Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

     В нашем случае, проведенное практическое исследование  показало, что в результате реализации программы коррекции агрессивного поведения детей:

  - агрессия с очень  высокого уровня перешла в  норму;

  - показатели враждебности снизилась  с очень высокого уровня до  нормы;

  - все виды реакции агрессивности и враждебности на Бассу – Дарки тоже понизили свой уровень. Больше всего программа коррекции агрессивности проявила на косвенную агрессию, её уровень снизился. Также значительно снизились уровень раздражительности и показатели вербальной и физической агрессий, остальные виды реакций улучшились умеренно;  

   -  при  диагностике  по методу  рисуночной фрустрации  Розенцвейга мы пришли к выводу, что в целом в группу попали  подростки с типом реакции  «с фиксацией на самозащите», при которой активность в разных формах направлена на защиту своего «Я»;

  - понизился уровень личностной и ситуативной тревожностей у детей.

     Таким образом, программа коррекции агрессивности подростков  дала положительные результаты: снизился общий уровень тревожности, что в свою очередь повлияло на падение агрессивности и враждебности детей.

    В программу  комплексной коррекции  помимо  работы с детьми  был включен  также блок работы с родителями, направленный на приобретение  нового опыта взаимодействия со своими детьми, и блок работы с учителями, нацеленный на информирование о индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

     Трудные  дети были, есть и, конечно, будут. Но сегодня их особенно много. Это огорчает учителей и порой вселяет в них безнадежность. Но верить и надеется надо. Наша страна на верном пути. Действительно, несколько десятков лет назад Германия и Италия, а совсем недавно Испания были в сходном с Россией положении. Но вступив на путь  построения демократического государства и современного рыночного хозяйства, они достигли необычайного общественно – экономического прогресса и свободы развития личности. И в школе внедрение идей гуманистической психологии и педагогики привело к созданию эффективных психолого-педагогических технологий, значительно сокративших трудности учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.- Свердловск, 2005.
  2. Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. Н.Новгород, 2008
  3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников – М.: Могистр, 2009 – С. 96.
  4. Бандура А., Уолтерс Р. Подрасковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -  М., 2009.
  5. Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 2003- С.20.
  6. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. СПб, 2001- С.32.                                                                                                                
  7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 2008 - С. 132.
  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2007.
  9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 2001.
  10. Газета «Школьный психолог», 2003.
  11. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. СПб.: Филиал Института социологии РАН, 2003.                                                                
  12. Гюттенбюль А. Зловещее очарование насилия. – СПб., 2000
  13. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: 3том: Социальные институты и процессы. М., 2003.
  14. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 2004 - С. 34.
  15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 2007 - С. 23.                                                                                                     
  16. Зильман Х. Мой путь к животным. М.: Мир, 2009. С. 79
  17. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М.:ACADEMIA, 2003.
  18. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М., 2008.
  19. Клеейберг Ю.Л. Психология девиантного поведения. - М., 2003.
  20. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 2006.
  21. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. – М., 2005.
  22. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. – М., 2005.
  23. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 2002.                                                         
  24. Лоренц К. Агрессия. -  М., 2004.
  25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Агрессивные дети. М.: ЦСПА «Генезис»,2000.
  26. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в

      развитии  СПБб.2001- С. 220.

  1. Мангуссон Д. Ситуационный анализ /Психологический журнал. 2003.№2.                                                                                                
  2. Мак – Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.,2008
  3. Мертон К. Социальная структура и аномия / Социол.исслед., 2002. № 3 -  С. 106.
  4. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону. 2009 -  С. 190.
  5. Невритическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1999.
  6. Обзоров Н.Н.  «Психодиагностика личности» Часть 1- СПб., 2004.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие для студентов психологического факультета университетов.–М.: Академия, 2003 – С. 448.
  8. Павленок П.Д.  Основа социальной работы: Учебник М:1998 –  С. 265
  9. Подросток на перекрестке эпох. М., 2004.                                                         
  10. Психология девиантноого поведения детей и подростков. Учебное пособие. Под.ред. Фаминой А.Б. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – С.128
  11. Психоаналитические термины и понятия/ Под.ред. Мура Б.Э. Файна Б.Д. – М.,2000.
  12. Психологический словарь/ Под ред. В.В.Давыдова и др. М., 2003.
  13. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: Учебное пособие. М., 2007. Кн. 1.
  14. Программы реабилитации детей с девиантным поведением – М.: Эврика,2003- С. 160.
  15. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М» -  2001.
  16. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с английского/ Общ. Ред. Спивакевской А.Г. – М.: Прогресс.2007 – С. 424.
  17. Романов А.А. Направленная тровая теория агрессивного поведения у детей. – М.,2002.                                                                                                   
  18. Руденский Е.В. Психология ненормального развития личности. Новосибирск, 2000.
  19. Сатерленд Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? /Социология преступности. - М., 2006 - С. 45.
  20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 2008.
  21. Сиротюк А.Л., Клейберг Ю.А. Психофизиологические особенности девиантного поведения подростков/Современные проблемы психологии. Тверь, 2000. Вып. 4.
  22. Современная западная социология: Словарь. М., 2000.
  23. Сукало А.А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга.  - СПб., 2007.
  24. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. - М., 2006.
  25. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.: Академия, 2001 – С. 336.
  26. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Татенко В. А. - Киев, 2005
  27. Уошберн С.Л. Австралопитек: охотник или жертва. 2008 - С. 78.
  28. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.,2006.
  29. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.-  М.,2005.
  30. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 2001-  С. 47.
  31. Фрейд 3. Я и Оно. Психология бессознательного. - М.,2009 -  С. 53
  32. Фомель К. Как научить детей сотрудничать? 4. 1 – 3. М.: Генезис,2008.
  33. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: Учеб пособие. Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2003.
  34. Хорни К Мак – Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.,2008.
  35. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов и др. - М.,  2006.
  36. Шнейдер Л.Б. - Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

      Государственное   учреждение социального обслуживания  «Ясногорский социально – реабилитационный  центр для несовершеннолетних  «Родник»» Забайкальского края. Учреждение создано в соответствии  с постановлением Администрации  Читинской области от 25 ноября 2002 года № 289 А/ П.

Юридический адрес: 674520, Оловяннинский район Забайкальского края, п. Ясногорск, ул. Ононская, д 18.

     Учреждение  предназначено для профилактики  безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитации  несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

      Учреждение  осуществляет свою деятельность  во взаимодействии с органами  и учреждения образования, здравоохранения,  внутренних дел, общественными  и другими организациями.

      Учреждение  находится в ведомственном подчинении Комитета социального обеспечения Забайкальского края.

 

Цели и основные виды деятельности Учреждения

Учреждение  создано в целях:

- профилактической работы  по предупреждению безнадзорности  несовершеннолетних, оказания  помощи  по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье ребёнка;

- предоставления несовершеннолетним  временного проживания на государственном   обеспечении до определения и  осуществления совместно с органами  опеки и попечительства оптимальных  форм жизнеустройства;

- обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медеко-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающие профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социально-культурным, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты;

- обеспечение воспитанников  Учреждения питанием, одеждой, обувью  и другими предметами вещевого  довольствия, медикаментами согласно  установленным нормам;

- предоставление подросткам  на период пребывания в Учреждении  возможности посещать общеобразовательные  учреждения или обучаться по  индивидуальной программе, либо  работать.

Оказание специализированной медицинской помощи и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима осуществляют территориальные учреждения здравоохранения и санэпиднадзора.                                                                                                                                                                                                                                                                  Основными видами деятельности Учреждения является:

- приём и размещение  несовершеннолетних в соответствии  с профилем Учреждения и с учетом их состояния здоровья;

- предоставление несовершеннолетним, проживающим в Учреждении, в соответствии  с утвеждеными нормами, благоустроенной  жилой площади с мебелью инвентарем, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нательным бельём, одеждой и обовью; организация рационального, в том числе диетического, питания проживающих с учётом их возраста и состояния здоровья;

- медицинское обслуживание  и лечение, организация консультаций  врачей – специалистов, а также  госпитализация больных с участием лечебно – профилактических учреждений.

-  оказание помощи  в написание писем;

- обеспечение сохранности  личных вещей и ценностей;

- проведение мероприятий  по обучению доступным профессиональным  навыкам, восстановление личного  и социального статуса;

- проведение санитарно  – гигиенических и противоэпидемических  мероприятий;

- проведения мероприятий  по повышению качества обслуживания, содержания и ухода, внедрения  в практику прогрессивных форм  и методов работы по обслуживанию  проживающих;

- обеспечение организации  труда обслуживающего персонала  и повышение его квалификации, внедрение в практику работы  средств малой механизации;

- оказание консультативной  помощи по юридическим вопросам.

Для осуществления учебно-трудовой деятельности в Учреждении создаются учебно-производственные мастерские и подсобное сельское хозяйство с необходимым  инвентарём, оборудованием и транспортом.

Организация учебно-производственных мастерских и подсобного сельского  хозяйства осуществляется в порядке  и на основании действующих нормативных правовых актов.

Учреждение пользуется всеми налоговыми льготами, предусмотренное  законодательством РФ.

Контроль, координацию  и практическую помощь Учреждению в  его деятельности осуществляет Комитет  социального обеспечения Забайкальского края.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется  законодательством РФ, Учреждение может  заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)                         

                               

          

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ

И ФОРМ АГРЕССИИ   А. БАССА И А. ДАРКИ

     Прочитывая  или прослушивая зачитываемые  утверждения, примеряйте, насколько  они соответствуют вашему стилю  поведения, вашему образу жизни,  и отвечайте одним из четырех возможных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

1. Временами не могу  справиться с желанием навредить  кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать  о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь,  но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю  то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят  обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю  поступки других людей, даю  им это почувствовать.

8. Если случается обмануть  кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что  я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь  настолько, чтобы разбрасывать  вещи.

11. Всегда снисходителен  к чужим недостаткам.

12. Когда установленное  правило не нравится мне, хочется  нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают  люди, которые относятся ко мне  более дружелюбно,   чем я  этого ожидаю.

15. Часто бываю не  согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят  мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю  дверьми.

19. Я более раздражителен,  чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит  из себя начальника, я поступаю  ему наперекор.

21. Меня немного огорчает  моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться  от спора, если люди не согласны  со мной.

24. Увиливающие от работы  должны испытывать чувство вины.

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением