Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

     Под личностной тревожностью  понимается устойчивая индивидуальная  характеристика предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую их них определенной реакции. Человек воспринимает ряд ситуаций как опасные, что несут угрозу его принципу, самооценке, самоуважению.

     Ситуативная или реактивная, тревожность как состояние характеризуется  субъективно переживаемыми: напряжением,  беспокойством, озабоченностью. Это  состояние возникает как эмоциональная  реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичным во время.

     Если психологический  тест выявляет у испытуемого  высокий показатель личностной  тревожности, то это даёт основание  предполагать у него появления  состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его комплектующих и престижа, что понижает самооценку, что в свою очередь ведет к агрессивным проявлениям.

     Данная методика Ч.Д.Спилбергера  позволяет дифференцировано  измерять  тревожность и как личное свойство, и как состояние. На русском языке его шкала азотирована Ю.Л.Ханиным.

     Бланк шкал самооценки  Спилбергера   включает в себя  инструкцию и 40 вопросов –  суждений, 20 из которых предназначены  для оценки уровня ситуативной  тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ). (Райгородский Д. Я.,   2001).                                                    

 

2.2.3. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга  

    Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению                                                                                                                                                                                                                                           потребностей личности.

     Фрустрация - состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и ситуации, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими групповыми ситуаций имеется связь, так как ситуация “обвинения” предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию “обвинения” как ситуацию или наоборот.

     Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на которых изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что “отвечая за другого”, испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении, Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный приём: просят прочесть вслух написанные ответы. Эксперименатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа. Кроме того испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

     По направлению  реакции подразделяются на:

  а) Экстрапунитивные: направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустри-рующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; 
     б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации; фрустрирующая ситуация не подлежит осуждениюи испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя;

     в) Импунитиные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует. 

      Реакции  различаются также с точки  зрения их типов: 

    1) Препятственно-доминантные. Тип реакции “с фиксацией на препятствии”. Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;

     2) Самозащитные. Тип реакции “с фиксацией на самозащите” Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признания, собственной вины, уклонения от упрека направленные на защиту своего «Я». Ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана;

     3)Необходимо-упорствующие. Тип реакции “с фиксацией на удовлетворение потребности”, Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешения ситуацию либо уверенности в том, что время и ход событий привёдут к ее разрешению.   
(Обзоров Н.Н., 2004).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Описание полученных результатов

2.3.1.Результаты первичной диагностики состояния агрессии у подростков по опроснику Басса – Дарки

Показатели результатов  опросника

Таблица 2

Ребё-нок

Виды реак-ций

Физии-ческая

агрес-сия

Косвен-ная  агрессия

Раздра-жение

Негати-визм

Обиды

Подозри-тельно-сть

Вербальная  агрессия

Чувство вины

1.Катя. П

10(100)

6(67%)

10(90%)

4(80%)

4(50%)

11(92%)

12(92%)

1(10%)

2.Рома.Д

5(90%)

7(78%)

10(90%)

5(100%)

5(63%)

10(83%)

13(100%)

3(30%)

3.Надя.Е 

5(50%)

5(56%)

8(73%)

5(100%)

7(88%)

10(83%)

9(69%)

2(20%)

4.Артем. К

5(50%)

8(89%)

5(45%)

5(100%)

6(75%)

10(83%)

13(100%)

2(20%)

5.Леша. Д

10(100)

7(78%)

10(90%)

2(40%)

8(100%)

8(67%)

9(69%)

5(50%)

6.Андрей. Е

8(80%)

7(78%)

11(100)

2(40%)

7(88%)

2(17%)

11(85%)

7(70%)

7.Ксюша. С

10(100)

2(22%)

11(100)

5(100%)

8(100%)

3(25%)

5(38%)

8(80%)

8. Гриша. К

10(100)

6(67%)

10(90%)

4(80%)

4(50%)

11(92%)

12(92%)

1(10%)

9.Сергей. К

5(50%)

8(89%)

5(45%)

5(100%)

6(75%)

10(83%)

13(100%)

2(20%)

10.Олеся. К

10(100)

7(78%)

10(90%)

2(40%)

8(100%)

8(67%)

9(69%)

5(50%)

Общий результат

8(80%)

7(78%)

10(90%)

4(80%)

6(75%)

8(67%)

11(85%)

4(40%)


 

Индексы враждебности и  агрессивности

Таблица 3

Ребенок

                   Агрессивность

                       Враждебность

1.Катя. П

Очень высокий уровень

Высокий уровень

2.Рома.Д

Высокий

Высокий уровень

3.Надя.Е 

Чуть выше нормы

Очень высокий

4.Артем. К

Чуть выше нормы

Очень высокий

5.Леша. Д

 Очень высокий

Очень высокий

6.Андрей. Е

Очень высокий

Норма

7.Ксюша. С

Высокий

Чуть выше нормы

8. Гриша. К

Очень высокий уровень

Высокий уровень

9.Сергей. К

Чуть выше нормы

Очень высокий

10.Олеся. К

  Очень высокий

Очень высокий


 

    В результате  проведенной первичной диагностики  и обработки её результатов  (см. таблицы 2, 3) было выявлено, что  у всех детей в набранную группу в количестве 10 человек:

   - повышенная  агрессивность: чуть выше нормы набрали 3 человека (30%) от группы, высокий уровень 2 человека (20%), очень высокий уровень 5 человек (50%);

  - враждебность в норме у одного человека, остальные 9 человек обладают

следующими уровнями враждебности:  чуть выше нормы  1 человек (10%), высокий уровень – 3 человека (30%), очень высокий уровень  – 5 человек (50%).

    Среди детей  набранной группы преобладают  следующие виды агрессии:

Физическая  агрессия - использование физической силы против другого лица.

Данные показывают, что  физическая агрессия у девиантных подростков составляет 80% выраженности в группе;

      Косвенная агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная агрессия. Данные показывают, что косвенная агрессия у девиантных подростков составляет 78%;

     Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Данные показывают, что негативизм у девиантных подростков составляет 80%;

     Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Данные показывают, что обида у девиантных подростков составляет  75% ;                                                                                                                                                                                                                 

     Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Данные показывают, что подозрительность у девиантных подростков составляет 67%;

    Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Данные показывают, что раздражение у девиантных подростков составляет 90%;

    Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Данные показывают, что вербальная агрессия у девиантных подростков составляет  85%;

    Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Данные показывают, что чувство вины у девиантных подростков составляет 40% норма.

2.3.2. Результаты первичной диагностики уровня тревожности

 по методике  Спилбергера.

Результаты первичной  диагностики уровня тревожности

Таблица 4

Ребенок

Шкала СТ

Шкала ЛТ

1.Катя. П

Высокая

Высокая

2.Рома.Д

Низкая

Высокая

3.Надя.Е 

Умеренная

Высокая

4.Артем. К

Высокая

Умеренная

5.Леша. Д

Высокая

Высокая

6.Андрей. Е

Высокая

Высокая

7.Ксюша. С

Умеренная

Умеренная

8. Гриша. К

Высокая

Высокая

9.Сергей. К

Высокая

Умеренная

10.Олеся. К

Высокая

Высокая

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением