Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопровождение детей с агрессивным поведением

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

                                                                        Выполнила: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита-2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3

ГЛАВА I.  Девиантное поведение………………………………………………….6

    1.1  Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории

     девиантности…………………………………………………………………..…7

    1.2 Агрессивное поведение  как вид девиантного  поведения………...………17

    1.3  Личностная характеристика  подростка с девиатным поведением…..…..24                          

ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном

            учреждении социального обслуживания  «Ясногорский социально-

            реабилитационный центр для несовершеннолетних  «Родник»»

            Забайкальского края……………………………………………………....

    2.1  Описание экспериментальной выборки………………..……………..….

    2.2  Описание методов исследования …………………………………………                                                                      

    2.3  Описание полученных результатов……………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  среди исследователей наблюдается  повышенный интерес к проблеме агрессивного поведения. Агрессивность возрастает в подростковой среде, особенно среди девочек.

     Проблема  агрессивного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства (Буянов М.И., 2008, с. 132).

     В последние  годы в России возросла численность  подростков, для которых цель  жизни сводится к достижению  материального благополучия любой  ценой, к наживе любыми способами.  Труд и учеба утратили общественную  ценность и значимость, стали  носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.    Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства.

      Девиантное  поведение подростков — распространенный  феномен, сопровождающий процесс  социализации и зрелости, который  возрастает на протяжении подросткового  периода и снижается после 18 лет. Одна из форм девиантного поведения – агрессивное. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже за пределами 18-летия. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени (Шнейдер Л.Б., 2005).

     В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

     Однако  анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики  не в полной мере решает  задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения. (Беличева С.А., 2003, с.20).

      Цель данной квалификационной работы: изучить процесс сопровождения детей с  агрессивным поведением и  влияние психокоррекционного воздействия на снижение уровня агрессивности подростков.

     Объект: процесс сопровождения подростков с агрессивным поведением.      

     Предмет: влияние психокоррекционного воздействия на снижение уровня агрессивности у подростков с девиантным поведением.

     Задачи:

1. Проанализировать теорию  по проблеме девиантного поведения.

2. Описать деятельность  и сопровождение детей с агрессивным поведением  Государственного    учреждения    социального обслуживания «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»».

3. Провести первичную диагностику агрессивности подростков.

4. Провести вторичную  диагностику  агрессивности подростков.

5. Проанализировать полученные  результаты и провести сравнительный анализ.

     Гипотеза: если  проводить психокоррекционную работу с агрессивными детьми, то уровень агрессивности может снизиться.

     База исследования: Государственное учреждение социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края.

     Методы:

1. теоретические: анализ  литературы, первичная диагностика,  формирующий эксперимент  и  вторичная диагностика; 

2. сравнительный анализ           

     Теоретическая значимость исследования – использование материала работы на родительских собраниях, педагогических советах, советах профилактики, индивидуальных и групповых консультациях.

     Практическая значимость исследования – использование данной программы для снижения уровня агрессивности у подростков.                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Девиантное поведение

     Проблему  норм поведения и исправления  недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

     Классик  педагогики А.Я.Каменский сформулировал важный принцип природосообразности: ребенка должно обучать и воспитывать на основе знания особенностей его человеческой природы.                                                                                                

     Изучению агрессивных, тревожных и других трудных детей посвятила свои работы Мелани Клейн  (Коэн А. - М., 2005).

     Одно из  значительных научных достижений  Абрахама Маслоу связано с  изучением самоактуализации человека.

     Важным  для решения проблем девиантного поведения школьников и взрослых являются работы по логотерапии Виктора Франкла. Нахождение смысла бытия помогло ему пройти через часы, что отсутствие смысла иногда приводит молодых людей к суициду.

     К числу последних  значимых исследований следует отнести работы по межполушарной ассиметрии, позволяющие глубже понять сущность процесса психического развития человека и особенности различных видов отклоняющегося поведения.

          Итак, мировая  психология старается синтезировать,  а не противопоставлять в едином процессе психического развития факторы духовного и телесного, природного и социального. Наиболее важной является проблема духовного развития людей, в наибольшей степени способная привести к сокращению случаев девиантного поведения.

 

    1. Определение понятия «отклоняющегося поведения».

Теории девиантности

     Поведение как психологическая категория и как свойство индивида. Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющегося поведения личности». Отклоняющееся поведение – это прежде всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения.    

     В общем, под  поведением понимается процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних воздействий и поступков. Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс её социализации – интеграции в социум. По соотношению процессов адаптации – индивидуализации, а так же по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации: радикальная адаптация, гиперадаптация, гармоничная адаптация, конформистская адаптация, девиантная адаптация, социально-психологическая дезадаптация.

     Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения». Прежде чем перейти к определению важного для нас понятия «отклоняющееся поведение личности», мы должны задать эталоны оценки психологических явлений.

     В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, то есть не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2 – 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно – небольшие отклонения.

     Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

    Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический.

     Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь». В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией.

     Следующий, социально-нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. С изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в нем.

     Последний, индивидуально-психологический критерий отражает все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение (Клеейберг Ю.Л., 2003).

     Определение понятия. Для того чтобы дать определение отклоняющегося поведения, целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

     1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым   или   официально  установленным   социальным

нормам.

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением