Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация

Описание

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА.doc

— 9.66 Мб (Скачать документ)

Тип самооценки

Способ выполнения задания

. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую Неадекватно

[ступеньку; ссылается на мнение взрослого: «Я 'завышенная

¡хороший. Это мама так сказала». ¡самооценка

:2. После некоторых раздумий и колебаний ставит !

!себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои I

¡действия, называет какие-то свои недостатки и { |промахи, но объясняет их внешними, независящими Завышенная

*от него, причинами, считает, что оценка взрослых в |самооценка некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда

¡Адекватная 'самооценка



I самооценка



;ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». |

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения.

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свои выбор не „

- - ¡Заниженная

объясняет либо ссылается на мнение взрослого:

«Мама так сказала». 

«Лесенка» дает возможность судить об уровне притязаний, его адекватности.

Здоровые испытуемые независимо от самооценки и объективной жизненной ситуации не склонны к крайностям, и указывают свое место, как правило, на 4-5 ступенях, т.е. чуть выше среднего или к зоне середины.

Они видят себя (или хотят показать) со средним здоровьем, умом, характером, счастьем.

Получаемые с помощью методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении с результатами обследования мышления и эмоционально- волевой сферы. Приведенная методика дает возможность выявить детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращению самооценок, что свойственно больным шизофренией. Больные с депрессией тяготеют к низким оценкам.

Однако окончательные выводы по этой методике делать нельзя. В случае отклонения в психическом развитии необходимо проконсультироваться со специалистом в области психопатологии.

После заполнения «Лесенки» испытуемому предлагается ответить на вопросы. Вопросы может задавать психолог и записывать ответ, а можно дать бланк для ответа с написанными вопросами.



Каких людей ты считаешь

* здоровыми?

*умными?

* с хорошим характером?

* счастливыми?

* больными?

* глупыми?

* с плохим характером?

* несчастливыми?

что тебе не хватает, чтобы быть

здоровым?

*умным?

* с хорошим характером?

* счастливым?

что тебе не хватает, чтобы быть

* здоровым?

* умным?

* с хорошим характером?

* счастливым?Приложение 6

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Инструкция для испытуемого (диагностика может проводиться, как в группе, так и индивидуально)

Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

ТЕСТ

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

Моя работа притупляет эмоции.

11 .Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19 .Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".

Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Я очень переживаю за свою работу.

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое' разочарование, повергают в уныние.

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Успехи в работе вдохновляют меня.

\

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

Я потерял покой из-за работы.

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

Я часто работаю через силу.

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Моя карьера сложилась удачно.

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания", 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания", 3) находится итоговый показатель

синдрома "эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти

\

симптомов. "НАПРЯЖЕНИЕ"

/. Переживание психотравмирующих обстоятельств: + 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), -37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), -73 (5)

Неудовлетворенность собой:

-2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), -38 (10), -50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)

" Загнанность в клетку":

+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), -75 (5)

Тревога и депрессия:

+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3) "РЕЗИСТЕНЦИЯ"

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: + 5 (5), -17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

+ 6 (10), -18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), -78 (5)

Расширение сферы экономии эмо1(ий:

+ 7 (2),+ 19 (10), -31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), -79 (5)

Редукция профессиональных обязанностей:

+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), -44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)

"ИСТОЩЕНИЕ"

Эмоциональный дефицит:

+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), -45 (5),+ 57 (3), -69 (10),+ 81 (2)

Эмоциональная отстраненность:

+ 10 (2),+ 22 (3), -34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: + 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с

показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы " выгорания". Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома