Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

- как вы пришли к  решению, кого, где рисовать;

- довольны ли вы  своими портретами, которые рисовали другие;

- насколько вам понравилось  работать вместе;

- портрет какой команды  понравился больше всех, почему.

 

     Упражнение «Головомяч»

     Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга.

     Лечь нужно  на живот так, чтобы ваша  голова была напротив головы  партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Можно держать друг друга руками, если понадобится.

     Когда дети  научатся легко справляться с  этой задачей, можно её усложнить,  объединив детей в тройки.

 

Занятие 6 «Танцы-противоположности»

     Упражнение «Работа с фотографиями»

     Для работы  необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых  или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях. В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома.

     Детям предлагается  рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии.

Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите  детей придумать историю, которая  произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько.

Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они сами подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.

     Упражнение «Танцы-противоположности»

     Для работы  понадобятся кассета с записью  ритмичной инструментальной музыки и набор карточек с названиями эмоций (чувств):

1) детей просят разбиться  на пары, и каждой паре дается карточка с названием эмоций. Такими эмоция ми могут быть: веселый — грустный, жадный — щедрый, смелый - трусливый, нервный - спокойный, 
бунтарский — покорный, бодрый - скучающий, сердитый - довольный и т.п.;

2) дети знакомятся  с карточками, не показывая их  окружающим. Их задача - придумать  танец, в котором они будут изображать противоположные чувства. Например, один ребенок изображает грустный танец, другой — веселый. Через 1—2 минуты дети меняются ролями;

3) задача других детей  - отгадать, какие чувства-противоположности изобразила в своем танце пара. Если кто-либо из детей захочет подключиться к танцу, не надо им мешать.

 

Упражнение «Рассказ от лица предмета»

Для работы понадобятся  заранее заготовленные карточки с названиями предметов и явлений природы. Например: солнце, гроза, река, пароход, чайник, велосипед и т.д.

Детям раздаются карточки с названием предметов и явлений  природы. Задача каждого ребенка - пластически изобразить данный предмет или явление природы и придумать небольшой рассказ от лица этого предмета (явления). Другие дети должны отгадывать, какое явление (предмет) было изображено.

После того как предмет (явление) будет отгадан, ребёнок рассказывает небольшую придуманную историю от лица этого предмета (явления).

 

Упражнение  «Агрессор - жертва»

Ход игры:

1) составьте вместе  с ребенком список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок,   как   правило,   выбирает   агрессивный   стиль   поведения  (больно

бьет, портит вещи, проявляет  вербальную агрессию и т.п.);

2) выберите ту из  них, которая является наиболее  типичной для данного ребенка, и проиграйте ее вместе с ребенком. Причем в первом варианте игры  ребенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог - самого «агрессивного» ребенка, психолог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить манеру невербального поведения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно».

По окончании ролевой  игры обсудите вместе с ребенком: как он себя чувствовал в роли жертвы;

- что он чувствовал  по отношению к «нападающему», 
- что он думал о нем;

- изменилось ли его  отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;

- если да, то можно  ли изменить свое поведение  в данной ситуации, сделать его  более конструктивным, менее агрессивным;

 обсудите вместе  с ребенком эти новые варианты;

- закрепите в ролевой  игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации.

Занятие 7 «Хвасталки»

Упражнение  «Детские воспоминания».

Один ребенок –  доброволец усаживается на «горячий стул», остальные дети располагаются  полукругом.

Ход игры:

1) ведущий просит детей  внимательно посмотреть на сидящего, на стуле (правило – «быть доброжелательным». Дети должны постараться, опираясь на свои ассоциации, описать и высказать свои представления о том, каким был ребенок, сидящий на стуле, в более раннем детстве (ассоциации – свободные, конкретный возраст не обязателен):

- как он выглядел  внешне;

- какая была любимая  одежда;

- какая была любимая  еда;

- чем любил заниматься;

- какие игрушки были  любимыми;

- какой был характер;

- кто любимые сказочные  герои;

- на свое усмотрение  все, что считаете возможным сказать (любимые друзья, сказки, мультфильмы и т.д.);

2) пока дети высказываются,  ребенок, сидящий на «горячем»  стуле, молчит. После того как  выскажутся все дети, ведущий  задает вопрос ребенку, сидящему на «горячем» стуле: «Что из того, о чем говорили дети, совпадает с твоими воспоминаниями, а чтец не совсем? Что ты любишь делать сейчас?»;

3) после того как  все дети побывают на «горячем»  стуле, проводится обсуждение:

- понравилось ли тебе  быть на «горячем» стуле;

- если понравилось,  то что именно;

- что не понравилось;

- где ты себя лучше  чувствовал: на «горячем» стуле или в группе.

 

Упражнение  «Мне в тебе нравится…».

Для работы понадобится  клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.

Ход игры:

    1) дети вместе  с ведущим садятся в круг. Ведущий  просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой  стрелке), со словами «Мне в  тебе нравится...». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, 
учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда 
клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей 
на то, что ниточка их всех объединила;

    2) через несколько  секунд (8-10 сек.) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;

    3) не выходя  из круга, следует обсудить  с детьми, что они чувствовали, когда:

- получали клубок и  слышали в свой адрес комплимент;

- сами передавали его  и говорили комплимент соседу;

- что было для них  труднее, а что проще;

- что они чувствовали,  когда нить объединила их?

     Лучше, если  ребенок, который захочет высказаться, будет держать в руках клубок.

 

     Упражнение «Хвасталки».

     Упражнение  выполняется в небольшой группе (5-6 человек).

     Для работы  понадобятся лист бумаги для  рисования, фломастеры или цветные мелки.

Ход игры:

1) дети садятся в круг. Ведущий раздает детям бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми они гордятся. Например, кто-то научился хорошо плавать, а кто-то великолепно ныряет, кто-то хорошо поет или танцует, кто-то замечательно ответил урок у доски, а кто-то заступился за младшего и т.п. Затем ведущий просит детей поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) 
в виде небольших рисунков;

2) после того как  рисунки будут выполнены, дети  по одному выходят в центр круга вместе с рисунком и рассказывают о своих поступках или качествах, которыми они гордятся, группе. Дети внимательно слушают, и в конце рассказа каждый ребенок говорит выступающему: «Я очень рад за тебя».

 

     Упражнение «Тетрадь моих достижений».

     Инструкция: «Я хочу, чтобы вы завели одну очень особенную тетрадь. Эта тетрадь предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Вы никому не обязаны показывать ее:

     1) давайте  начнем с того, что украсим обложку этой тетради. Возьмите лист бумаги и напишите на нем большими буквами: «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ». Внизу подпишите свое имя. Если вам придет в голову 
какая-то другая фраза, то напишите ее (помогите детям придумать интересные альтернативы). Раскрасьте буквы восковыми мелками или фломастерами, выбрав для этого цвета, которые больше всего вам нравятся. Когда закончите работу, приклейте этот лист на обложку тетради;

     2) теперь  вы можете начать заполнять  первую страницу тетради. Вспомните свой особенно замечательный успех. Нарисуйте картинку этого успеха на первой странице своей тетради. Раскрасьте ее в самые любимые свои цвета».

     Важно, чтобы,  заполняя тетрадь в течение  года, ребенок имел возможность вклеить в тетрадь самые лучшие свои работы по разным предметам.

 

Занятие 8 «Сказка».

     Упражнение «Сказка».

     Ведущий.  У каждого из нас есть свой  «дракон». Это наши недостатки, с  которыми мы миримся. Однажды  каждый решается убить своего  дракона. Но вместо одной головы  вырастают три, и мы живем со своим драконом и миримся с ним, отравляя жизнь себе и близким людям.

     Ребятам  предлагается нарисовать своего  дракона и назвать его в  целом и каждую голову в  отдельности. После этого им  надо придумать сказку о том,  как они победят своего дракона. История может быть нарисована в виде комикса или написана в виде сценария кинофильма.

     Желающие  могут объединиться в группы  и придумать другую историю  и других драконов, но и героев и драконов должно быть столько же, сколько участников в группе.

     Могут вынуть  наугад несколько карт и создать  историю по ним и т.д.

     В данной  программе используется набор  из 15 карт:

- предписание или запрет;

- нарушение;

- принятие решения  о битве с драконом;

- сбор вооружения;

- путь к дракону;

- встреча с дарителем;

- волшебные дары;

- препятствия;

- враги;

- помощники;

- вызов дракона на  бой;

- условия битвы;

- битва;

- победа;

- возвращение;

- последствия победы.

     На написание  истории подросткам дается 30 минут.  Затем желающие могут рассказать  свои истории.

     Обсуждение. Ведущий говорит о том, что  для борьбы с драконом почти  всем нужны помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни.  Способность находить друзей  зависит от того, насколько мы  умеем видеть хорошее в окружающих  нас людях.

 

Упражнение  «Контракт».

Ведущий предлагает детям  осмыслить все пережитое на группе и составить контракт с собой  о том, что хорошего они хотят  сделать в ближайшую неделю, ближайший  месяц, ближайший год. Дети пишут контракты. В завершение каждый подросток торжественно вручает контракт самому себе.

 

Упражнение  «Новая визитка».

Ведущий предлагает сделать  новую визитную карточку.

Подведение итогов занятий. Заключительное слово ведущего.

 

 Бэрон Р., Ричардсон  Д., 1997, Мак – Вильямс Н.,1998,  В.В.Давыдова и др.,1983, Программы реабилитации детей с девиантным поведением, 2003, с 160, Руденский Е.В., 1998.

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением