Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

 

     В результате проведенной первичной диагностики обработки её результатов (см. таблицу 4) было выявлено, что у всех детей набранных в группу в количестве 10 человек:

     Личностная  тревожность у всех превышает норму: умеренная 3 человека (30%)от группы, высокая 7 человек (70%).

    Ситуативная  тревожность низкая только у одного человека, у остальных: умеренная  2 человека (22%), высокая – 6 человека (78%).

     Вывод: В целом  в группу попали подростки   с повышенным уровнем тревожности,  которым необходима психологическая поддержка, что в свою очередь влияет на успешность коррекционной работы с агрессией этих детей.

2.3.3. Результаты  диагностики по методу  рисуночной фрустрации Розенцвейга

Результаты типов реакций

                                                                         Таблица 5

Ребёнок

ОD

ED

NP

1.Катя П.

 

53,2%

 

2.Рома Д.

60%

   

3.Надя Е.

     

4.Артём К.

 

66,6%

 

5.Леша Д.

 

42,8%

 

6.Андрей Е.

 

64,3%

46,6%

7.Ксюша С.

 

93,2%

 

8.Гриша К.

 

64,3%

 

9.Сергей К.

   

75%

10.Олеся К.

66,6%

   

Общий результат

12,6%

38,4%

12,2%


 

     В результате проведенной   диагностики обработки её результатов  (см. таблицу 5) было выявлено, что  у всех детей, набранных в  группу:

    1. OD – «с фиксацией на препятствии» - 2 чел. (20%)

        ЕD - «с фиксацией на самозащите» -   6 чел. (60%)                                

        NР – «с фиксацией на удовлетворение потребности» - 2 чел.(20%)

   2. Среди детей набранной  группы преобладают следующие  типы реакций:

       OD – «с фиксацией на препятствии» - 12, 6 %

         ЕD - «с фиксацией на самозащите» - 38, 4%

        NР – «с фиксацией на удовлетворение потребности» - 12, 2%    

     Вывод: В  целом в группу попали подростки  с типом реакции «с фиксацией  на самозащите» -  активность  в форме порицания кого-либо, отрицание  или признания, собственной вины, уклонения от упрека направленные на защиту

своего «Я». Ответственность  за фрустрацию никому не может быть приписана

     Вторичную  диагностику по методу  рисуночной  фрустрации Розенцвейга мы не  провели в силу объективных  причин.

     После первичной  диагностики была реализована  программа по снижению агрессивного  поведения у подростков в  Государственном учреждении социального обслуживания  «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края, в котором мы приняли участие. Было проведено  восемь занятий, которые включены в тематический план реализуемой программы подробно представленный в Приложении 3.

     В следующем  параграфе представлены результаты  вторичной диагностики, проведенной после окончания работы по снижению уровня агрессивности.

 

2.3.4. Повторная диагностика и сравнительный анализ состояния агрессии у подростков по опроснику Басса – Дарки, для исследования влияния коррекционной программы на агрессивных детей

Результаты вторичной диагностики состояния агрессии

Таблица 6

Ребё-нок

Виды реак-ций

Физии-ческая

агресся

Косвенная агрессия

Раздра-жение

Негати-визм

Обиды

Подозри-тельность

Вербальная  агрессия

Чувство вины

1.Катя. П

8(80%)

3(33%)

8(72%)

3(60%)

2(25%)

10(83%)

8(62%)

1(10%)

2.Рома.Д

6(60%)

3(33%)

7(54%)

5(100%)

3(38%)

8(67%)

10(77%)

-

3.Надя.Е 

5(50%)

2(22%)

5(55%)

1(20%)

3(38%)

8(67%)

6(46%)

-

4.Артем. К

3(30%)

3(33%)

4(36%)

3(60%)

3(38%)

8(67%)

5(38%)

2(20%)

5.Леша. Д

6(60%)

1(11%)

6(72%)

1(20%)

4(50%)

8(67%)

7(54%)

3(30%)

6.Андрей. Е

5(50%)

3(33%)

8(72%)

1(20%)

6(75%)

4(33%)

7(54%)

5(50%)

7.Ксюша. С

8(80%)

5(56%)

8(72%)

5(100%)

5(63%)

3(25%)

5(38%)

7(70%)

8. Гриша. К

8(80%)

3(33%)

8(72%)

3(60%)

2(25%)

10(83%)

8(62%)

1(10%)

9.Сергей. К

3(30%)

3(33%)

4(36%)

3(60%)

3(38%)

8(67%)

5(38%)

2(20%)

10.Олеся. К

6(60%)

1(11%)

6(72%)

1(20%)

4(50%)

8(67%)

7(54%)

3(30%)

Общий результат

6(60%)

3(33%)

6(60%)

3(60%)

4(50%)

7(58%)

7(73%)

2(20%)


 

Индексы враждебности и  агрессивности

Таблица 7

Ребенок

Агрессивность

Враждебность

1.Катя. П

Высокая

Норма

2.Рома.Д

Чуть выше нормы

Норма


Продолжение табл.7        

Ребенок

Агрессивность

Враждебность

3.Надя.Е 

Норма

Ниже нормы

4.Артем. К

Ниже нормы

Норма

5.Леша. Д

Норма

Норма

6.Андрей. Е

Норма

Норма

7.Ксюша. С

Норма

Чуть выше нормы

8. Гриша. К

Высокая

Норма

3.Надя.Е 

Ниже нормы

Норма

10.Олеся. К

Норма

Норма


 

     Исследование агрессивности после повторной диагностики дало следующие результаты после проведенной программы (см. таблицы 6, 7): ниже нормы агрессивности 2 (20%), норма 5 (50%), выше нормы 1 (10%),  высокий 2 (20%).

     Уровень враждебности  ниже нормы 1 (10%), норма 8 (80%), чуть выше нормы 1 (10%).

     В целом  в группе после окончания программы  наблюдается преобладание следующих  видов агрессии:

     Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. Данные показывают, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 60% выраженности в группе.  

     Косвенная агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная агрессия. Данные показывают, что косвенная агрессия у девиантных подростков составляет 33%.

     Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Данные показывают, что негативизм у девиантных подростков составляет 60% выраженности в группе.   

     Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Данные показывают, что обида у девиантных подростков составляет  75%.                                                                                                                                   

     Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Данные показывают, что подозрительность у девиантных подростков составляет 58%.

     Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Данные показывают, что раздражение у девиантных подростков составляет 60%.

      Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Данные показывают, что вербальная агрессия у девиантных подростков составляет  73%.

    Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Данные показывают, что чувство вины у девиантных подростков составляет 20% норма

     Низкая  результативность  у Ксюши. С по  причине несистематического посещения на занятия.

     Сравнительный  анализ результатов показал, что в результате проведенной программы уровень агрессивности  снизился с очень высокого уровня 5человек (50%) до таких показателей; высокий уровень 2 человека (20%), приблизились нормативным показателям 3 человека (30%). С высокого уровня 2 человека (20%) приблизился нормативному показателю 1человек (10%), чуть выше нормативного показателя 1человек (10%). С чуть выше нормативных показателей 3 человека (30%) приблизился нормативному показателю 1человек (10%), ниже нормативных показателей 2 человека (20%).

Уровень враждебности снизился с очень высокого уровня 5человек (50%) до таких показателей; приблизились нормативным показателям 4 человека (40%), ниже нормативного показателя 1человек (10%). С  высокого уровня 3 человека (30%) приблизились нормативным показателям. Чуть выше нормы 1человек (10%) и норма 1человек (10%) без изменений.

    Конкретные  результаты по каждым видам распределены следующим образом:

    Физическая  агрессия - использование физической силы против другого лица. Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 80% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 60%

     Косвенная агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная агрессия. Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 78% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 33%

     Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 80% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 60%

     Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 75% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 50%                                                                                          

     Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 67% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 58%

     Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 90% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 60%

      Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 85% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 73%

    Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Первичная диагностика показала, что физическая агрессия у девиантных подростков составляет 40% выраженности в группе, а вторичная диагностика показала снижение  до 20%

      Больше  всего снизилась косвенная агрессия  с 78% на 33%.

Мы предполагаем, что  уровень агрессивности в данной группе снизился в связи с применением комплексного воздействия, которое включает в себя: Занятие 3 «Галерея портретов» Цель: обучение ребенка способам выражения гнева, а также отреагирования негативной ситуации в целом; Занятие 4 «Укрощение льва» Цель: обучение навыкам контроля и управления собственным гневом; Занятие 6 «Танцы-противоположности» Цель: формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

Повторная диагностика  и сравнительный анализ уровня

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением