Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

тревожности по методике Спилбергера

Результаты вторичной  диагностики уровня тревожности

Таблица 8

Ребенок

Шкала СТ

Шкала ЛТ

1.Катя. П

Умеренная

Высокая

2.Рома.Д

Низкая

Низкая

3.Надя.Е 

Низкая

Умеренная

4.Артем. К

Низкая

Низкая

5.Леша. Д

Низкая

Низкая

6.Андрей. Е

Умеренная

Умеренная

7.Ксюша. С

Высокая

Умеренная

8. Гриша. К

Умеренная

Высокая

9.Сергей. К

Низкая

Низкая

10.Олеся. К

Низкая

Низкая


     В результате  проведенной вторичной диагностики  обработки её результатов

(см. таблицу 8)  дало следующие результаты после проведенной программы:

     Уровень личностной тревожности: низкий – 5 (50%), - умеренный 3 (30%), высокий 2 (20%).

     Уровень ситуативной тревожности: низкий  6 (60%), умеренный 3 (30%),

высокий  1 (10%).

     Сравнительный анализ результатов показал, что в результате проведенной программы уровень личностной тревожности снизился с высокого уровня 7 человек (70%) до таких показателей; низкий уровень 3 человека (30%), умеренный уровень 2 человека (20%) и высокий уровень 2 человека (20%) без изменений. С умеренного уровня 3 человека (30%) до низкого 2 человека (20%) и 1человек (10%) без изменений.

     Уровень ситуативной тревожности снизился с высокого уровня с высокого уровня 7 человек (70%) до таких показателей; низкий уровень 5 человек (50%), умеренный уровень 2 человека (20%). С умеренного уровня 2 человека (20%) до  низкого 1 человека (10%) и 1 человека (10%) с умеренного уровня перешёл до высокого уровня.

     Тревожность,  в целом, в группе значительно  снизилась, особенно это касается ситуативной тревожности, что тесно связано с понижением агрессивных тенденций.

    Мы предполагаем, что уровень тревожности в данной группе снизился в связи с применением комплексного воздействия, которое включает в себя: Занятие 5 «Хорошее настроение» Цель: обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации; Занятие 7 «Хвасталки» Цель: развитие позитивной самооценки; Занятие 8 «Сказка» Цель: повышение самооценки, усиление ЭГО.

Ниже представлены сводные  графики первичной и вторичной диагностик. Сводный график диагностики по опроснику Басса – Дарки (см. график 1, 2, 3). Сводный график диагностики уровня тревожности по методике Спилбергера (см. график 4, 5).

Сводные графики  диагностики по опроснику Басса  – Дарки

 

                           График 1. Шкала агрессивности 

 показатели 

 

     Показатели:

1 – ниже нормы;           3 – чуть выше нормы;        5 – очень высокий уровень.

2 – нормы;                    4 – высокий уровень;          

  —  - первичная диагностика

  —  - вторичная диагностика

 

                               График 2. Шкала враждебности

показатели

 

     Показатели:

1 – ниже нормы;           3 – чуть выше нормы;        5 – очень высокий уровень.

2 – нормы;                    4 – высокий уровень;          

—  - первичная диагностика

—  - вторичная диагностика   

               

График 3. Шкала видов агрессии и враждебности

                              %

виды агрессии

 

     Виды агрессии:

1 – физическая агрессия;  4 – негативизм;               7 – вербальная агрессия;

2 – косвенная агрессия;           5 – обиды;                         8– чувство вины.

3 – раздраженность;      6 – подозрительность;                    

—  - первичная диагностика

—  - вторичная диагностика

 

Сводные графики  диагностики уровня тревожности  по                                            методике Спилбергера 

 

График 4. Шкала личностной тревожности                 

 показатели

 

     Показатели:

1 – низкая;                                —  - первичная диагностика

2 – умеренная;                      —  - вторичная диагностика

3 – высокая.

                 

График 5. Шкала ситуативной тревожности

 показатели

 

Показатели:

1 – низкая;                                     —  - первичная диагностика

2 – умеренная;                              —  - вторичная диагностика

3 – высокая.

 

Выводы

     В данной  главе были представлены методики, которые используются в процессе диагностики  при реализации программы коррекции агрессивного поведения детей в Государственном учреждении социального обслуживания  «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края. 

     Для работы  с детьми, находящимися в центре, психологи используют методику  состояния агрессивности Басса  – Дарки, по которой при  дифференцировании проявления агрессии  и враждебности выделяют различные  виды реакций, такие как физическая, косвенная и вербальная агрессии, раздражение, обида и т.д. Также применяют методику Ч.Д.Спилбергера, которая позволяет дифференцировано  измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, и метод рисуночной фрустрации Розенцвейга, который заключается в исследовании реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению                                                                                                                                                                                                                                           потребностей личности.

     В результате  исследования влияния психокоррекционной программы на снижение уровня агрессивности подростков с помощью выше перечисленных методик в Государственном учреждении социального обслуживания  «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края можно сделать следующие выводы:

     1. При реализации  программы коррекции агрессивного поведения детей, агрессия с очень высокого уровня (50% от группы) приблизилась к нормативам (50%) детей.

    2. Показатели  враждебности снизились  с  очень высокого уровня (50%) приблизилась  к нормативам 80% детей.

    3. Все виды реакции агрессивности и враждебности тоже понизили свой уровень. Больше всего программа коррекции агрессивности повлияла на косвенную агрессию, её уровень упал с (78%) выраженности в группе детей до (33%). Также значительно  снизился уровень раздражительности - с (90%) до (60%) в выраженности группе детей. Значительно снизились показатели вербальной агрессии с (85%) до (73%) и физической агрессии с (80%) до (60%). Остальные виды реакций улучшились умеренно.      

    4. В результате  диагностики по методу  рисуночной  фрустрации Розенцвейга

 можно сделать вывод,  что в целом в группу попали  подростки с типом реакции  «с фиксацией на самозащите»,  при которой  активность в  разных формах направлена на  защиту своего «Я». Ответственность  за фрустрацию никому не приписана. 

     5. Уровень личностной тревожности у детей понизился с высокого (70%) до умеренного и низкого по (30%) детей.

     6. Уровень ситуативной тревожности изменился с высокого (70%) до низкого (60%) детей.

     Таким образом,  программа коррекции агрессивности  подростков  дала положительные результаты: снизился общий уровень тревожности, что в свою очередь повлияло на падение агрессивности и враждебности детей.                                           

   

 

 

Заключение

     При выполнении  данной квалификационной  работы было раскрыто понятие агрессивного поведения, описаны основные теории девиантного поведения, которые можно классифицировать на теории, использующие подход психологии личности, социально-психологические и социологические теории;  раскрыты вопросы сопровождения агрессивных детей и особенности психологической коррекции агрессивного поведения подростков; были проведены исследования влияния психокоррекционной программы на снижение уровня агрессивности подростков в Государственном  учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края,  апробирование программы, а также проведение первичной и вторичной диагностик.

     Обзор литературы  по данной проблеме показал  наличие разных теоретических подходов к пониманию девиантному поведения. Девиантность при этом рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидиозных импульсов З.Фрейд, Б.Скиннер разработал концепцию оперантного обусловливания, лежащую в основе обучения, теорию дифференцированных возможностей. Говард и Ормен представили открыт доступ к нелегальным средствам дифференцированной ассоциации, сформулированной Сазерлендом, теория социального напряжения Р. Мертона на основе концепции аномалии Э. Дюркгейма.

     Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений поведения детей не столько органическими, сколько социально – психологическими причинами, как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорми, Фромм); широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустращую (Малер, Дуб). Например, уровень агрессивности зависит от социального окружения, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют. Мировая психология выделяет наиболее важную проблему духовного развития, в наибольшей степени способствующую сокращению случаев девиантного поведения, в частности агрессивного. Исходя из этого подхода, вытекают действительные средства для предотвращения агрессивного поведения детей школьного возраста.  

     Вопрос сопровождения детей с девиантным поведением позволяет сделать вывод, что дети должны получать психологическую помощь, направленную на развитие познавательной сферы, личностной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативной сферы и семейной проблематики. При этом происходит всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений; анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи, а также анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.

     Производится коррекция неправильных методов воспитания ребенка, с целью преодоления его макросоциальной запущенности, помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими, повышение социального статуса ребенка в коллективе и т.п., в результате чего подросток оценивает себя как личность.

     Социально-психологическое воздействие при коррекции агрессивного поведения детей осуществляется путем профилактики и психологического вмешательства в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Для этого существует целый ряд разноплановых методик изучения агрессивности подростков, применяя которые, мы можем получить информацию о типичных для подростка формах агрессивного поведения.

Психологическая коррекция  агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствии эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результаты работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка.

     Еще в  70-х годах началось обсуждение  вопросов и роли психологического тестирования для психотерапевтической практики. В этой области психологический эксперимент решал следующие задачи:

     1. Обнаружение  психических свойств личности, и  исходя из обнаруженных характеристик,  строить свои дальнейшие отношения.

     Многие  крупные психологи применяют  в своей практике опросник  Спилбергера-Ханина, шкалу проявления  тревоги Тейлора и др. В результате  психолог получает сведения о  личности пациента еще до начала  психотерапевтического процесса.

     2. Применение методик способствует налаживанию контакта с клиентом, поскольку дает психологу представление об интеллектуальном уровне, о внушаемости, о характере коммуникативных особенностей и о многих  других параметрах личности пациента.

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением