Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

     - как менялось  их состояние в процессе выполнения  упражнения;

     - чем отличаются  чувства в начале и в конце  упражнений;

 

     Упражнение. «Осознание гнева через сенсорные каналы» (на что похож твой гнев?  Какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах?)

     Как работает  данное упражнение, хочется пояснить  на примере. Слово «ссора»,  которое автор использовал в  работе с детьми, можно заметить на слове гнев.

     Пример: Подготовительная  группа дошкольной гимназии собирается  на занятия. В коридоре выстраивается  цепочка детей, в какой последовательности  идти на урок. За первое место  разгорелся спор между мальчиком  и девочкой (лидерами в группе), очень быстро перешедший в драку, в которую с удовольствием втянулась часть группы. Надо заметить что группа в целом отличалась повышенной агрессивностью. Равняв основных драчунов (остальные перестали драться сами) и, рассадив их в разные концы класса я предложила детям поговорить о ссорах что было принято с большим энтузиазмом. Приемы которые я использовала в разговоре, родились спонтанно, но оказались весьма эффективными, с тех пор я всегда использую их в работе с агрессивными детьми. Мне хотелось, чтобы дети сами осознали, что стоит за их агрессивным поведением.

     1. Сначала  я попросила каждого высказаться  на тему: «Что такое ссора?»

     2. Потом  каждый ребенок высказался на  тему: «Как возникает ссора, с  чего она начинается?»

     3. Далее я попросила детей рассказать: «Был ли в вашей жизни хотя бы один раз, когда ссору начинали вы сами?»

     4. Затем  я спросила детей: «А что  вам нравится в ссоре?»

     5. Потом  мы обсудили: «Что не нравится  в ссорах?»

     6. Далее  я спросила детей: «Если бы ссора имела цвет, то какого бы цвета она была?»

     7. «А какая  ссора на вкус?»

     8. «А если  ссору потрогать, то какая она?»

     9. «А какая  ссора на слух?»

     10. Затем  я предложила детям нарисовать  ситуацию, в которой у них произошла  ссора.

 

    Упражнение. «Рецепт: как сделать ребенка  агрессивным»

     В ходе  этой игры дети могут разобраться  в том, что они называют агрессивным  поведением. Они могут разобраться также в своем собственном агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

     Первая часть:

1) попросите детей  представить агрессивного человека  и проследить мысленно, что обычно  делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит;

2) пусть дети возьмут  бумагу и напишут небольшой  рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка;

3) затем дети зачитывают  свои рецепты и изображают  агрессивного ребенка (как он  ходит, как смотрит, какой у  него голос, что он делает);

4) стоит обсудить с  детьми:

- что им нравится в агрессивном ребенке;

- что не нравится;

- что бы они хотели  изменить в таком ребенке. 
    Вторая часть:

     1) далее  попросите детей подумать о  том, когда и как они стали  проявлять агрессию? Каким образом  они могут вызвать агрессию  по отношению к себе?

     2) пусть  дети возьмут еще лист бумаги  и разделят его вертикальной  линией пополам на левую и  правую части. Слева записывается, как окружающие в течение учебного дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям;

     3) после  того как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:

- знают ли они таких  детей, которые бывают агрессивными;

- как они считают,  почему люди бывают агрессивными;

- всегда ли стоит  прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (например, каким?);

- как ведет себя  жертва агрессии;

- что можно сделать,  чтобы не быть жертвой.

 

Занятие 4 «Укрощение льва»

     Правила «Укрощения моего гнева»

     1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».

     2. Прежде  чем перейдешь к действию, глубоко  вдохни и посчитай до 10.

     3. Для особо  драчливых детей. Прежде чем  перейдешь к действию, сильно  сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

     4. Перевод  деструктивных действий с физического  на вербальный план. Прежде чем  перейдешь к действию, остановись  и подумай, что ты хочешь  сделать.

     5. Прочие  правила. 

     К данному  типу правил относятся индивидуальные  правила, составленные для конкретного ребенка, в зависимости от характера проявляемой им агрессии (говорит грубо со старшими, портит вещи, больно бьет и т.д.). Например, такими правилами могут быть: «Говори уважительно со старшими», «Относись бережно к вещам», «Держи руки при себе». 

 

     Упражнение «Апельсин»

     Дети лежат  на спине, голова чуть набок,  руки и ноги слегка расставлены  в стороны. Попросите детей  представить, что к их правой  руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).

     «Разожмите  кулачок, откатите апельсин (некоторые  Дети представляют, что они выжали  сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»

     Затем апельсин  подкатился к левой руке. И  та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

 

     Упражнение «Сдвинь камень»

     Дети лежат  на спине. Попросите их представить,  что возле правой ноги лежит  огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая, мягкая, отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

 

     Упражнение «Черепаха»

     Упражнение  делается лежа, лучше на боку  или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, - 5-10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется, 5-10 сек.).

 

     Упражнение «Морская звезда»

     Это упражнение  следует делать как завершающее  после предыдущего комплекса  (1-4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте — то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 мин.

В конце упражнения попросите  детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

 

Мышечная  релаксация для детей от 9 лет  с использованием глубокого дыхания и визуальных образов.

Прежде чем приступить к прогрессивной мышечной релаксации, необходимо обучись детей глубокому дыханию. Расслаблению способствует медленное и глубокое дыхание с помощью диафрагмы. Маленьких детей учат такому дыханию с помощью упражнения «надуй шарик в животик и медленно его сдуй». Детей постарше можно попросить сделать следующее:

- при вдохе постараться  наполнить воздухом живот, а  потом, продолжая вдох, заполнить  воздухом грудь. Когда ребенок  почувствует, что продолжать вдох далее ему тяжело, пусть слегка сожмет диафрагму 
(перед упражнением надо показать ребенку, где находится диафрагма) и плавно выдохнет, живот при этом начнет втягиваться.

Глубокий  вдох — задержка дыхания — плавный  выдох

Желательно постепенно довести вдох по 5 ударов пульса, задержку дыхания - до 3 ударов, а плавный выдох — до 5 ударов пульса (5 — 3 — 5);

- после того как  ребенок освоил глубокое дыхание  с задержкой и со счетом, можно  подключать к дыханию визуальные образы.

Для этого необходимо:

- сесть поудобнее или лечь;

- сделать глубокий  вдох;

- на задержке дыхания  представить человека, на которого  разозлился (или 

ситуацию);

- выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка; сделать  упражнение несколько раз.

Иногда на задержке дыхания  у детей возникает зрительный (символический) образ гнева (пусть они его тоже выдохнут в виде облачка).

 

Занятие 5 «Хорошее настроение»

     Упражнение «Работа с проблемными  ситуациями»

     Работа  с картинками заключается в  том, что детям предлагается  придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении преследуются две цели — дать возможность агрессивному ребенку увидеть различные варианты поведения (через рассказы других детей), а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.

     Когда вся  группа работает с одной картинкой.  Дети поочередно предлагают свои  варианты поведения и совместно (в обсуждении) придумывают истории-продолжения. В конце упражнения mojk-но попросить детей нарисовать те варианты истории, которые им больше всего понравились.

     Блокнотик  самонаблюдения ведётся в целях  контроля над своим поведением  и закрепления позитивных поведенческих навыков.

     По данной  методике ребёнку предлагается  вести запись самонаблюдения  в блокнотике по следующей  форме:

Реальная ситуация, которая  произошла с тобой (в школе, детском  саду, во дворе, дома)

    Что ты

 чувствовал?

Что ты думал при этом?

  Что тебе

  хотелось   сделать?

Что ты сделал на самом  деле?

Знак (символ), если удалось  проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения)


     Блокнотик  самонаблюдений также помогает  ребёнку лучше осознать свои  чувства, мысли и мотивы собственного поведения, что для агрессивного ребёнка является весьма актуальной задачей.

 

     Упражнение «Трио»

   Это прекрасная  групповая игра с нарастающим  уровнем сложности, в ходе которой  дети учатся синхронизировать свои движения с движениями других детей.

     Для начала  понадобятся три добровольца.  Они должны встать в одну шеренгу плечом к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки: в одну — левую ногу, в другую — правую. Стоящий справа от «центрального» ставит свою левую ногу в коробку с правой ногой «центрального», а стоящий слева — правую ногу в коробку с левой ногой того, кто стоит в центре.

     Теперь  все трое должны попробовать  пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

     В конце  игры обсудите с детьми:

     - понравилась  ли им игра;

     - что было  труднее всего;

     - что помогло  им справиться с заданием.

 

     Упражнение «Групповой портрет»

     Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет рисует. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).

     В конце  представления картин обсудите  с детьми:

     - что ты  чувствовал, когда рисовали тебя;

- что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка;

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением