Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа
Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).
ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
Основные формы и методы
На занятиях дети разделяются на группы по возрасту и проблематике:
группа №1 – развитие познавательных процессов;
группа №2 – снижение уровня тревожности;
группа №3
– снижение уровня
группа №4 – развитие мышления;
группа №5 – развитие мелкой моторики.
Основной задачей психокоррекции детей с девиантным поведением является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем. В основе нарушения поведения у таких детей лежит недостаточность его произвольной регуляции, опираясь на деятельностный принцип в психологии выделяют основные блоки структуры поведения ребенка:
1. Мотивационный блок - включает в себя умение выделить, осознать и принять цель поведения;
2. Операционно-регуляторный блок - умение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и по времени;
3. Блок контроля - умение контролировать свое поведение и вносить необходимые коррективы.
Трудности
осознания своего поведения
После проведения
психологической диагностики
Вторая
задача психокоррекции поведени
Перед психологом стоит
задача научить подростка объективно
оценивать эти трудные для него ситуации,
смотреть на них как бы со стороны. С этой
целью проводятся групповые занятия с
подростками на уровне реального поведения.
Подростку предлагается трудная для них
ситуация в форме ролевой игры. Психолог
играет роль родителя или приятеля и предлагает
подростку разрешить эту ситуацию и выбрать
наиболее приемлемые варианты выхода
из нее. Все члены группы выступают в главной
роли и разрешают ситуацию. После этого
результаты игры обобщаются. На доске
выписываются все предложенные варианты
поведения, а затем обсуждается, какие
варианты наиболее приемлемы для каждого
подростка. Сами ситуации психолог подбирает
из реальной жизни подростка.
Третья
задача психокоррекции
ситуациях.
Для подростков рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр драматизаций, в которых должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы.
Для коррекции
поведения важно развивать
Занятия проводятся небольшой (до 5 человек)
группой через день поэтапно с учетом
возрастных и индивидуально-психологических
особенностей ребенка.
Первый этап - успокаивающий, в процессе
которого используется вербально-музыкальная
психокоррекция для снятия психического
напряжения. Затем предлагаются зрительно-музыкальные
образы, помогающие убрать тревожность
и создать позитивные установки на последующие
занятия.
Второй этап - обучающий. На этом этапе
дети осваивают релаксирующие упражнения.
Используются упражнения на вызывание
тепла, регуляцию дыхания, ритма и частоты
сердечных сокращений.
Третий
этап - восстанавливающий. На фоне релаксации подростки выполняют
специальные упражнения, помогающие корректировать
настроение, развивать коммуникативные
навыки, перцептивные процессы и прочие.
Психорегулирующая тренировка (ПРТ) способствует
повышению устойчивости детей и подростков
в экстремальных ситуациях, улучшению
концентрации внимания, уменьшению эмоционального
напряжения. При систематических ПРТ у
детей и подростков нормализуются тормозные
процессы, что дает им возможность управлять
своим эмоциональным состоянием подавлять
вспышки раздражения и гнева. Рационально
использовать ПРТ с подростками, у которых
эмоциональные проблемы возникают в основном
в сфере межличностных конфликтов (Мамайчук
И. И., 2001).
Также проводится
трудотерапия, песочная терапия
и т.д. Создаются кружки (гитара,
изобразительное искусство,
Описание деятельности учреждения см. Приложение 1.
Психологическая коррекция агрессивного
поведения в условиях Государственного учреждения социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края
При попытке психологической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.
Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий и добиваться их эмоционально положительного разрешения путем психодрамы.
Представляется
целесообразным строить
Первый уровень – переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений и до более сложных форм аутогенной тренировки.
Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным
отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях ( Кудрявцев, 1989).
На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей.
Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального контроля, а также высокого уровня самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях.
Составление
и реализация
ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ БЛОКОВ |
Первый блок «Тренинг модификации поведения» Коррекционный блок
для агрессивных подростков |
Второй блок «Тренинг эффективности родителей» Программа для родителей
подростков с нарушениями |
Третий блок «Тренинг психологической компетентности учителя» Третья программа
имеет целью информирование |
Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, необходимо учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний; в эмоциональной сфере – катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере – мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление. (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).
Принципы коррекционной работы. В целях проведения успешной коррекции выделяют следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
- контакт с ребенком;
- уважительное отношение к личности ребенка;
- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
- сотрудничество
с ребенком – оказание
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ |
1. Коррекционная
работа, направленная на обучение
ребенка приемлемым способам вы Первая стадия –
«предоставлять детям Вторая стадия –
помочь детям подойти к Третья стадия - «дать
возможность прямого Четвертая стадия
– «обсуждать с детьми, что
заставляет их гневаться, в
каких ситуациях это чаще Задачей психолога
на стадии отреагирования Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы: - комкать и рвать бумагу; - бить подушку или боксерскую грушу; - топать ногами; - громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана; - пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т.д.); - написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; - втирать пластилин в картонку или бумагу; - использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях) (Фомель К.,1998.). |
2. Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции). Коррекционная работа
в данном направлении - в установлении определенных
правил, которые помогут детям
справиться с собственным - в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации); - в обучении релаксационным
техникам с применением Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примеры упражнений:
лепка снежной бабы (изображает
ребенок, сжимание воображаемог Следующим очень ответственным
и не менее важным Для тренировки навыка
распознавания эмоциональных |
3. Коррекционная
работа, направленная на обучение
ребенка конструктивным поведен Цели и задачи данного
коррекционного направления |
4. Формирование
осознавания собственного В семьях агрессивных
детей, как правило, Развитие эмпатии, а также осознавание собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми. Методы: определение
состояния человека по |
5. Развитие позитивной самооценки. Методы: реконструкция
позитивного образа через передача мягкой игрушки со словами: «Мне в тебе нравится…», хвасталки, копилка хороших поступков, тетрадь достижений. Аутоагрессия и ее профилактика. Основной задачей психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях: - снятие психологического
напряжения в - уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; - формирование компенсаторных механизмов поведения; - формирование адекватного отношения к жизни и смерти. Известно, что всякая
агрессия – внутренняя или
внешняя – является признаком
кризиса. Психологу необходимо
быть информированным о Работая с подростками
в кризисных ситуациях, |
Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением