Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

     7) отставание в учебе;

     8) пренебрежение со стороны сверстников;

     9) непонимание взрослыми трудностей детей;

   10) недостаточная уверенность ребенка в себе;

   11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

   12) стрессовые жизненные ситуации;

   13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

   14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

   15) чрезмерная  занятость родителей;

   16) конфликты с родителями;

   17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

   18) постоянные нарекания, брань в семье;

   19) слабость интеллектуальной сферы ребенка;

   20) повышенная коммуникативность детей;

   21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;

   22) одиночество, непонимание другими;

   23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

   24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

   25) генетическая предрасположенность.

     Среди причин  подростковой и юношеской агрессивности чаще всего встречаются:

     1. причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

     2. причины социального и психологического характера;

     3. причины, связанные с возрастными кризисами.

 

1.3. Личностная  характеристика  подростка с девиантным  поведением

     Причинную  связь между девиантным поведением  и личностью позволяет установить  теория девиантного поведения  американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.

     Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи  между девиантным поведением  и пониженным самоуважением. Поскольку  каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

     Пониженное  самоуважение статистически у  юношей практически со всеми  видами девиантного поведения  – нечестностью, принадлежностью  к преступным группам, совершением  правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.

     В научной  литературе на сей счёт существуют  четыре главные гипотезы.

     1. Девиантное  поведение способствует снижению  самоуважения, потому что вовлечённый  в него индивид невольно усваивает  и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе.

     2. Низкое  самоуважение способствует росту  антинормативного поведения: участвуя  в антисоциальных группах и  их действиях, подросток пытается  тем самым повысить свой психологический  статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

     3. При некоторых  условиях, особенно при низком  начальном самоуважении, девиантное  поведение способствует повышению  самоуважения.

     4. Кроме  делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.

     Сравнивая  долгосрочную динамику самоуважения  подростков, начиная с 12 – летнего  возраста, с их участием или  неучастием в девиантном поведении,  Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается – самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно  чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов  опыта.

     Во-первых, они считают,  что не имеют личностно-ценных  качеств или не могут совершить  личностно-ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами  или совершают отрицательные  действия.

     Во-вторых, они считают,  что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

     В-третьих, они не  обладают или не умеют эффективно  использовать механизмы психической  защиты, позволяющие снять или  смягчить последствия первых  двух элементов субъективного  опыта.

     Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

     Чувство  самоуничижения, своего несоответствия  предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации (Алмазов Б. Н., 1985).

     Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка–преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее, девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.

     Компенсаторные  механизмы, посредством которых  подросток «восстанавливает» подорванное  самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.

     Девиантное   поведение    вначале     всегда    бывает    немотивированным. Девиантные поступки увеличивают  привлекательность совершающего  их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными (Татенко В. А., 2005).

      Таким  образом, мировая психология старается синтезировать, а не противопоставлять в едином процессе психического развития факторы духовного и телесного, природного и социального.

      В современном мире все большее влияние получают гуманистические и когнитивные теории. Все многообразие теорий девиантности в современной психологии  может  быть  рассмотрено  в  рамках  четырех  подходов,  которые

рассматривают отклоняющееся  поведение как:

     - определенное врожденными побуждениями или задатками;

     - потребностями,  активизируемыми внешними стимулами;

     - когнитивными и эмоциональными процессами;

     - специфическими  социальными условиями в сочетании  с предшествующим научением.  

     В данной главе были даны определения и основные характеристики отклоняющегося поведения, которое на индивидуальном уровне выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.

      Также  была рассмотрена агрессия, как  вид отклоняющегося поведения,  противоречащего нормам и правилам  существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. Агрессия, как психическая реальность, имеет конкретные характеристики, формы, показатели, классификацию, которые были описаны в данной главе,  исходя из чего можно сделать вывод, что агрессивное влечение приобретает  формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно-опасных форм при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов.

Личностные характеристики подростка, раскрытые в данной главе,  составляют особенности характера и  темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки

Глава II.  Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном учреждении социального обслуживания  «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края

2.1  Описание экспериментальной выборки.

     В Государственном   учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края на попечении этого центра находятся в данный момент 20 человек из них 10 детей от 3-10 лет и 10 детей от 11-14 лет. 

     В исследование  приняли участие 10 подростков 11-14 лет

1. Андрей. К. 11лет (неблагополучная  семья)

2.Ксюша. С. 12 лет (неблагополучная семья)

     3. Роман.  С. 13 лет (неблагополучная семья)

     4 Артем.  К. 13 лет (неблагополучная семья)

     5. Олеся.  К. 13 лет (неблагополучная семья)

     6. Екатерина.  П. 14 лет (неблагополучная семья)

     7. Гриша.  К. 12 лет (неблагополучная семья)

     8. Надежда.  Е. 11 лет (неблагополучная семья)

9. Сергей. К. 11лет (малообеспеченная  семья) 

   10. Алексей. Д. 12лет  (малообеспеченная семья) 

    

2.2.1. Методика состояния агрессивности Басса – Дарки

   А. Басс, А. Дарки, создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебность выделили следующие виды агрессии:

    1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

     2. Косвенная – агрессия окольным путем направлена на другое лицо или на кого не направленная;

     3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

   4. Негативизм – аппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

    5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

    6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

     7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

     8. Чувство вины – выражает возможность убеждения субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

     Вопросник  содержит 75 утверждений, на которые  испытуемый отвечает «да» или  «нет».  Нормой агрессивности  по тесту Басса – Дарки является  величина ее индекса равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.

     (В + Р  + Ф) = ИА - индекс агрессивности;

     (О + П) = ИВ  — индекс враждебности (см. Приложение 2).

    При составления  вопросника, авторы пользовались  следующими принципами:

   1) вопрос может  относиться только к одной  форме агрессии;

   2) вопрос формируется  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияние общественного  одобрения ответа на вопрос (Райгородский Д. Я.,   2001).                                                    

2.2.2. Тест  Ч.Л.Спилбергера определения уровня тревожности

     Измерение  тревожности как свойство личности  особенно возможно, т.к. это свойство  во многом обуславливает поведения  субъекта. Определенный уровень  тревожности – естественная и  обязательная особенность активной  деятельности личности. У каждого  человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Знание своей тревожности необходимо для самоконтроля и самовоспитания.

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением