Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация
Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.
Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";
объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Приложение 7
Опросник Ш.Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль»
Инструкция для испытуемого:
Для получения наилучших результатов следует отвечать на вопросы быстро, не раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств.
Следует внимательно читать каждое утверждение вопросника и вписывать свои оценки непосредственно в таблицу ответов. Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (Ь), (с) и (с1). Если Вам кажется, что один из факторов наиболее важен для Вас, оцените его в 11 баллов; если же Вы полагаете его несущественным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении факторами. Следите за тем, чтобы все 11 баллов были распределены между предложенными в каждом вопросе утверждениями.
Баллы, присуждаемые Вами каждому фактору, следует вносить в таблицу ответов.
Утверждения
1. Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где
хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;
имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;
я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;
(ё) у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.
Я не хотел бы работать там, где
отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;
практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;
то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным; (с1) плохие условия работы, слишком шумно или грязно.
Для меня важно, чтобы моя работа
была связана со значительным разнообразием и переменами;
давала мне возможность работать с широким кругом людей;
обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;
(ё) позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.
Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая
обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;
едва ли была бы замечена другими людьми;
не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;
(с!) была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.
Работа мне нравится, если
я четко представляю себе, что от меня требуется;
у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;
у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;
(с!) позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.
Полагаю, что мне бы понравилось, если
были бы хорошие условия работы, и отсутствовало бы давление на меня;
у меня был бы очень хороший оклад;
работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;
(с!) мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.
Я не считаю, что работа должна
быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует
делать;
предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;
быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;
(6) оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.
Работа, приносящая удовлетворение,
связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;
дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;
является полезной и значимой для общества;
(с!) позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.
Важно, чтобы работа
признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;
давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;
была сопряжена с большим разнообразием и переменами; (с1) позволяла бы работнику оказывать влияние на других.
Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если
в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;
оклад и вознаграждение не очень хорошие;
я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;
(с!) у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.
Самой хорошей является такая работа, которая
обеспечивает хорошие рабочие условия;
дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;
предлагает выполнение интересных и полезных заданий;
(с!) позволяет получить признание личных достижений и качества работы.
Вероятно, я не буду хорошо работать, если
имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;
я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;
тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;
(с!) на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.
При определении служебных обязанностей важно
дать людям возможность лучше узнать друг друга;
предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;
обеспечить условия для проявления работниками творческого начала; (с!) обеспечить комфортность и чистоту места работы.
<span class="dash00c7_00e0_00e3_00
Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома