Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа
Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).
ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю, все чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
30. Довольно многие завидуют мне.
31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня огорчает, что
я мало делаю для своих
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости иногда бываю мрачным*
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если злюсь,
не прибегаю к сильным
40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52. Всегда думаю о
том, какие тайные причины
53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Дерусь не реже и не чаще других.
56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда чувствую, что
жизнь со мной поступает
59. Раньше думал, что
большинство людей говорит
60. Ругаюсь только от злости.
61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов,
которые хотели бы мне
66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67. Часто думаю, что живу неправильно.
68. Знаю людей, которые
способны довести меня до
69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре часто повышаю голос.
74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
При обработке данных в обычных условиях ответы «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»),
КЛЮЧ 1
для обработки результатов испытания по опроснику
«1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11):
1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+.
«2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8):
7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-,71+, 73+, 74-, 75-.
«3». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13):
2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+.
«4». НЕГАТИВИЗМ (к=20):
4+, 12+, 20+, 28+, 36-.
«5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9):
3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+,69-, 72+.
«6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11):
6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-,70-.
«7». ОБИДА (к=13):
5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.
«8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11):
8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.
Номера
вопросов со знаком «-»
Суммарные показатели:
«1» + «2» + «5» = ИА - индекс агрессивности;
«6» + «7» = ИВ — индекс враждебности.
А. Бассе и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:
1. Использование физической силы против другого лица - ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.
2. Выражение негативных
чувств как через форму (ссора,
3. Использование окольным
путем направленных против
4. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - НЕГАТИВИЗМ.
5. Склонность к раздражению,
готовность при малейшем
6. Склонность к недоверию
и осторожному отношению к
людям, проистекающим из
7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - ОБИДА.
8. Отношение и действия
по отношению к себе и
Опросник
не свободен от мотивационных
искажений (например, в связи с
социальной желательностью). Требует
дополнительной проверки на
КЛЮЧ 2
с бланком для анализа результатов
«1» |
«3» |
«5» |
«4» |
«7» |
«6» |
«2» |
«8» | |
1+ |
2+ |
3+ |
4+ |
5+ |
6+ |
7+ |
8+ | |
9- |
10+ |
11- |
12+ |
13+ |
14+ |
15+ |
16+ | |
17- |
18+ |
19+ |
20+ |
21+ |
22+ |
23+ |
24+ | |
25+ |
26- |
27+ |
28+ |
29+ |
30+ |
31+ |
32+ | |
33+ |
34+ |
35- |
36- |
37+ |
38+ |
39- |
40+ | |
41+ |
42+ |
43+ |
44+ |
45+ |
46+ |
47+ | ||
48+ |
49- |
50+ |
51+ |
52+ |
53+ |
54+ | ||
55+ |
56+ |
57+ |
58+ |
59+ |
60+ |
61+ | ||
62+ |
63+ |
64+ |
65- |
66- |
67+ | |||
68+ |
69- |
70- |
71+ |
|||||
72+ |
73+ |
|||||||
74- |
||||||||
75- |
||||||||
11 |
13 |
9 |
20 |
13 |
11 |
8 |
Приложение 3
ФОРМИРУЮЩИЙСЯ
ЭКСПЕРИМЕНТ
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Методологическая основа: Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания: отечественная психология – Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Реманин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева, А. Банозура; зарубежная психология – Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, Реан и др.
Цель программы: Предупреждение агрессивного и конфликтного поведения, социальная адаптация, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям.
Задачи: 1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева.
3. Обучение подростка техникам контроля над негативными
эмоциональными состояниями, а также развитие навыков
саморегуляции
4. Формирование
конструктивных поведенческих
проблемных для детей
5. Развитие эмпатии и
Адресат: подростки с повышенным уровнем агрессивности от 11 до 14 лет.
Содержание программы: Программа осуществляется в виде занятий по темам: «Знакомство», «Тропа доверия», «Галерея портретов», «Укрощение льва», «Хорошее настроение», «Танцы-противоположности», «Хвасталки», «Сказка».
Структура занятия:
1. Ритуал начала занятия. Приветствие, напоминание «контракта»,
выяснение общей атмосферы в группе, настрой группы на работу.
2. Основная часть. Настрой на упражнения. Упражнения. Обсуждение
результатов.
3. Подведение итогов
занятия. Итоговое слово
задание. Ритуал окончания
Этапы реализации программы:Про
Условия реализации программы: Оптимальная численность группы – 10 человек; форма занятий – ролевые и деловые игры; арт-методы: рисунок, элементы театра, подвижные игры, творческие упражнения на раскрытие личности; место проведения: кабинет психолога.
Взаимодействие с другими
Тематический план занятий
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
Формы работы |
Методическое обеспечение |
1.Знакомство |
Цель: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы, вербальное и невербальное знакомство. 1.Заключение «контракта». 2.Придумывание ритуала начала занятия (общий знак или восклицание). 3.Упражнение «Визитка». 4. Упражнение «Зови меня…». 5.Упражнение «Уверенный – наглый - робкий». 6.Придумывание ритуала окончания занятия. 7. Домашнее задание: придумать свой «запрещающий» знак в ответ на грубое поведение окружающих. |
1 |
1. Обсуждение правил поведения.
2. Тренинговые упражнения и игры. |
1. Плакат с правилами поведения группы.
2. Листы для визиток.
3. Маркеры.
4. Карточки: «Уверенный», «Наглый», «Робкий». |
2. Тропа доверия |
Цель: Установление доверительных внутригрупповых взаимоотношений. 1. Ритуал начала занятия. 2. Проверка домашнего задания (принятие запрещающих знаков). 3. Рассказ ведущего о доверии как важном факторе жизни в любой группе. 4. Игра «Тропа доверия»: а) правила игры; б) игра «Посиделки»; в) игра «Номерки»; г) игра «Испорченный телефон»; д) игра «Лабиринт»; е) игра «Веревочка»; ж) игра «Коробки»; з) игра «Зоопарк»; и) игра «Тропинка и клич». |
1 |
1.Рассказ ведущего.
2. Тренинговые игры и упражнения (подвижные и на смекалку). |
1. Секундомер. 2. Таблички с номерами. 3. Таблички с видами спорта. 4. Стулья и шарфик. 5. Стол и бельевая веревка 6. Спичечный коробок 7. Карточки с названиями животных. 8. Маршрутный лист |
3. Галерея портретов |
Цель: обучение ребенка способам выражения гнева, а также отреагирования негативной ситуации в целом. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Пластическое изображение гнева» (через движение). 3. Упражнение «На что
похож мой гнев?» (через 4. Упражнение «Рецепт: Как сделать ребенка агрессивным?». 5. Ритуал окончания занятия. |
1 |
1. Тренинговые Упражнения (подвижные, в кругу).
2. Арт-терапия (рисунок, пластика тела).
3. Рефлексия. |
1. Бумага.
2. Цветные карандаши.
3. Фломастеры.
4. Ручка. |
4. Укрощение льва |
Цель: обучение навыкам контроля и управления собственным гневом. 1. Ритуал начала занятия. 2. Установление правил «Укрощение моего гнева». 3. Упражнение «Апельсин». 4. Упражнение «Сдвинь камень». 5. Упражнение «Черепаха». 6. Упражнение «Морская звезда». 7. Обучение релаксационной технике с применением глубокого дыхания. 8. Ритуал окончания занятия. |
1 |
1. Упражнение на расслабление напряжения мышц.
2. Релаксационные упражнения.
3. Мышечная релаксация.
4. Техника глубокого дыхания. |
1. Плакат с правилами «Укрощение моего гнева».
2. Ковер.
3. Спокойная музыка. |
5. Хорошее настроение. |
Цель: обучение ребенка конструк-тивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. 1. Ритуал начала занятия. 2. Работа с картинками,отражаю- щими проблемные ситуации. 3. Упражнение «Трио». 4.Упражнение «Групповой портрет». 5. Упражнение «Головомяч». 6. Ритуал окончания занятия. 7. Домашнее задание: ведение Блокнотика самонаблюдения. |
1 |
1. Обсуждение ситуаций.
2. Арт-терапия (рисование).
3. Подвижные игры.
4. Обучение навыкам самонаблюдения. |
1. Картинки с ситуациями.
2. Коробки из под обуви.
3. Бумага А 3.
4. Фломастеры.
5. Мячи среднего размера. |
6. Танцы-противоположности |
Цель: формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Работа с фотографиями». 3. Танцы – противоположности. 4. Упражнение «Рассказ от лица предмета». 5. Ролевая игра «Агрессор- жертва». 6. Ритуал окончания занятия. |
1 |
1. Тренинговые упражнения в кругу.
2. Танцы.
3. Пластика тела. |
1. Фотографии людей с разными эмоциями. 2. Ритмическая инструментальная музыка. 3. Карточки с названиями эмоций. 4. Карточки с названиями явлений природы и предметов. |
7. Хвасталки |
Цель: развитие позитивной самооценки. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Детские воспоминания». 3. Упражнение «Мне в тебе нравится». 4. Упражнение «Хвасталки». 5. Упражнение «Тетрадь мои достижений». 6. Ритуал окончания занятия. |
1 |
1. Работа в кругу.
2. Рисование (арт-терапия).
3. Рефлексия. |
1. Клубок мягкой шерсти.
2. Бумага.
3. Фломастеры и карандаши.
4. Тетрадки. |
8. Сказка |
Цель: Повышение самооценки, усиление ЭГО. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Сказка». 3. Упражнение «Контракт». 4. Упражнение «Новая визитка». 5. Ритуал окончания занятия. |
1 |
1. Работа в кругу.
2. Рисование и сочинение.
3. Рефлексия. |
1. Бумага. 2. Фломастеры и карандаши. 3. Карты с надписями. 4. Заготовки для «контрактов» и новых визитных карточек. |
Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением