Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа
Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).
ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
Девиантность и ролевое поведение. Одно из возможных социально- психологических определений девиантного поведения – это поведение, связанное с нарушением ролевых предписаний. Предписаниям соответствуют ожидания, имеющиеся у партнеров по ролевому взаимодействию. Для девиантологического подхода имеют особе значение такие факторы ролевого поведения, как социальная компетентность, ожидания и интерпретации ожиданий. ( Анурин В.Ф., 2008, с. 346).
Условно говоря, когда
люди вступают в не жестко
регламентированное
Социальные
теории девиатного поведения. П
Теорию дифференцированных возможностей представили Говард и Ормен. Тогда как в распоряжении членов какой-либо социальной системы имеются законные средства различного масштаба, далеко не каждому индивиду открыт доступ к нелегальным средствам. Согласно теории дифференцированной ассоциации, сформулированной Сазерлендом, девиантному поведению учатся в интеракции с другими индивидами в процессе коммуникации, который включает в себя усвоение а) техник реализации девиантного поведения и б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения. (Шнейдер Л.Б., 2005, с. 8).
Крупнейшими социологическими
теориями девиантного
Субкультурная
теория. Родоначальником этого направления
можно считать Т. Селлина, опубликовавшего
в 1938 году работу “Конфликт культур и
преступность.
Теория наклеивания ярлыков. Теоретико-методологической базой этого подхода является символический интеракционизм Дж. Г. Мида (Словарь, 1990, с.186-187).
Теория конфликта основана на предпосылке того, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс (Мостовая И.В. – Ростов-на-Дону, 1999. -С. 190).
Теория дифференциальной ассоциации. Данная теория основывается на положении о том, что девиация - продукт особых девиантных норм и ценностей. Эдвин Сатерленд (1947), первым выдвинувший эту теорию, рассматривал девиантное поведение как результат социализации (Сатерленд Э.Х., 2006, с. 45).
1.2. Агрессивное поведение как вид девиантного поведения.
Жестокость
и агрессивность, по
В психологических
исследованиях выделяются социа
1) взаимоотношения в семье;
2) символические примеры, предлагаемые масс-медиа;
3) взаимоотношения со сверстниками.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе (Фельдштейн Д.И., 2005).
Э.Фром считает,
что существуют два вида
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют её социальной агрессией и связывают с действиями социально – деструктивного характера, в результате которых может быть нанесён ущерб другой личности или имуществу, причём эти факты не обязательно должны быть наказуемы по закону.
Агрессия принимает самые разнообразные формы
– явные или латентные. Несмотря на
то, что термин «агрессия» обычно употребляется
для обозначения разрушительных намерений,
его распространяют и на более позитивные
проявления, например активность, порождаемую
честолюбием. (Оклендер В., 2007).
Наиболее
же привычными проявлениями
Внутренними
репрезентациями агрессии
Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо – сексуального влечения в широком смысле.
В более лёгких случаях психопатологии ненависть приобретает форму жёстких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжёлых формах проявляются садистские наклонности – желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти – стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся.
Таким образом,
агрессия как внутренняя
действий – индивидуальная особенность (Давыдов В.В. и др., 2003).
Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющихся в фантазиях. Лица, отличающиеся высокой агрессивностью, ведут себя подобным образом в различных ситуациях по отношению к большинству людей и различных социальных объектов.
Можно утверждать,
что агрессия как форма
Попытаемся
уточнить характер взаимосвязи
между агрессией и агрессивным
поведением. Очевидно, что переживание
агрессии человеком не
Выделяются различные формы проявления агрессии, которые наглядно представлены в таблице 1.
Формы проявления агрессии
Таблица 1
Форма агрессии |
Примеры |
Физическая – активная прямая Физическая – активная непрямая Физическая – пассивная прямая Физически – пассивная непрямая Вербальная – активная прямая Вербальная – активная непрямая Вербальная – пассивная прямая Вербальная – пассивная непрямая |
Избиение, ранение оружием Закладывание мин и ловушек Стремление физически не позволять что – то сделать (сидячая демонстрация) Отказ от выполнения необходимых задач (освободить проход) Словесное оскорбление, унижение Распространение сплетен и клеветы Бойкот Отказ от пояснений |
В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей является концепция Г. Аммона, который выделяет следующие её виды:
- Конструктивная агрессия (открытое проявление агрессивных побуждений реализуемое в социально приемлемой форме.
- Дифференцированная агрессия (отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений);
- Деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности). (Романов А.А., 2004, с. 48).
Считается, что в подростковой агрессии наиболее ярко выступают следующие особенности:
- высокая эффективная зараженность поведенческих реакций;
- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
- кратковременность реакций с критическим выходом;
- низкий уровень стимуляции;
- недифференцированная направленность реагирования;
- высокий уровень готовности к агрессии.
Критерии агрессивности подростков:
- угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом);
- инициируют физические драки;
- используют в драке предметы, которые могут ранить;
- физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно);
- воровство по отношению к человеку, который не нравится;
- намеренная порча имущества;
- шантаж, вымогательство;
- отсутствие дома ночью без разрешения родителей;
- побег из дома;
- не ходит в школу, либо выгнали из школы (Подросток на перекрестке эпох, 2007).
Характерологические особенности агрессивности подростков дают ключ к тем направлениям, в которых нужно строить коррекционную работу:
- воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по
отношению к ним;
- сверхчувствительны к негативному отношению к себе;
- заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
- не оценивают собственную
агрессию как агрессивное
- всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
- в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.)
отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо;
- склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
- имеют ограниченный набор
- в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
- слабо развит контроль над своими эмоциями;
- слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;
- боятся непредсказуемости в поведении родителей;
- имеют неврологические
слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;
- не умеют прогнозировать
застревают на проблемной ситуации);
- положительно относятся к
собственной значимости и силы;
- имеют высокий уровень
- имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
- чувствуют себя отверженными (Хорни К., 1994).
Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
1) стремление получить сильные впечатления;
2) заболевания ребенка;
3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
4) неблагополучная ситуация в семье;
5) стремление к самостоятельности и независимости;
6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением