Сопровождение детей с агрессивным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа

Описание

Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ АГРЕССИЯ.doc

— 581.50 Кб (Скачать документ)

 

Приложение 4

 Сопровождение подростков с девиантным поведением                                                                                                                                                             Психологическое сопровождение детей

с нарушениями  в развитии

     Психологическая  служба детям с нарушениями  в развитии не должна ограничиваться  только консультированием и психокоррекционными  занятиями. 
    Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит от воздействия социально-психологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.  Это воздействие успешно достигается с помощью психологического сопровождения, которое интенсивно внедряется в систему психологической службы в последнее десятилетие (Барднер, Рамазан, Череднякова, 2003; Битянова, 2007; Галияхметов; Лихтарников, 2008 и др.). В словаре русского языка «сопровождать» означает - «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого».

     Цель сопровождения - это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения», т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.

     Психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии - это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, учреждение собеса и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 Организация  сопровождения подростков в Государственном учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края.

     В Государственном учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края проводится работа с детьми из неблагополучных семей по оказанию психологической помощи.

     При   приёме  детей в реабилитационный  центр для несовершеннолетних  «Родник», проводятся  беседы  и  определяется диагностика  ребёнка.  В основном в центре находится дети с девиантным поведением, которые лгут, курят, воруют, мастурбируют и т.д.

     Работа  в центре ведётся в трех  отделениях:

   1.  Дневное отделение. В данном отделении психологи работают с детьми из малообеспеченных семей.

   2. Семейно-воспитательская группа (СВГ). В данном случае проводится патронаж в семье опекунов, работа ведется как с детьми, так и с родителями/опекунами и воспитателями.

   3. Стационарное (приемное) отделение. Здесь по мере поступления проводится работа с детьми из неблагополучных семей, лишенных родительских прав, а также детей, сбежавших из дома.

     Все дети  проходят диагностику, направленную  на развитие познавательной сферы,  личностной, эмоционально-волевой сферы,  коммуникативной сферы и семейной  проблематики. 

     Диагностика психического развития ребенка включает в себя:  
- всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

     - анализ  мотивационно-потребностной сферы  ребенка и членов его семьи;  
     - анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.  
     Диагностика социальной среды требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности, и социальную адаптацию.

     Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

   - коррекция неадекватных  методов воспитания ребенка с  целью преодоления его макросоциальной  запущенности;

   - помощь подростку  в разрешении психотравмирующих  ситуаций;  
   - формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  - повышение социального  статуса ребенка в коллективе;

  - развитие у подростка  компетентности в вопросах нормативного  поведения;  
  - формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей;

  - развитие и совершенствование  коммуникативных функций, эмоционально-волевой  регуляции поведения; 

  - формирование адекватных  родительских установок на социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс;

  - создание в детском  коллективе, где обучается ребенок,  атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания. 

     Здесь на  первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), а также с педагогами, которые обучают ребенка, и через них с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из главных задач, так как социальная интеграция ребенка  в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста. 

     Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы:  
     1) проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;

     2) определение  динамики этих изменений. 

     Это позволяет  психологу объективно судить  о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка и дать прогностическую оценку ее развития.  
При построении прогностических оценок психолог  уделяет особое внимание активности ребенка. Выделение ряд различных, в том числе альтернативных вариантов, с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.

      Под  сопровождением подразумевается  динамический процесс, целостная  деятельность психолога, куда  включены пять взаимосвязанных  компонентов:

     1. Систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;     

      2. Создание  социально-психологических условий  для эффективного психического  развития детей в социуме; 

      3. Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;  
      4. Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;

     5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.

     Отслеживание  психологического статуса ребенка  требует тесного взаимодействия  всех специалистов, участвующих  в жизнедеятельности ребенка  (психолога, педагога-дефектолога и социального работника).

     Следует  выделить основные этапы процесса  психологического сопровождения.  
     Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:  
     1. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.  
     2. Определение объема  работы  и последовательности  процесса сопровождения.

     3. Подготовка  необходимой документации.

     4. Составление  графика работы.

     Психолог  устанавливает контакт, со специалистами  объясняет цели психологического сопровождения ребенка. Во время ориентировочного этапа:

  1. Устанавливается контакт с родителями и родственниками ребенка;
  2. Устанавливается контакт с группой, которую посещает ребенок;
  3. Происходит ознакомление специалистов с результатами психологического обследования;
  4. Совместно обсуждаются с педагогами и другими специалистами особенности психического развития ребенка.

    На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка и утверждение этой программы со специалистами.  
     Этап реализации индивидуальной программы включает в себя следующие задачи: 
     1. Оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением  для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программам и с учетом его психических и физических возможностей;

     2. Оказание  необходимой психологической помощи  родителям ребенка, его родственникам,  друзьям с целью гармонизации  межличностных отношениях, оптимизации  воспитательного процесса;

     3. Просвещение  и консультирование педагогов,  педагогов-дефектологов и других  специалистов, работающих с ребенком.

      На заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т.п.)

     Для регламентации  деятельности специалистов в  процессе психологического сопровождения  ведётся соответствующая документация. Ведется дневник по типу истории болезни, в котором каждый специалист отражает динамику психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка. В этом дневнике психолог представляет развернутое психологическое заключение о ребенке, план психокоррекционной работы. Дневник  хранится у психолога.

     Психологическое  сопровождение  осуществляется  постоянным (семейным) психологом. Важным  звеном психологической помощи  детям и подросткам с отклоняющим  поведением является психологическая  поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляется в двух основных направлениях: во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и, во-вторых, поддержка самих подростков.

     Психологическая  поддержка родителей  рассматривается как система мер, направленных на:

- снижение эмоционального  дискомфорта в связи с характерологическими  особенностями ребенка;                                                                                                   

- укрепление уверенности  родителей в возможностях ребенка;

- формирование у родителей  адекватного отношения к болезни  ребенка;  
- установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

     Психолог  разрабатывает конкретные мероприятия,  направленные на психологическую поддержку, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания  ребенка.

     Основными  психотехническими приемами психологической  поддержки являются родительские  и педагогические семинары.

      Основная  задача родительских семинаров - расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное - это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения возникших конфликтов.                                                                               

     Как специфический  способ психологической поддержки,  родительский семинар состоит  из нескольких специальных приемов.                                                                                                                                                                                            Лекционные приемы, в процессе которых психолог сообщает родителям нужную психологическую информацию. Групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций и дискуссия по принципу анализа конкретных ситуаций, темы которых предлагают сами родители. Цель дискуссии - совместное вырабатывание оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации  повышение  мотивации  родителей,  их  вовлеченности  в

решение обсуждаемых  проблем.

     Кроме групповой  дискуссии целесообразно используются  дискуссии по «трудным ситуациям». Этот прием направлен на организацию творческого подхода родителей к воспитанию  ребенка в процессе родительских семинаров необходимо уделяется особое внимание формированию не только когнитивных и поведенческих аспектов семейного воспитания у родителей детей с проблемами в развитии, а также эмоциональных аспектов семейного взаимодействия. Итак, психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии. Основная цель психологической поддержки - повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка.

Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением