Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:38, диссертация

Описание

Одной из актуальных проблем, связанных с обеспечением эффективности профессиональной деятельности, поддержанием высокого уровня функциональности, а также охраной здоровья сотрудников практически в любой организации, является профилактика синдрома «эмоционального выгорания». Данному вопросу посвящен целый ряд исследований в современной психологической науке, в частности В. В. Бойко, И.А. Акиндинова, О.П. Бусовикова, Т.Н. Мартынова, М.В. Борисова и д. р. При этом, имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социально-психологическая проблематика в исследовании дошкольных образовательных учреждений 12
Социально-психологические и возрастные особенности старших дошкольников 13
Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов и воспитателей ДОУ 30
Глава 2. Исследование особенностей проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада 67
Описание программы исследования, характеристика эмпирической базы и выборки испытуемых 67
Сравнительное исследование уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, занимающих высокостатусные, сред нестатусные и низкостатусные позиции в неформальной структуре педагогического коллектива 85
Изучение взаимосвязи . степени эмоционального выгорания педагогов и воспитателей и социально-психологического климата в
курируемой ими детской группе 99
2.4 Изучение взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и особенностей мотивационной структуры педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений 111
Заключение 120
Литература 126
Приложения 143

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА.doc

— 9.66 Мб (Скачать документ)

какие симптомы доминируют;

какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";

объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;

какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Приложение 7

Опросник Ш.Ричи и П. Мартина «Мотивационный профиль»

Инструкция для испытуемого:

Для получения наилучших результатов следует отвечать на вопросы быстро, не раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, не вполне осознанный ответ, вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств.

Следует внимательно читать каждое утверждение вопросника и вписывать свои оценки непосредственно в таблицу ответов. Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (Ь), (с) и (с1). Если Вам кажется, что один из факторов наиболее важен для Вас, оцените его в 11 баллов; если же Вы полагаете его несущественным, не присуждайте ему ни одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении факторами. Следите за тем, чтобы все 11 баллов были распределены между предложенными в каждом вопросе утверждениями.

Баллы, присуждаемые Вами каждому фактору, следует вносить в таблицу ответов.

Утверждения 

1. Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где

хорошая заработная плата и прочие виды вознаграждений;

имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе;

я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника;

(ё) у меня есть возможность совершенствоваться и расти как личность.

Я не хотел бы работать там, где

отсутствуют четкие указания, что от меня требуется;

практически отсутствуют обратная связь и оценка эффективности моей работы;

то, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным; (с1) плохие условия работы, слишком шумно или грязно.

Для меня важно, чтобы моя работа

была связана со значительным разнообразием и переменами;

давала мне возможность работать с широким кругом людей;

обеспечивала мне четкие указания, чтобы я знал, что от меня требуется;

(ё) позволяла мне хорошо узнать тех людей, с кем я работаю.

Я полагаю, что я не был бы очень заинтересован работой, которая

обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми;

едва ли была бы замечена другими людьми;

не имела бы конкретных очертаний, так что я не был бы уверен, что от меня требуется;

(с!) была бы сопряжена с определенным объемом рутинных операций.

Работа мне нравится, если

я четко представляю себе, что от меня требуется;

у меня удобное рабочее место, и меня мало отвлекают;

у меня хорошие вознаграждение и заработная плата;

(с!) позволяет мне совершенствовать свои профессиональные качества.

Полагаю, что мне бы понравилось, если

были бы хорошие условия работы, и отсутствовало бы давление на меня;

у меня был бы очень хороший оклад;

работа в действительности была бы полезная и приносила мне удовлетворение;

(с!) мои достижения и работа оценивались бы по достоинству.

Я не считаю, что работа должна

быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует

делать;

предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей;

быть малозначимой и малополезной для общества или неинтересной для выполнения;

(6) оставаться непризнанной, или ее выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся.

Работа, приносящая удовлетворение,

связана со значительным разнообразием, переменами и стимуляцией энтузиазма;

дает возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться как личность;

является полезной и значимой для общества;

(с!) позволяет мне быть креативным (проявлять творческий подход) и экспериментировать с новыми идеями.

Важно, чтобы работа

признавалась и ценилась организацией, в которой я работаю;

давала бы возможности для персонального роста и совершенствования;

была сопряжена с большим разнообразием и переменами; (с1) позволяла бы работнику оказывать влияние на других.

Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если

в процессе ее выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми;

оклад и вознаграждение не очень хорошие;

я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе;

(с!) у меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости.

Самой хорошей является такая работа, которая

обеспечивает хорошие рабочие условия;

дает четкие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы;

предлагает выполнение интересных и полезных заданий;

(с!) позволяет получить признание личных достижений и качества работы.

Вероятно, я не буду хорошо работать, если

имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их;

я не имею возможности совершенствовать свои личные качества;

тяжелая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения;

(с!) на рабочем месте пыльно, грязно или шумно.

При определении служебных обязанностей важно

дать людям возможность лучше узнать друг друга;

предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их;

обеспечить условия для проявления работниками творческого начала; (с!) обеспечить комфортность и чистоту места работы.

<span class="dash00c7_00e0_00e3_00


Информация о работе Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома