Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

     Основные формы и методы психологической  коррекции. Во время адаптации ведётся индивидуальная работа с ребёнком. По 3,5 часа в день проводятся  тренинги, направленные на развитие коммуникативные навыки, познавательной, эмоционально-волевой  и личностной сферы.

     На  занятиях  дети разделяются  на группы  по возрасту и проблематике:

    группа №1 – развитие познавательных процессов;

    группа №2  – снижение уровня тревожности;

    группа №3  – снижение уровня агрессивности;

    группа №4  – развитие мышления;

    группа №5  – развитие мелкой моторики.

     Основной  задачей психокоррекции детей  с девиантным  поведением является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем. В основе нарушения поведения у таких детей  лежит недостаточность его произвольной регуляции, опираясь на деятельностный принцип в психологии выделяют основные блоки структуры поведения ребенка:

    1. Мотивационный блок - включает в себя умение выделить, осознать и принять цель поведения;

    2. Операционно-регуляторный блок - умение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и по времени;

    3. Блок контроля - умение контролировать свое поведение и вносить необходимые коррективы.

     Трудности  осознания своего поведения свойственны  многим детям с девиантным  поведением. Это проявляется в  слабой рефлексии, в незнании своих характерологических особенностей, а также в недооценке ребенком или подростком имеющейся психотравмирующей ситуации, способствующей  его поведению. В связи с этим задача психокоррекции раскрыть  подростку его личностный потенциал. Психолог на основе комплексного психологического и патопсихологического обследования  подростка выделяет системообразующий фактор, определяющий их поведение, В качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, установки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состояния и др. у подростков с нарушением поведения, такими системообразующими факторами чаще всего являются субъективно-личностное отношение  к психотравмирующим воздействиям и эмоциональное состояние. Все это способствует формированию разнообразных патохарактерологических реакций: оппозиции, протеста, агрессии, бродяжничества и др.

     После проведения  психологической диагностики психолог  в доступной для подростка  форме рассказывает об особенностях  его личности, позитивных и негативных ее сторонах. Такую беседу подкрепляют иллюстрациями, графиками, схемами, примерами из жизни подростка. Психологу необходимо пробудить у подростка интерес к самому себе, к своей личности и особенностям поведения.

     Вторая  задача психокоррекции поведения детей подростков  - это обучение их умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации.  
     Перед психологом стоит задача научить подростка объективно оценивать эти трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. С этой целью проводятся групповые занятия с подростками на уровне реального поведения. Подростку предлагается трудная для них ситуация в форме ролевой игры. Психолог играет роль родителя или приятеля и предлагает подростку разрешить эту ситуацию и выбрать наиболее приемлемые варианты выхода из нее. Все члены группы выступают в главной роли и разрешают ситуацию. После этого результаты игры обобщаются. На доске выписываются все предложенные варианты поведения, а затем обсуждается, какие варианты наиболее приемлемы для каждого подростка. Сами ситуации психолог подбирает из реальной жизни подростка.

     Третья  задача психокоррекции поведения   подростка - об учении и расширении  диапазона  возможных  вариантов   поведения  в  трудных   для  них 

ситуациях.

     Для подростков рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр драматизаций, в которых должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы.

     Для коррекции  поведения важно развивать саморегуляцию.  С этой целью используется система психорегулирующих тренировок, разработанная нами для детей и подростков. Основной целью этих занятий является: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

     Занятия проводятся небольшой (до 5 человек) группой через день поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.  
     Первый этап - успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция для снятия психического напряжения. Затем предлагаются зрительно-музыкальные образы, помогающие убрать тревожность и создать позитивные установки на последующие занятия.  
     Второй этап - обучающий. На этом этапе дети осваивают релаксирующие упражнения. Используются упражнения на вызывание тепла, регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.

     Третий  этап - восстанавливающий. На фоне релаксации подростки выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы и прочие.  
Психорегулирующая тренировка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей и подростков в экстремальных ситуациях, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических ПРТ у детей и подростков нормализуются тормозные процессы, что дает им возможность управлять своим эмоциональным состоянием подавлять вспышки раздражения и гнева. Рационально использовать ПРТ с подростками, у которых эмоциональные проблемы возникают в основном в сфере межличностных конфликтов (Мамайчук И. И., 2001).

     Также проводится  трудотерапия, песочная терапия  и т.д. Создаются кружки (гитара, изобразительное искусство, вокал,  танцевальный и т.п.).

     Описание  деятельности учреждения см. Приложение 1.           

 

Психологическая коррекция агрессивного

поведения в  условиях Государственного  учреждения социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края

     При попытке  психологической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.

     Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка.        В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем -  не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий и добиваться их эмоционально положительного разрешения путем психодрамы.

     Представляется  целесообразным строить психологическую  коррекционную работу при различных  формах агрессивного поведения  с учетом уровней агрессии.

    Первый уровень – переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений и до более сложных форм аутогенной тренировки.

     Второй уровень связан  с эмоционально-личностным,  дифференцированным

отношением, поэтому на втором этапе работы целесообразно  акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных  на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях ( Кудрявцев, 1989).

     На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения. Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей.

     Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального контроля, а также высокого уровня самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях.

     Составление  и реализация психокоррекционных  программ опирается в каждом  конкретном случае на ту или  иную теоретическую модель, собственную  концепцию психолога, особенности группы и ее участников и другие параметры, о которых упоминалось ранее. Например, И.А.Фурманов представляет программу комплексной коррекции, включающую три блока: «Тренинг модификации поведения», «Тренинг эффективности родителей», «Тренин психологической компетентности учителя».

ОПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ  БЛОКОВ

Первый блок «Тренинг модификации поведения»

     Коррекционный блок  для агрессивных подростков представляет  собой психологический тренинг  интегративного типа с элементами  различных психотерапевтических техник. Его целью является поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирования негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Второй блок «Тренинг эффективности родителей»

     Программа для родителей  подростков с нарушениями поведения  направлена на создание психологических  условий для преодоления родительских  ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

Третий блок «Тренинг психологической компетентности учителя»

     Третья программа  имеет целью информирование педагогов  об индивидуально-психологических  особенностях личности подростка  с агрессивным поведением и  обучение эффективным способам  взаимодействия с ним средствами  конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия.


 

 Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации  функционирования личности. Во-вторых, необходимо учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний; в эмоциональной сфере – катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере – мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление. (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

     Принципы коррекционной работы. В целях проведения успешной коррекции выделяют следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:

     - контакт  с ребенком;

     - уважительное  отношение к личности ребенка;

     - безоценочное  восприятие личности ребенка,  принятие его в целом;

     - сотрудничество  с ребенком – оказание конструктивной  помощи в отреагировании проблемных  ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. (Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе, 1997, Кн. 1)

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

     1. Коррекционная  работа, направленная на обучение  ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

     Первая стадия –  «предоставлять детям практически  приемлемые методы для выражения  гнева безопасным способом во  внешнем плане».

     Вторая стадия –  помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев и ситуацию в целом прямо «здесь и теперь» (В. Оклендер, 1997.), (Рычкова Н.А., 2000).

     Третья стадия  - «дать  возможность прямого вербального  контакта с чувством гнева; «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует» (В. Оклендер, 1997). 

     Четвертая стадия  – «обсуждать с детьми, что  заставляет их гневаться, в  каких ситуациях это чаще происходит, как они это обнаруживают и  как ведут себя в это время»  (В.В.Давыдова и др., 1983.).

     Задачей психолога  на стадии отреагирования гнева  является помощь ребенку в  плане высвобождения его истинных  переживаний (боли, обиды), которые  часто прячутся за внешним  проявлением гнева. Также необходимо  помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное. (Мангуссон Д., 1983).

     Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом. Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

     - комкать и рвать  бумагу;

     - бить подушку или  боксерскую грушу;

     - топать ногами;

     - громко  кричать,  используя «стаканчик» для криков  или «трубу», сделанную из ватмана;

     - пинать ногой подушку  или консервную банку (из-под  «Пепси», «Спрайта» и т.д.);

     - написать на бумаге  все слова, которые хочется  сказать, скомкать и выбросить бумагу;

     - втирать пластилин  в картонку или бумагу;

     - использовать водяной  пистолет, надувные дубинки, батут  (в домашних ситуациях) (Фомель  К.,1998.).

     2.   Психологические  методы, приемы, упражнения, направленные  на обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции).

     Коррекционная работа  в данном направлении заключается:

     - в установлении определенных  правил, которые помогут детям  справиться с собственным гневом;

     - в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

     - в обучении релаксационным  техникам с применением глубокого  дыхания (В.В.Давыдова и др., 1983)

     Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

     Примеры упражнений: лепка снежной бабы (изображает  ребенок, сжимание воображаемого апельсина, сдвигания воображаемого камня, упражнения с использованием глубокого дыхания и визуальных образов.

     Следующим очень ответственным  и не менее важным направлением  является обучение навыкам распознавания  и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих (Раттер ,1987).

     Для тренировки навыка  распознавания эмоциональных состояний  можно использовать большие таблицы  и плакаты с изображением различных  эмоциональных состояний. 

     3. Коррекционная  работа, направленная на обучение  ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

     Цели и задачи данного  коррекционного направления работы  с агрессивными детьми -  это  научить ребенка видеть различные  способы поведения в проблемной  ситуации, а также помочь ребенку  сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте – снять) деструктивные элементы в поведении (Руденский Е.В., 1998).

     4. Формирование  осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств  других людей, развитие эмпатии.

     В семьях агрессивных  детей, как правило, игнорируется  внутренний мир ребенка, проявляется  безразличие к его чувствам. Тем  самым у детей формируется  нечувствительность к эмоциональному  состоянию других людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному).

       Развитие эмпатии, а также осознавание собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.

     Методы: определение  состояния человека по фотографии, рисунок или пластические изображения эмоций, пары с противоположными эмоциями, изображение явлений природы, ролевые игры (Мур Б.Э., Файн Б.Д.,2000).

     5.   Развитие  позитивной самооценки.

     Методы: реконструкция  позитивного образа через детские  воспоминания,

передача мягкой игрушки со словами: «Мне в тебе нравится…», хвасталки, копилка хороших поступков, тетрадь  достижений.

     Аутоагрессия и ее профилактика. Основной задачей психолога является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях:

    - снятие психологического  напряжения в психотравмирующей  ситуации;

    - уменьшение эмоциональной  зависимости и ригидности;

    - формирование компенсаторных  механизмов поведения;

    - формирование адекватного  отношения к жизни и смерти.

     Известно, что всякая  агрессия – внутренняя или  внешняя – является признаком  кризиса. Психологу необходимо  быть информированным о важнейших  кризисных ситуациях детей и  подростков, уметь выявлять их, оказывать  своевременную помощь в их разрешении.

     Работая с подростками  в кризисных ситуациях, психолог  может применять различные техники:  ментального переживания; внутреннего  диалога; самоосвобождения и др. (П. Теппервайн). В психологической  практике в таких случаях используется  кризисная интервенция (Е. Миндельман, Э. Эриксон), которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и «телефона доверия». При диагностике суицидального поведения подростков можно применять комплекс методик, адаптированных М.В. Горской, Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и «Метод незаконченных предложений». (Зиановская Е.В.–М., 2004)                                                                               

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением