Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:59, реферат
Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.
Введение………………………………………………………………..……….4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины мира. Научная и «наивная» система понятий………………………………………………………………….…...….10
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....18
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»……………………………………………………26
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и способы ее выражения в языке……………………..……36
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера «Социальный статус»……………………………………...44
2.1.2 Сфера «Образование»………………………………….………….48
2.1.3 Сфера «Профессионализм»………………………………………....51
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………………....53
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»…………………………………………..57
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………60
2.1.8 Сфера «Характер»………………………………………………...…62
Выводы по второй главе…...……………………………………………….…...65
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….71
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….80
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..……..82
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………90
Список справочной литературы………………………………………………..91
Список эмпирического материала……………………………………………...92
ОБРАЗ-КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА:
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО МАТЕРИАЛАМ СМИ.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………… 10
1.1 Понятие языковой картины
мира. Научная и «наивная» система
понятий……………………………………………………………
1.2 Языковой образ человека………………………………………….....
1.3 Языковые ипостаси человека…………………………………...……22
1.4 Понятие «концепт»…………………………………
1.5 Языковая картина мира сквозь призму категорий оценки…………33
1.6 Оценка и
способы ее выражения в языке……
Выводы по первой главе…………………………………………………39
ГЛАВА II. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………….…..43
2.1 Образ- концепт «человек успешный» в русской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………..…...43
2.1.1 Сфера
«Социальный статус»……………………………
2.1.2 Сфера «Образование»…………………………
2.1.3 Сфера «Профессионализм»…………………
2.1.4 Сфера «Семья»……………………………………………
2.1.5 Сфера «Представление в прессе»…………………………………..55
2.1.6 Сфера «Внешние данные»……………………
2.1.7 Сфера «Отношение окружающих»……
2.1.8 Сфера «Характер»……………………………………
Выводы по второй главе…...……………………………………………….….
ГЛАВА III. ОБРАЗ - КОНЦЕПТ «ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА………………………………..67
3.2 Образ- концепт «человек успешный» в английской ЯКМ. Сопоставительный анализ по материалам СМИ…………………………………67
3.2.1.Сфера «Достижение, карьера»………………………………………69
3.2.2 Сфера «Доход»……………………………………………………….
3.2.3 Сфера «Внешние данные»……………………………………..……74
3.2.4 Сфера «Отношение окружающих»…………………………………76
3.2.5 Сфера «Отношение к материальным ценностям»…………………78
3.2.6 Сфера «Семья»……………………………………………………….
3.2.7Сфера «Имидж»………………………………………………..…….
Выводы по третьей главе………………………………………………………..83
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….87
Список Интернет – источников…………………………………………………
Список справочной литературы………………………………………………..
Список эмпирического материала……………………………………………...
Введение
Такого внимания к языку, как в нашем столетии, ни одна из предыдущих
эпох не знала. Над его природой размышляли много и давно, по крайне мере с времён античности, но в ХХ веке в развитии европейской культуры, произошло то, что можно назвать « лингвистическим поворотом» [Балла 1998:23].
Стало осознаваться, что язык - не только, даже не в первую очередь, «орудие мысли» и посредник между человеком и реальностью. Он был открыт, как самостоятельная реальность, которая создаёт самого человека, и его мир. Это – одно из важнейших открытий нашего века.
Исследование человеческого фактора в языке тесно связано с языковой картиной мира. Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире. Язык непосредственно участвует в процессах, связанных с картиной мира. Во-первых, в его недрах формируется языковая картина мира, один из наиболее глубинных слоёв картины мира человека. Во-вторых, формируется сам язык, привнося в него черты человека, его культуры. При помощи языка опытное знание, полученное отдельными индивидами, превращается в коллективное достояние, коллективный опыт.
Большая часть информации о мире приходит к человеку по лингвистическому каналу, поэтому человек живёт более в мире концептов, созданных им же, чем в мире предметов и вещёй. Любая деятельность в социуме предполагает личностное самосовершенствование и
одобрение окружающих. В процессе социализации желание быть замеченным и особенным все более кристаллизуется. Сегодня успех подразумевает «своевременное достижение высоких результатов в значимой деятельности, отражающих социальные ориентиры общества и связанных с самореализацией личности» [Розенберг 2001:10].
Сущность успеха – ориентация на признание и результат. В информационном дискурсе медиатопика успеха – популярна и востребована, представлена в достаточном объеме, удовлетворяя, в том числе, потребности в славе работников массовой коммуникации.
Действительно, успех - доминанта интеллектуальной деятельности субъекта СМИ, вынужденного продавать свое творчество. В свою очередь, креативный процесс – есть выражение национальной Модели Мира. И в данном контексте слава – не просто явление, это национальный концепт, смысловая схема, аккумулирующая устойчивые представления человека.
Концепт – есть форма упорядочивания социального опыта, единица коллективного сознания, отражающая реальный мир и хранимая в национальной памяти. Концепт возникает не непосредственно из значений слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с народным опытом человека. Следовательно, культурологические концепты отмечены этнической спецификой и входят в содержательную ткань менталитета как множество когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов нации.
Концепт находит свое выражение в реальной жизни: в слове, образе, чувстве, действии. Являясь глубинной структурой человеческого сознания, он содержит специфические смыслы, присущие культуре, выражает особенности способов общения и деятельности людей, принятую в обществе шкалу ценностей.
В нашей работе под концептом понимается ментально - когнитивное образование, отражавшие систему мнений, представлений, понятий индивида об определённом фрагменте действительности. Предметом нашего внимания будет концепт «человек».
В последнее время в философии, культурологи, лингвистике, лингво-культурологии наметились тенденции к более полному изучению человека: его природы, внешности, внутреннего мира, менталитета и т.д.
Причём, как отмечает В.М.Маслова, «… крепнет убеждённость в том, что путь к осмыслению феномена человека лежит не через естественные науки, а через естественные языки….Ведь язык- не просто средство коммуникации, передачи и выражения мысли …в языке оформляется концептуальный образ мира»[Маслова 2001;34].
В языке, языковой картине мира образ человека складывается из разных по своей природе частей, ипостасей, параметров. Человек запечатлел в языке свой физический облик, свои внутренние состояния, свои эмоции и свой интеллект, своё отношение к коллективу людей и к другому человеку. Почти в каждом слове можно обнаружить следы человека. Язык насквозь антропоцентричен. Присутствие человека даёт о себе знать на всём пространстве языка. Человек является предметом изучения такой дисциплины, как лингвоантропология.
Лингвоантропология - это гипернаправление, которое интригует все области современного знания человека в центре.
Языковедческая наука призвала на помощь также других данные других «человековедческих» наук : этнографии, социологии. культурологии, и т.д. На сегодняшний день проблема человека успешно решается такими междисциплинарными направлениями, как этнолингвистика [Топоров В.Н., Иванов В.В., Толстой Н.И.].
В настоящее время известен ряд лингвистических работ, объектом исследования которых является феномен «человек в языке».
Объектом исследования служат факты, «языкового авторитета»: тексты художественных произведений, разговорные выражения, извлечённые из текстов или словарей различного типа, поговорки и т.п.
На сегодняшний день, с развитием всех отраслей общественной жизни, на первый план вышла Система Массовой Информации (СМИ). И поэтому темой для изучения будет интересен образ «успешного человека» в современных газетах и журналах и сопоставить его с образом «успешного человека», английской и русской языковой картине мира.
Актуальность исследования определяется, во-первых, общелингвистической значимостью системного и многоаспектного изучения всех способов и средств языкового воплощения человека в языковой картине мира; во-вторых, отсутствием специальных много плановых обобщающих работ о сопоставлении образа-концепта «успешный человек» в английском и русском языке на материале современных газет и журналов.
Цель исследования - сравнение репрезентации концепта « успешный человек » как языкового образа-концепта в английской и русской языковой картине мира.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Основным объектом данного исследования является: концепт «человек успешный».
Предметом выступают языковые репрезентации концепта «человека успешного» а английской и русской языковой картины мира.
Материал исследования изложен в картотеке, включающей более 100 высказываний, которые содержат номинации успешного человека. Это речевые фрагменты из следующих газет и журналов: «Аргументы и факты», «Бизнес-журнал», «Домашний Очаг», «Известия», «Лица» «На Рублёвке», «Успехи и поражения», «РБК daily».А также зарубежных «ELLE», «Forbes», «Forbes Style», «Health Line», «The Times», «Ok!».
Данное исследование будет строиться на материале высказываний, так как именно в высказывании происходит актуализация языковых единиц.
При функциональном подходе высказывание рассматривается в речи, в непосредственной соотнесённости с ситуацией. В данном исследовании, в связи с ситуативным подходом, в качестве границ высказывания мы будем понимать полноту реализации в речевом фрагменте всех компонентов когнитивной структуры восприятия образа успешного человека.
В работе рассматривается высказывание как свободно конструируемое в речи знаковое выражение. В нём есть номинативный аспект, его представляют знаки-слова, хранящиеся в сознании говорящего и воспроизводимые в речи в целях общения по существующим правилам лексико-семантической и грамматической сочетаемости в соответствии с конкретным информативно -коммуникативным заданием [Одинцова 2006: 36].
Основные методы исследования: когнитивно - антропологическая интерпретация множества представлений носителей языка об успешном человеке, воплощённых в языковых единицах, структурах, речевых произведениях (текстах).
Этот метод реализуется в совокупности частных методик (приемов):
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нём фактический материал и выводы могут быть использованы для создания идеографических и тематических словарей сферы человека.
Структура работы:
Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, списка источников эмпирического материала, приложения. Текст изложен на 93 страницах.