S-K., Lau B.H-B. Gender role stress and burnout in Chinese human service professionals in Hogn Kong // Anxiety, Stress and Coping: An International J. 1996. V. 9 (3). P. 217-227.

Tokar DM., Fisher A.R., Subish L.M. Personality and vocational behavior: A selective review of the literature, 1993-197 //J. of Vocational Behavior. 1998. V. 53 (2). P. 115-153.

Van Wijk C. Factors influencing burnout and job stress among military nurses // Military Medicine. 1997. V. 162 (10). P. 707-710.

Van Ypcren N.W. Informational support, equity and burnout: The moderatin effect of self-efficacy // J. of Occupational Psychology. 1998. V. 71 (1). P. 29-33.

Vealey R.S., Armstong L., Comar W., GrenleafCA. Influence of perceived coaching behaviors on burnout and competitive anxiety in female college athletes // J. of Applied Sport Psychology, 1998. V. 10 (2). P. 297318.

Verbeke W. Individual differences in emotional contagion of salespersons: Its effect on performance and bum-out // Psychology and Marketing. 1997. V. 14 (6). P.617-636.

Virginia S.G. Burnout and depression among Roman Catholic secular, religious, and monastic clergy // Pastoral Psychology. 1998. V. 47 (1). P. 4967.

Vierick P. Burnout and work organization in hospital wards: A cross- validation study // Work and Stress. 1996. V. 10 (3). P. 257-265.

Von Emster G.R., Harrison A. A. Role ambiguity, spheres of control, burnout, and work-related attitudes of teleservice professionals // J. of Social Behavior and Personality. 1998. V. 13 (2). P. 375-385.

Von Oncuil J. ABC of work related disorders: stress at work.// British Medical Journal.- 1996.- vol.313.- p.745-748.

Westman M., Eden D. Effects of a respite form work on burnout: Vacation relief and fade-out // J. of Applied Physehology. 1997. V. 82 (4). P. 516-527.

World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines.- Geneva: WHO.- 1992.

Приложения

Приложение I

Бланк методики "Социометрия"

ФИО 

Уважаемый воспитатель (педагог)! В целях повышения эффективности трудовой деятельности Вам предлагается ответить на следующие вопросы:

I. Представьте, что у вас есть возможность пойти на курсы повышения квалификации. С кем бы из членов Вашего педагогического коллектива вы хотели бы пойти на эти курсы? В первую, вторую и третью очередь.

Л

Приложение 2

Бланк методики "Референтометрия"

ФИО 

I. Если бы у Вас была такая возможность, с чьим бы ответным бланком Вы бы ознакомились для того, чтобы узнать был ли он избран автором - в первую очередь, во вторую, в третью?

Приложение 3

Бланк методики "Социометрия" (для детей) Обследование проводится индивидуально

ФИО

Предлагаю тебе выбрать. Какие из этих открыток тебе кажутся

самыми красивыми (можно выбрать три)?

Каждую из этих открыток можно подарить только одному

человеку из твоей группы. Кому ты подаришь первую открытку, кому-вторую, кому-третью?

2

 

 

Приложение 4

Бланк методики "Референтометрия" (для детей) Обследование проводится индивидуально

ФИО 

Назови не более трёх имен своих одногруппников, с чьими подарочными выборами ты хотел бы ознакомиться. А точнее посмотреть, кто кому подарил подарки. Чьи ответы тебя интересуют в первую очередь, во вторую и в третью?

Приложение 5

Вариант методики Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн «Лесенка» методические рекомендации. Информационная карточка на методику Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. 

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на грех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «самый старательный - самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил?» и т.д. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома