Образ-концепт «человек-успешный» в английской и русской языковой картине мира: сопоставительный анализ по материалам СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:59, реферат

Описание

Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины мира. Научная и «наивная» система понятий………………………………………………………………….…...….10
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке……………………..……36
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера «Социальный статус»……………………………………...44
2.1.2 Сфера «Образование»………………………………….………….48
2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60
2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62
Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………90
Список справочной литературы………………………………………………..91
Список эмпирического материала……………………………………………...92

Работа состоит из  1 файл

Диплом полностью.!11111.doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

ОБРАЗ-КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ»  В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА:

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО МАТЕРИАЛАМ СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………..……….4

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО

ОБРАЗА  ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10

1.1 Понятие языковой  картины мира. Научная и «наивная» система           понятий………………………………………………………………….…...….10

1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18

1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22

1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26

1.5 Языковая  картина мира  сквозь призму  категорий оценки…………33

1.6 Оценка и  способы ее выражения в языке……………………..……36

        Выводы по первой главе…………………………………………………39

ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43

 2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43

2.1.1  Сфера  «Социальный статус»……………………………………...44

2.1.2 Сфера  «Образование»………………………………….………….48

2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51

2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53

2.1.5 Сфера «Представление  в прессе»…………………………………..55

2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57

2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60

2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62

Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65

ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67

3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67

3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69

3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71

3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74

3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76

3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78

3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80

3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82

Выводы по третьей главе………………………………………………………..83

Заключение………………………………………………………………………85

Библиографический список…………………………………………………….87

Список Интернет – источников…………………………………………………90

Список справочной литературы………………………………………………..91

Список эмпирического материала……………………………………………...92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Такого внимания к языку, как в нашем столетии, ни одна из предыдущих

 эпох не знала. Над  его природой  размышляли много  и давно, по крайне мере с времён античности, но в ХХ веке  в  развитии европейской культуры, произошло то, что можно назвать « лингвистическим поворотом» [Балла 1998:23].

Стало осознаваться, что  язык - не только, даже  не в первую очередь,  «орудие мысли» и посредник между человеком и реальностью. Он был открыт, как самостоятельная реальность, которая создаёт самого человека, и его мир. Это – одно из важнейших открытий нашего века.

       Исследование человеческого фактора в языке  тесно связано с языковой картиной мира. Понятие  картины мира  относится  к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие  условия его существования  в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира.  Во-первых, в его  недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее  глубинных слоёв  картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное  отдельными индивидами, превращается  в коллективное достояние, коллективный опыт.

      Большая часть информации о мире приходит к человеку по лингвистическому каналу, поэтому человек живёт более в мире концептов, созданных им  же, чем в мире предметов и вещёй.  Любая деятельность  в социуме предполагает  личностное  самосовершенствование и

одобрение окружающих. В  процессе социализации желание быть замеченным и особенным все более кристаллизуется.  Сегодня успех подразумевает  «своевременное достижение высоких результатов в значимой деятельности, отражающих социальные ориентиры общества и связанных с самореализацией личности» [Розенберг 2001:10].

     Сущность успеха – ориентация на признание и результат. В информационном дискурсе медиатопика успеха – популярна и востребована, представлена в достаточном объеме,  удовлетворяя, в том числе, потребности в славе работников массовой коммуникации. 

       Действительно, успех -  доминанта интеллектуальной деятельности  субъекта  СМИ, вынужденного продавать свое творчество. В свою очередь, креативный  процесс – есть выражение национальной Модели Мира. И в  данном контексте  слава – не просто  явление, это национальный концепт,  смысловая  схема,  аккумулирующая  устойчивые  представления человека.

      Концепт – есть форма упорядочивания социального опыта, единица коллективного сознания, отражающая реальный мир и хранимая в национальной памяти. Концепт возникает не непосредственно из значений слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с народным опытом человека.  Следовательно, культурологические концепты  отмечены этнической спецификой и  входят в содержательную ткань менталитета  как множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов нации. 

       Концепт находит свое выражение в реальной  жизни:  в слове,  образе,  чувстве, действии.  Являясь  глубинной  структурой  человеческого сознания, он  содержит специфические смыслы, присущие культуре, выражает  особенности  способов  общения  и деятельности людей, принятую в обществе шкалу ценностей. 

        В нашей работе под концептом понимается ментально - когнитивное образование, отражавшие систему мнений, представлений, понятий индивида об определённом фрагменте действительности. Предметом нашего внимания будет концепт «человек».

       В последнее время в философии, культурологи, лингвистике,  лингво-культурологии наметились тенденции к более полному изучению человека: его  природы, внешности, внутреннего мира, менталитета и т.д.

       Причём, как отмечает В.М.Маслова, «… крепнет убеждённость в том, что путь к осмыслению феномена человека лежит не через естественные науки, а через естественные языки….Ведь язык-  не просто средство коммуникации, передачи  и выражения мысли …в языке оформляется концептуальный  образ мира»[Маслова 2001;34].

       В языке, языковой картине мира образ человека складывается из разных по своей природе  частей,  ипостасей, параметров. Человек запечатлел в языке свой физический облик, свои  внутренние состояния, свои эмоции и свой интеллект, своё отношение к коллективу людей  и к другому человеку. Почти в каждом слове можно обнаружить  следы человека. Язык насквозь  антропоцентричен. Присутствие человека даёт о себе знать на всём пространстве языка. Человек является предметом изучения такой дисциплины, как лингвоантропология.

      Лингвоантропология - это гипернаправление, которое интригует все области современного знания человека в центре.

     Языковедческая наука призвала на помощь также других  данные других «человековедческих» наук : этнографии, социологии. культурологии, и т.д. На сегодняшний день проблема человека успешно решается такими междисциплинарными направлениями, как этнолингвистика [Топоров В.Н., Иванов В.В., Толстой Н.И.].   

       В настоящее время известен ряд лингвистических работ, объектом исследования которых является феномен  «человек в языке».

     Объектом исследования служат факты, «языкового авторитета»: тексты художественных произведений, разговорные выражения, извлечённые из текстов или словарей различного типа, поговорки  и  т.п.

      На сегодняшний день, с развитием всех отраслей общественной жизни, на первый план вышла Система  Массовой Информации (СМИ). И поэтому темой для изучения будет  интересен образ «успешного человека» в современных газетах и журналах и сопоставить его с образом «успешного человека», английской и русской языковой картине мира.

       Актуальность исследования определяется, во-первых, общелингвистической значимостью  системного и многоаспектного изучения всех способов  и средств языкового воплощения человека в языковой картине мира; во-вторых, отсутствием специальных много плановых обобщающих работ о сопоставлении образа-концепта «успешный человек» в английском и русском языке  на материале современных газет и журналов.

Цель  исследования - сравнение репрезентации концепта « успешный человек » как языкового образа-концепта в английской и русской языковой картине мира.

Для реализации  поставленной цели необходимо решить  следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-исследовательскую литературу по проблемам исследования, выявить специфику языковой картины мира в сравнении с научной картиной мира, а также уточнить понятие «концепт».
  2. Наиболее полно описать способы образования  образа – концепта  «успешный человек» по данным СМИ.
  3. Осмыслить конкретные наблюдения и выводы, сделанные в результате анализа высказываний об образе  успешного человека, с точки зрения языковой картины мира. Провести сравнительный анализ.

     Основным объектом данного исследования является: концепт «человек успешный».

     Предметом  выступают языковые репрезентации концепта «человека успешного» а английской и русской языковой картины мира.

Материал   исследования изложен в картотеке, включающей более 100 высказываний, которые содержат номинации успешного человека. Это речевые фрагменты из следующих газет и журналов: «Аргументы и факты», «Бизнес-журнал», «Домашний Очаг», «Известия», «Лица» «На Рублёвке», «Успехи и поражения», «РБК daily».А также зарубежных «ELLE», «Forbes», «Forbes Style», «Health Line», «The Times», «Ok!».

Данное исследование  будет строиться  на материале  высказываний, так как именно в  высказывании происходит актуализация языковых единиц.

При функциональном подходе высказывание рассматривается  в речи, в непосредственной соотнесённости  с ситуацией. В данном исследовании, в связи с ситуативным подходом, в качестве  границ  высказывания мы будем понимать полноту реализации в речевом фрагменте всех компонентов когнитивной структуры восприятия образа успешного человека.

В  работе рассматривается  высказывание как свободно конструируемое  в речи знаковое выражение. В нём есть номинативный аспект, его представляют знаки-слова, хранящиеся в сознании говорящего и воспроизводимые в речи в целях общения по существующим правилам лексико-семантической и грамматической сочетаемости в соответствии с конкретным информативно -коммуникативным заданием [Одинцова 2006: 36].

 Основные  методы исследования: когнитивно - антропологическая интерпретация множества представлений  носителей языка об успешном человеке, воплощённых в языковых единицах, структурах, речевых произведениях (текстах).

Этот метод  реализуется в совокупности частных  методик (приемов):

    1. В методике компонентного анализа (она используется для семантических компонентов в составе лексических значений  номинации успешного человека).
    2. В описательной методике (используется при парадигматическом и синтагматическом описании номинаций, отнесенных к семантическому макрополю «успешный человек»);
    3. В методике когнитивно - лингвокультурологического объяснения языковых фактов (используется в процессе комментирования иллюстративного материала).

Практическая  значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нём фактический материал и выводы могут быть использованы для создания идеографических и тематических словарей сферы человека.

 Структура  работы:

  Данная   дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной  литературы, списка источников эмпирического материала, приложения. Текст изложен на 93 страницах.

Информация о работе Образ-концепт «человек-успешный» в английской и русской языковой картине мира: сопоставительный анализ по материалам СМИ