Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:56, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка программного продукта для работы сотрудников отдела информационных технологий (ОИТ) Северо-Казахстанского филиала АО «БТА Банк», основной задачей которого является: обеспечение информационными и техническими средствами всего филиала, поддержание их работоспособности, а также установка и обслуживание подсистемы «Банк-Клиент» клиентам филиала.
Основанием для разработки послужил тот факт, что многие процессы, связанные с учетом заявок, достаточно трудоемки и выполняются в основном вручную, что занимает очень много времени, а для более эффективной и быстрой работы отдела информационных технологий необходимо наличие соответствующего программного обеспечения.
Задачей является создание модуля, способного удовлетворить потребности работника ОИТ и автоматизировать рутинные процессы: учет сотрудников, учет подключенных клиентов к подсистеме «Банк-Клиент», учет заявок от сотрудников и клиентов, своевременное выполнение их.
Введение............................................9
1 Технико-экономическое обоснование.......................................................10
2 Аналитическая часть...............................................................................12
2.1 Организация предметной области........................................................12
2.1.1 Истроия и цели предприятия........................................................12
2.1.2 Организационная структура предприятия......................................14
2.2 Анализ информационных процессов объекта исследования..................16
2.3 Анализ выбранного информационного процесса ..................................19
2.3.1 Учет установки (удаления) подсистемы «Банк-Клиент» у клиентов филиала..................20
2.3.2 Учет поддержки (обслуживания) подсистемы «Банк-Клиент» у клиентов филиала...........................21
2.3.3 Учет технического обслуживания вычислительной, организационной техники и банкоматов................22
2.3.4 Участники процесса........................................................................23
2.3.5 Анализ методов решения проблемы...................................23
2.4 Анализ рынка программного обеспечения для выбранного информационного процесса...................24
2.4.1 Hardware Inspector Service Desk.......................................................24
2.4.2 Hi-Tech Manager.................................................................................25
2.4.3 Вывод...................................................................................26
3 Специальная часть….................................................................27
3.1 Разработка общей концепции модуля............................................27
3.2 Выбор модели и разработка информационно-логической модели........27
3.3 Выбор среды реализации............................................................................27
3.4 Разработка даталогической модели...........................................................29
3.5 Разработка структуры модуля....................................................................32
3.5.1 Общие положения..............................................................................32
3.5.2 Разработка сервера.............................................................................33
3.5.3 Разработка меню..............................................................................33
3.5.4 Разработка форм ввода-вывода........................................................34
3.5.5 Разработка руководства пользователя.............................................37
4 Охрана труда и техника безопасности............................................47
4.1 Описание рабочего места IT-специалиста.........................................47
4.2 Освещенность рабочего места IT-специалиста..................................50
4.3 Расчет уровня шума в помещении......................................................52
5 Обоснование экономической эффективности от внедрения программного продукта..............54
5.1 Расчет времени на создание программного продукта...................54
5.2 Расчет себестоимости создания программного продукта............55
5.3 Расчет цены программного продукта..........................................59
5.4 Расчет затрат на внедрение программного продукта..............59
5.5 Расчет годовой экономии в результате внедрения программного продукта..................60
5.6 Срок окупаемости единовременных затрат.................................62
Заключение...................................................................................63
Список литературы...........................................................................................64
Приложение А.....................................................65
Приложение Б..............................................................67
При выборе строки «Выполненные» в компоненте MainMenu, выводится таблица в компоненте DBGrid, которая показывает выполненные заявки от клиентов.
При выборе строки «Отложенные» в компоненте MainMenu, выводится таблица в компоненте DBGrid, которая показывает отложенные заявки от клиентов, а также появляется возможность выполнить заявку с помощью кнопки «Выполнить».
При нажатие кнопки «Выполнить» осуществляется записи: в поле «Статус» - текст «Выполнить», в поле «Фактическое время выполнения» - сегодняшняя дата, в поле «Итого оплачено»- сумма из таблицы «Вид работ» либо введенная сумма, в поле «Исполнитель»- код исполнителя.
При нажатии кнопки «Отложить» осуществляется записи: в поле в поле «Статус» - текст «Отложить», в поле «Исполнитель»-код исполнителя.
Компоненты Label используются для отображения информации: «Найти» и «Поле».ComboBox служит для выбора столбца таблицы, по которому будет осуществляться поиск.Edit служит для введения строки для поиска.Поиск осуществляется с помощью двух кнопок «Найти» (поиск с первой строки) и «Найти далее» (поиск с той строки, где находится указатель).
При выполнении процедуры поиска происходят следующие действия: сначала проверяются поля на заполненность, если они не заполнены, то появляется сообщение о том, что поля пусты, и происходит выход из процедуры. Если все поля заполнены, то в цикле происходит сравнение введенного поля и полей выбранного столбца. Если поле совпадает, то указатель устанавливается на строку с этим полем и процедура прекращается. Если не совпало ни одного поля, то выводится сообщение о том, что запись не найдена.
Процедуры поиска на других формах осуществляются аналогично.
При нажатии строки «Отчет» в компоненте MainMenu происходят следующие действия: создаются объекты типа ExcelApplication, WorkBook, WorkSheet. Затем в Excel вносятся данные: дата произведения отчета и строки «БТА Банк», «Отчет». После этого в цикле определяются параметры ячеек шапки таблицы: горизонтальное выравнивание, шрифт, стиль линий, и вводятся значения в шапку таблицы из DBGrid. Затем указатель в DBGrid помещается на первую строку, и таблица в Excel в цикле заполняется данными из DBGrid с установлением стиля линий. После этого рабочему листу присваивается значение «Отчет», устанавливается ширина столбцов.
Форма 13 содержит компоненты Edit, Label, Button. Поля Edit используются для ввода старого пароля, нового пароля и подтверждения нового пароля.
При нажатии на кнопку «OK» для открывается таблица «Пароль банка», в котором хранится пароль, сравнивается с текстом компонента Edit1. в случае не идентичности текстов выводится сообщение «Неправильный пароль. Попробуйте ввести еще раз», а в случае идентичности пароля свойства Visible компонентов Edit2, Edit3 становится true. Далее вводим новые пароли в эти компоненты, нажимаем кнопку «ОК». Если тексты компонентов Edit2, Edit3 одинаковы, пароль перезаписывается в базу.
Листинги представлены в приложении В. Пример отчета представлен в приложении Б.
3.5.5 Разработка руководства пользователя
Меню разрабатываемого модуля включает в себя следующие разделы:
«Файл» содержит подраздел «Резервное копирование» (где пользователь (а именно администратор сети) может выбрать путь, куда и откуда копировать базу данных), и подраздел «Выход»;
«Клиенты» где IT-специалист по клиентам или начальник ОИТ может выбрать для отображения и работы основные пункты: «Заявки клиентов» (хранение и обработка данных о заявках клиентов), «Список клиентов» (отображение данных о зарегистрированных клиентах), «Виды работ» (данные об видах работ);
«Сотрудники»: где IT-специалист по сотрудникам или начальник ОИТ может выбрать для отображения и работы основные пункты: «Заявки сотрудников» (хранение и обработка данных о заявках сотрудников), «Список сотрудников» (отображение данных о зарегистрированных сотрудниках), «Виды работ» (данные об видах работ), «Отделы банка» (информация об отделах банка); «Изменить пароль» (смена пароля);
«О программе» содержит краткие сведения о разработчике модуля.
При загрузке модуля первым на экран выводится окно выбора учетной записи (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 – Форма для выбора учетной записи
Если вы нажали кнопку «Клиенты» открывается форма ввода идентификационного кода и пароля клиента (рисунок 3.6).
Рисунок 3.6 – Форма ввода идентификационного кода и пароля клиента
При правильном вводе параметров в формах для клиентов, а также для сотрудников появляется форма для создания заявок в ОИТ (рисунок 3.7).
Рисунок 3.7 – Форма создания заявки клиентом
При нажатии кнопки «Оформить заявку» все данные из полей отправляются в базу данных. При нажатии кнопки «Назад» форма закрывается и открывается форма выбора учетной записи.
Если вы нажали кнопку «Сотрудники», формы выбора учетной записи, открывается форма ввода пароля банка (рисунок 3.8).
Рисунок 3.8 – Форма ввода пароля банка
Форма создания заявки сотрудником идентична форме создания заявки клиентом.
Если вы нажали кнопку «IT-специалисты», формы выбора учетной записи, открывается форма ввода табельного номера и пароля IT-специалиста (рисунок 3.9).
Рисунок 3.9 – Форма ввода табельного номера и пароля IT-специалиста
При правильном вводе параметров в форме IT-специалисты появляется форма с главным меню (рисунок 3.10). Если был введен табельный номер и код IT-специалиста по клиентам, то будет виден лишь пункт меню «Клиенты». Соответственно, если был введен табельный номер и код IT-специалиста по сотрудникам, то будет виден лишь пункт меню «Сотрудники». А если введен табельный номер и код начальника ОИТ, то все пункты меню доступны.
Рисунок 3.10 – Главная форма программы
IT-специалисты с помощью меню может выбрать любой пункт для продолжения работы.
Для создания и загрузки резервной копии на сервере необходимо нажать на пункт «Файл Резервное копирование». После этого откроется форма 14, где пользователь (а именно администратор сети) может выбрать путь, куда и откуда копировать базу данных, введя путь в текстовые поля, либо выбрав с помощью диалогового окна, перед этим нажав на кнопки «Обзор». Форма 14 изображена на рисунке 3.11.
Рисунок 3.11 – Форма «Резервное копирование»
Кнопка «Резервное копирование» недоступна пользователям на клиентских станциях, она доступна лишь на сервере, т.е. только администратор сети может создавать и загружать резервные копии. Это исключит возможность избыточного копирования данных на клиентских компьютерах и потери данных в случае загрузки разных сохранений базы данных пользователями различных клиентских станций.
При выборе в меню пункт «КлиентыЗаявки клиентов» откроется форма 11, где сотрудник ОИТ может посмотреть выполненные заявки, выполнить либо отложить запланированные заявки (риснунок 3.12) .
Рисунок 3.12 – Форма «Заявки клиентов»
Для осуществления поиска необходимо ввести в текстовое поле строку для поиска, из раскрывающегося списка выбрать столбец, по которому нужно осуществить поиск, и нажать на кнопки «Найти» или «Найти далее». После чего указатель перейдет на найденную запись, либо модуль выведет сообщение о том, что запись не найдена. Кнопка «Найти» осуществляет поиск с первой позиции, а кнопка «Найти далее» с текущей.
Поиск на других формах производится аналогичным образом.
Выбрав из меню данной формы пункт «ЗаявкиЗапланированные» через запрос в таблицу отображается информация о запланированных заявках от клиентов филиала (рисунок 3.13).
Рисунок 3.13 – Форма для отображения запланированных заявок
Заполнив поле «Исполнитель» и «Итого оплачено» и нажав на кнопку «Выполнить», заявка изменяет свой статус на «Выполнено» и отображается форме в пункте меню «ЗаявкиВыполненные» (рисунок 3.14). В случае нажатие кнопки «Отложить», заявка изменяет свой статус на «Отложено» и отображается форме в пункте меню «ЗаявкиОтложенные» (рисунок 3.15).
При выборе пункта «Отчет» в меню формы «Заявки клиентов» данные из таблицы выводятся в отчет в Microsoft Excel. Пример отчета представлен в приложении.
Рисунок 3.14 – Форма для отображения выполненных заявок
Рисунок 3.15 – Форма для отображения отложенных заявок
При выборе сотрудником в главной форме пункта меню «КлиентСписок клиентов» откроется форма для отображения основных данных о клиентах (рисунок 3.16).
Рисунок 3.16 – Форма для отображения списка клиентов
При нажатии кнопки «Добавить» открывается форма добавления нового клиента (рисунок 3.17). В случае если некоторые поля пусты или код организации уже имеется в базе, появится сообщение об изменение либо добавления введенных данных.
Рисунок 3.17 – Форма добавления нового клиента
При выборе сотрудником ОИТ пунктов главного меню «СотрудникиСписок сотрудники», «СотрудникиЗаявки сотрудников» откроются формы аналогичные пунктам «КлиентыСписок клиентов», «Клиенты Заявки клиентов».
При выборе сотрудником ОИТ пункта главного меню «СотрудникиОтделы банка» появляется форма где в одной таблице отображено информация об отделах банка, а в другой сотрудники работающие в указанном отделе (рисунок 3.18).
Рисунок 3.18 – Форма отображения информации об отделах
При выборе сотрудником ОИТ пункта главного меню «Сотрудники Изменить пароль» появляется форма где изменятся пароль для входа сотрудников филиала для оформления заявки (рисунок 3.19). Если пароль введен правильно кнопка «ОК» становится активной, и вы можете изменить пароль. При нажатии кнопки «ОК» текст в полях «Введите новый пароль» и «Подтвердите новый пароль» сравниваются, в случае если введенные данные одинаковы, пароль обновляется.
Рисунок 3.19 – Форма изменения пароля
При выборе сотрудником ОИТ пункта главного меню «Сотрудники Виды работ» появляется форма, где расположен список видов работ исполняемые сотрудниками ОИТ для сотрудников и клиентов филиала (рисунок 3.20).
Рисунок 3.20 – Форма отображения видов работ
Если вход был осуществлен начальником ОИТ то в пункте «Сотрудники» главного меню появляется раздел «Отдел информационных технологий» где начальник осуществляет добавление, редактирование, распределение прав и присвоение пароля (рисунок 3.21).
Для получения информации о разработчике нужно выбрать пункт меню «О программе». Рисунок формы «О программе» представлен на рисунке 3.22.
Рисунок 3.21 – Форма отображения сотрудников работающих в ОИТ
Рисунок 3.22 – Форма «О программе»
4 ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет одну из главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широкого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключающей профессиональные заболевания и производственный травматизм.
Данный раздел дипломного проекта посвящен рассмотрению следующих вопросов:
организация рабочего места программиста;
определение оптимальных условий труда программиста.
4.1 Описание рабочего места IT-специалиста
Рабочее место - это часть пространства, в котором программист осуществляет трудовую деятельность, и проводит большую часть рабочего времени. Рабочее место, хорошо приспособленное к трудовой деятельности программиста, правильно и целесообразно организованное, в отношении пространства, формы, размера обеспечивает ему удобное положение при работе и высокую производительность труда при наименьшем физическом и психическом напряжении.