Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

 

Ожидаемые результаты:

 

Овладение подростками  искусством жить в гармонии с другими; искусством видеть возможности внутри себя и в окружающем мире; искусством жить так, чтобы ставить цели и находить эффективный путь их достижения; искусством быть счастливым.

Перед началом занятий  проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком, где выявляется уровень агрессивности посредством  тестирования по методике Баса-Дарки и Спилбергекра (входная диагностика) и определяется ожидание детей от работы группы.

После окончания групповой  работы следует провести еще один цикл индивидуальных консультаций с  повторным тестированием (диагностика  на выходе) и закреплением произошедших с детьми личностных изменений.

 

 

Занятие 1 «Знакомство»

     Правила поведения на занятиях (ведущий подчеркивает, что эти правила относятся и к нему тоже):

  1. Добровольность участия ( не хочешь говорить или выполнять задание – не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака).
  2. Правильный ответ тот, который выражает твое мнение (не существует правильных и неправильных ответов).
  3. Конфиденциальность (не выносить информацию за пределы круга).
  4. Правдивость (вместо того, чтобы солгать, можно просто промолчать).
  5. Уважение друг друга (не оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит).

 

     Упражнение «Визитка»

     Ведущий.  Каждый человек «подает» себя  другим, в том числе и с помощью  визиток с различными надписями.  У каждого человека есть какой-то  девиз или правило, которым он руководствуется в жизни. В течении 5-7 минут придумайте и напишите на своей визитке эту надпись. Каждый зачитывает свою надпись. Во всех случаях ведущий дает эмоциональную поддержку. Короткое обсуждение:

  • о чем в основном говорят надписи;
  • что мы хотим сообщить о себе другим людям?

В заключение ведущий  показывает надпись на своей визитке.

 

Упражнение  «Зови меня»

Участники образуют круг. Ведущий предлагает детям выбрать  себе какое-нибудь имя, кличку, прозвище, какими они хотели бы называться в  группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая это имя условным жестом. Дети делают шаг в круг и повторяют это имя, сопровождая его жестом. После того, как вся группа назовет свои новые имена, в центр выходит ведущий и представляется сам.

 

     Упражнение «Уверенный-наглый-робкий»

Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной – «уверенный», на другой – «наглый», на третьей – «робкий». Группа не видит, какую карточку взял ученик. Задание участника – изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок. Обсуждение:

  • Какое поведение легче угадывается?
  • Почему?
  • Легко ли отличить уверенное поведение от наглого?
  • В чем разница?

 

     Домашнее задание

     Ведущий.  Придумай свой «запрещающий знак».  Понаблюдай за окружающими, как  они ведет себя, как общаются  друг с другом, когда проявляется  грубость.

 

Занятие 2 «Тропа доверия»

     Игра «Тропа доверия»

     Ведущий  рассказывает о доверии как  важном факторе жизни в любой компании, группе.

     Правила игры:

  1. Все действия выполняются на время.
  2. Игроки соревнуются не друг с другом, а с так называемым «идеальным временем», которое для каждого упражнения свое.
  3. Все задания командные, те есть выполняются всеми членами группы.
  4. В промежутках между этапами все должны выходить из кабинета, где проводится игра. Входить и выходить нужно взявшись за руки. Если цепочка разорвется, за это начисляется дополнительное (штрафное) время.
  5. Время и названия этапов отмечаются в маршрутном листе, где уже записаны этапы и «идеальное время».

Играющие берутся за руки и выходят из кабинета. По команде  ведущего они снова заходят.

 

     Этап 1. «Посиделки»

     Ведущий.  Перед дальней дорогой принято  присесть на дорожку. Вот и  вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы у каждого кто-то сидел на коленках.

Больше ничего не объясняя, ведущий дает команду «Начали!»  и запускает секундомер.

     Как только  играющие сообразят, что сесть  нужно в круг и примут эту  позицию, секундомер останавливается.

 

     Этап 2. «Номерки»

     Ведущий  показывает участникам номера (по  количеству игроков), изготовленные  таким образом, что их можно  зацепить сзади за воротник  одежды (согнутая пополам полоска  бумаги). Всем предлагается встать  в круг.

     Ведущий.  Сейчас я прикреплю номер каждому,  но не по порядку. Ваша задача  – как можно быстрее выстроится  от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие  – не произносить ничего вслух.  Свой номер снимать и смотреть  нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. За нарушение этих правил – 10 секунд штрафа, за оскорбительные высказывания – 20 секунд. Начали!

 

     Этап 3. «Испорченный телефон»

     Ведущий  объясняет, что этот этап, так   же  как и  предыдущий, нужно будет

проводить без слов. Предлагается встать в одну линию.

     Ведущий.  Сейчас всем нужно встать в  колонну, то есть в затылок  друг другу. Последнему я покажу  карточку с названием вида  спорта. Например, «футбол». Как только  игрок прочтет карточку и кивнет, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока, и только тогда он может обернуться.

     Прочитавший  карточку, должен жестами изобразить  тот вид спорта, который был  на карточке. Тот игрок, которому  этот жест показали, должен невербально передать информацию стоящему впереди игроку. Можно показывать свои жесты, можно те, которые вам показали. Когда название вида спорта дойдет до первого в колонне игрока, он должен будет назвать его вслух.

     Говорить  ничего нельзя. За каждое слово – 10 секунд штрафа, оскорбительное высказывание – 20 секунд штрафа. Оборачиваться раньше времени нельзя, наказывается штрафом. Если первый игрок называет другой вид спорта, я опрошу стоящих за ним, чтобы выяснить, сколько человек неправильно передали название. За каждого, кто ошибся, назначается 10 секунд штрафа.

     Ведущий  отвечает на вопросы группы, просит  их повернуться в затылок друг  к другу и начинает упражнение. На карточках могут быть: «баскетбол»,  «плавание», «волейбол».

 

     Этап 4. «Лабиринт»

     Команда  выходит из кабинета, ведущий  расставляет пять стульев по  одной линии в шахматном порядке.  Команда   заходит.   Ведущий   предлагает 

выбрать капитана команды.

     Ведущий.  Сейчас я завяжу капитану глаза.  Он должен будет пройти зигзагом между стульями (показывает как). За любое касание стула или другого игрока налагается штраф в 10 секунд. Команда должна помогать своему капитану, подсказывая куда идти.

     Ведущий  не предлагает игрокам рассредоточиться  по помещению и не подсказывает, что направлять капитана лучше по очереди.

     «Начали!».

 

     Этап 5. «Веревочка»

     Когда команда  выходит, ведущий ставит стул  на стол и привязывает к  нему бельевой шнур таким образом,  чтобы веревка оказалась на  высоте груди среднего по росту игрока. Второй конец ведущий держит в руке. Помещение оказывается перегорожено веревкой посередине.

     Ведущий.  Сейчас по моей команде вы  все должны будете оказаться  с другой стороны веревки. Веревочку  можно преодолевать только сверху. Никакими предметами – столами, стульями и так далее – пользоваться нельзя. Если кто-то коснется веревки, все, кто успел ее преодолеть, возвращаются на исходную позицию (снизу, под веревкой). Если кто-то упадет, вся команда снимается с этапа и получает 300 штрафных секунд. Начали!

     Ведущий  не подсказывает играющим, что  они должны помогать друг другу.  В случае если игроки слаженно  работают на этапе, ведущий  может «не заметить» случайных  касаний веревки и даже чуть  веревочку приспустить.

 

     Этап 6. «Коробки»

     Ведущий  просит команду выстроиться в  линию и демонстрирует наружную  часть спичечного коробка. Сейчас  вам нужно будет передать коробок  от первого к последнему игроку. Условие: коробок мы передаем  не руками, а с носа на нос.  Первому я надену коробок рукой. Если при передаче коробок упал, то тот, кто передавал, надевает его руками на нос себе и передает снова. Начали!

 

     Этап 7. «Зоопарк»

     Ведущий.  Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные  животные. Вы должны будете одновременно  делать две вещи: во-первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного, а во-вторых, услышать, кто еще кричит также, и сбиться с ним в «стаю». Как только я увижу, что все уже разделились, я остановлю секундомер и проверю, что написано на ваших карточках. Если кто-то оказался не в своей семье, на команду накладывается по10 штрафных секунд на каждого, кто ошибся.

     Карточки  на команду из 7 человек: «собака» - 2 штуки, «кот» - 3 штуки, «гусь» - 2 штуки. Начали!

 

     Этап 8. «Тропинка и клич»

     Ведущий  ставит вместе два стула (на  команду из 7 человек) и связывает  их веревкой  (для устойчивости). Еще 4 стула он расставляет  на расстоянии 30 сантиметров друг  от друга и от связанных  стульев, чтобы получилась как  бы «тропинка» и «островок».

    Ведущий. Сейчас по моей команде вы должны будете пробежать по этой тропинке и встать на этом островке. На островке вы должны стоять все. Когда вы встанете на этот островок, вы должны все вместе издать какой-то клич. Как только я увижу, что вы все стоите, и услышу, что вы все кричите, я останавливаю секундомер. Если кто-то упадет с тропинки, вся команда снимается с этапа и получает 300 штрафных очков. Начали!

     Обсуждение игры.  Сравнение с  идеальным временем.  Занятие 3.

 

Занятие 3 «Галерея портретов»

     Упражнение. «Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение».

   1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

   2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях тела они наиболее сильные.

   3. Затем попросите  их встать (если они сидели), и  пусть дети начнут совершать  движения таким образом, чтобы  максимально выразить те чувства  (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

   4. Обсудите с детьми:

     -  легко  ли было выполнить упражнение;

     -  в чем  они испытывали затруднения;

     - что они  чувствовали во время выполнения  упражнения;

     - измелилось  ли их состояние после выполнения  упражнения.

 

     Упражнение. «Галерея негативных  портретов»

    1) попросите детей сесть поудобнее, расслабиться, глубоко вздохнуть 3-4 раза и закрыть глаза. Затем попросите их представить, что они попали на небольшую выставку – галерею: «На ней выставлены фотографии (портреты) людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые, как вам кажется, поступили с вами несправедливо;

     2) походите  по этой выставке, рассмотрите  портреты, обратите внимание, как  они выглядят (цвет, размер, отдаленность, лиц). Выберете любой из них  и остановитесь возле него. Какие чувства вызывает у вас портрет этого человека?

     3) мысленно  выразите свои чувства, адресуя  их портрету. Не сдерживайте своих  чувств, мысленно говорите все,  что хочется сказать, не стесняясь  в выражениях. А также представьте,  что вы делаете с портретом все, к чему побуждают чувства.

     После того, как вы сделали это упражнение, сделайте глубокий вздох 3-4 раза  и откройте глаза». Затем следует  обсудить упражнение с детьми:

     - что, легко,  а что трудно было сделать  в этом упражнении;

     - что понравилось,  что не понравилось;

     - кого они  увидели в галерее, кого выбрали,  на ком остановились;

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением