Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:46, дипломная работа
Проблему норм поведения и исправления недостатков душевного развития (девиантности) решали Сократ, Платон и Аристотель. Первый считал, что человек от рождения добр, зло творит по неразумению, из-за отсутствия необходимых знаний. Поэтому истинное психическое развитие Сократ связывал с просвещением и образованием людей. Сходных взглядов придерживались Платон и Аристотель. Однако знания античных философов недостаточны, неполны. Гегель заметил, что знания делают человека умнее, но не делают нравственнее (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).
ВВЕДЕНИЕ………..…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Девиантное поведение………………………………………………….6
1.1 Определение понятия «отклоняющегося поведения». Теории
девиантности…………………………………………………………………..…7
1.2 Агрессивное поведение как вид девиантного поведения………...………17
1.3 Личностная характеристика подростка с девиатным поведением…..…..24
ГЛАВА II. Исследование уровня агрессивности подростков в Государственном
учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»»
Забайкальского края……………………………………………………....
2.1 Описание экспериментальной выборки………………..……………..….
2.2 Описание методов исследования …………………………………………
2.3 Описание полученных результатов……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………
Приложение 4
Сопровождение подростков
с девиантным поведением
с нарушениями в развитии
Психологическая
служба детям с нарушениями
в развитии не должна
Эффективность психологической поддержки
в значительной степени зависит от воздействия
социально-психологической среды, окружающей
ребенка или подростка с проблемами в
развитии. Это воздействие успешно
достигается с помощью психологического
сопровождения, которое интенсивно внедряется
в систему психологической службы в последнее
десятилетие (Барднер, Рамазан, Череднякова,
2003; Битянова, 2007; Галияхметов; Лихтарников,
2008 и др.). В словаре русского языка «сопровождать»
означает - «идти, ехать вместе с кем-либо
в качестве спутника или провожатого».
Цель сопровождения - это создание «в рамках объективно данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения», т. е. активное направленное воздействие психолога на социальные условия, в которых живет ребенок.
Психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии - это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школа, семья, медицинское учреждение, учреждение собеса и т. п.).
Организация сопровождения подростков в Государственном учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края.
В Государственном учреждении социального обслуживания «Ясногорский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник»» Забайкальского края проводится работа с детьми из неблагополучных семей по оказанию психологической помощи.
При
приёме детей в реабилитационный
центр для несовершеннолетних
«Родник», проводятся беседы и
определяется диагностика
Работа в центре ведётся в трех отделениях:
1. Дневное отделение. В данном отделении психологи работают с детьми из малообеспеченных семей.
2. Семейно-воспитательская группа (СВГ). В данном случае проводится патронаж в семье опекунов, работа ведется как с детьми, так и с родителями/опекунами и воспитателями.
3. Стационарное (приемное) отделение. Здесь по мере поступления проводится работа с детьми из неблагополучных семей, лишенных родительских прав, а также детей, сбежавших из дома.
Все дети
проходят диагностику,
Диагностика психического
развития ребенка включает в себя:
- всестороннее клинико-психологическое
изучение личности ребенка и его родителей,
системы их отношений;
- анализ
мотивационно-потребностной
- анализ развития сенсорно-перцептивных
и интеллектуальных процессов и функций.
Диагностика социальной
среды требует анализа неблагоприятных
факторов социальной среды, травмирующих
ребенка, нарушающих его психическое развитие,
формирование характера личности, и социальную
адаптацию.
Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:
- коррекция неадекватных
методов воспитания ребенка с
целью преодоления его
- помощь подростку
в разрешении
- формирование продуктивных видов
взаимоотношений ребенка с окружающими
(в семье, в классе);
- повышение социального статуса ребенка в коллективе;
- развитие у подростка
компетентности в вопросах
- формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических
и интеллектуальных процессов у детей;
- развитие и совершенствование
коммуникативных функций,
- формирование адекватных
родительских установок на
- создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Здесь на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), а также с педагогами, которые обучают ребенка, и через них с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из главных задач, так как социальная интеграция ребенка в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование
психофизиологических, психических и
социально-психологических функций подростка.
В ходе коррекции перед психологом встают
следующие вопросы:
1) проектирование возможных
изменений в развитии познавательных
процессов и личности в целом;
2) определение динамики этих изменений.
Это позволяет
психологу объективно судить
о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка
и дать прогностическую оценку ее развития.
При построении прогностических оценок
психолог уделяет особое внимание
активности ребенка. Выделение ряд различных,
в том числе альтернативных вариантов,
с указанием тех условий, в которых может
реализоваться личность субъекта психокоррекционных
воздействий.
Под
сопровождением
1. Систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
2. Создание
социально-психологических
3. Систематическая психологическая помощь детям
с нарушениями в развитии в виде консультирования,
психокоррекции, психологической поддержки;
4. Систематическая психологическая
помощь родителям и родственникам детей
и подростков с проблемами в развитии;
5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом их психических и физических возможностей.
Отслеживание
психологического статуса
Следует
выделить основные этапы
Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
1. Установление контакта
со всеми участниками сопровождения ребенка.
2. Определение объема
работы и последовательности процесса
сопровождения.
3. Подготовка необходимой документации.
4. Составление графика работы.
Психолог
устанавливает контакт, со
На этапе планирования происходит создание индивидуальной
программы сопровождения ребенка и утверждение
этой программы со специалистами.
Этап реализации индивидуальной
программы включает в себя следующие
задачи:
1. Оказание необходимой
помощи родителям ребенка, педагогам в
создании условий, необходимых ребенку
с нарушением для полноценного здорового
образа жизни и успешного овладения образовательными
программам и с учетом его психических
и физических возможностей;
2. Оказание
необходимой психологической
3. Просвещение
и консультирование педагогов,
педагогов-дефектологов и
На заключительном этапе разбирается, насколько эффективно проведена работа, даются рекомендации по дальнейшей деятельности ребенка (профессиональное обучение, продолжение обучения в школе с профессиональной ориентацией и т.п.)
Для регламентации
деятельности специалистов в
процессе психологического
Психологическое
сопровождение осуществляется
постоянным (семейным) психологом. Важным
звеном психологической помощи
детям и подросткам с
Психологическая
поддержка родителей
- снижение эмоционального
дискомфорта в связи с
- укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
- формирование у родителей
адекватного отношения к
- установление адекватных родительско-детских
отношений и стилей семейного воспитания.
Психолог
разрабатывает конкретные
Основными
психотехническими приемами
Основная
задача родительских семинаров - расширение знаний родителей о психологических
особенностях их ребенка, психологии воспитания
и психологии семейных отношений. Кроме
того, на семинарах повышается не только
информированность родителей о ребенке,
а главное - это изменение отношения родителей
к проблемам ребенка и задачам воспитания
ребенка. На семинарах родители вовлекаются
в обсуждение своих проблем, обмениваются
опытом, совместно вырабатывают пути разрешения
возникших конфликтов.
Как специфический
способ психологической
решение обсуждаемых проблем.
Кроме групповой
дискуссии целесообразно
Информация о работе Сопровождение детей с агрессивным поведением