Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

В печень с кровью поступают  продукты гниения из кишечника, соли тяжелых металлов и т.п., где они  обезвреживаются, теряют токсичность  и в составе желчи выводятся  в кишечник, а из него – с калом  наружу.

 

Потовыми железами удаляются  вода и соли.

 

Основное выведение воды (около 2 л) и растворенных в ней  веществ (мочевины, хлористого натрия) происходит через органы мочевыделения.

 

В мочевыделительной системе  человека различают две группы органов: мочеобразующие и мочевыводящие. К  мочеобразующим органам относятся  почки, к мочевыводящим – почечные чашечки, лоханки, мочеточники, мочевой  пузырь и мочевыводящий канал.

 

Основные функции мочеобразующих органов (почек) – непосредственно  мочеобразование и выделение  продуктов метаболизма с мочой. Благодаря этому не происходит самоотравления организма. В среднем за сутки  почки человека образуют 150-180 л первичной  мочи, которая впоследствии превращается в 1,0-1,5 л конечной мочи, выводимой  из организма. Остальная жидкость всасывается  обратно в лимфу и кровь (происходит канальцевая реабсорбция). Этот процесс  позволяет организму сохранить  все жизненно важные для него вещества.

 

Кроме мочеобразования почки  несут на себе функцию регуляции  водного и электролитного (солевого) баланса в организме. Адаптируясь  к изменяющимся условиям, они препятствуют повышению уровня воды в организме, выводя излишек. Почки – орган  очищения и поддержания кислотно-основного  равновесия крови, что является важным для регуляции артериального  давления.

 

Почечные чашечки, открывающиеся  непосредственно в почечные лоханки, собирают в себя мочу, стекающую  по тонким трубочкам пирамид почки. Мочеточник, полый трубчатый орган, проводит мочу из почечной лоханки  в мочевой пузырь. Это осуществляется благодаря его сократительной способности, ритм которой зависит от многих факторов: скорости образования мочи, положения  тела, раздражения нижних мочевых  путей и т.д. Мочевой пузырь, расположенный  в малом тазу, представляет собой  полый мышечный орган плоско-округлой формы, меняющейся в зависимости  от степени его наполнения. Основная функция мочевого пузыря – накопление мочи. Опорожнение происходит за счет сокращений его мышечной оболочки через  мочеиспускательный канал.

 

Возрастные особенности:

 

В первые годы жизни количество выделяющейся мочи невелико, но частота  мочеиспускания чаще. Функциональная деятельность почек у детей протекает  более интенсивно, чем у взрослых. Устойчивый навык пользоваться горшком  закрепляется на 2-3 году жизни.

 

45. Стресс, виды стрессов. Особенности психоэмоционального  стресса. Стрессовые воздействия  природно-климатических условий  Крайнего Севера

 

 

 

Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие  различных неблагоприятных факторов. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и  отрицательную (дистресс) формы стресса. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш  организм сможет быстро отдохнуть и  восстановиться после взрыва активности всех систем.

 

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет  более тяжелые последствия.

 

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой  он происходит. Крайняя степень острого  стресса - шок. В жизни каждого  человека были шокирующие ситуации.

 

Шок, острый стресс почти  всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

 

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно  действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

 

Физиологический стресс возникает  в результате прямого воздействия  на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

 

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

 

Эмоциональный стресс имеет  место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его  социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и  т.п.).

 

Информационный стресс возникает  при информационных перегрузках, когда  человек, несущий большую ответственность  за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы  в работе диспетчеров, операторов технических  систем управления.

 

Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной  реакцией, мобилизующей организм на преодоление  разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении  многих конфликтных ситуаций, в которых  субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

 

Описывая стрессовый процесс  Селье выделил три фазы:

 

1) Реакция тревоги - наступает  непосредственно за воздействием  какого-либо стрессора и выражается  в напряжении и резком снижении  сопротивляемости организма. Происходит  возбуждение симпатической нервной  системы; гипоталамус посылает  химический сигнал в гипофиз,  заставляя его усилить выделение  адренокортикотропного гормона  (АКТГ), который в свою очередь  попадает с кровью в надпочечники  и вызывает секрецию кортикостероидов - гормонов, которые подготавливают  весь организм к действию и  возможной борьбе с повреждающими  факторами. Ученые измеряют стрессовую  реакцию по увеличению содержания  норадреналина, АКТГ или кортикостероидов  в крови;

 

2) Фаза сопротивления,  характеризующаяся мобилизацией  ресурсов организма для преодоления  стрессовой ситуации. При психологических  стрессах симпатическая нервная  система готовит организм к  борьбе или бегству;

 

Каждый человек проходит через эти две стадии множество  раз. Когда сопротивление оказывается  успешным, организм возвращается к  нормальному состоянию.

 

3) Фаза истощения, которой  соответствует стойкое снижение  ресурсов организма. Она наступает  в том случае, если стрессор  продолжает воздействовать в  течение достаточного периода  времени.

 

 

 

46. Адаптация. Социальная  и биологическая адаптация. Возрастные  особенности адаптации и факторы,  способствующие адаптации детского  организма

 

 

 

Адаптация - в широком  смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. А. человека имеет два аспекта: биологический  и психологический (социальный).

 

Социальная адаптация - процесс  приспособления, освоения, как правило  активного, личностью или группой  новых для нее социальных условий  или социальной среды.

 

Биологическая адаптация - приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.).

 

Существует три стиля, с помощью которых человек  может адаптироваться к среде:

 

а) творческий стиль, когда  человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к  себе, и таким образом приспосабливается  сам;

 

б) конформный стиль, когда  человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда  человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться  к ним.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере  общения.

Можно выделить примерно три  группы детей по присущим им различиям  в поведении и потребности  в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность  в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа - это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях  и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа - это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

 

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется  социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в  нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в  ролевую структуру группы. Адаптация  происходит строго в рамках социума, в котором находится человек  и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так  и для группы, вне зависимости  от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и  корректирующей совокупностью для  человека. Так как практически  даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

 

Факторы, определяющие, насколько  легко пройдет адаптационный  период:

 

1. Состояние здоровья  и уровень развития.

 

2. Возраст. С ростом  и развитием ребенка изменяется  степень и форма его привязанности  к постоянному взрослому (родители  и др.).

 

3. Степень сформированности  у ребенка общения с окружающими  и предметной деятельности.

 

4. Индивидуально-типологические  особенности высшей нервной деятельности.

 

47. Умственное утомление  и переутомление у школьников. Функции утомления, фазы утомления.  Парабиоз Введенского. Активный  отдых: механизм его действия  и значение. Особенности умственного  труда

 

 

 

Работоспособность – способность  работать необходимое время, сохраняя качество выполненной работы.

 

·          Вхождение в работу;

 

·          Стадия оптимальной работоспособности;

 

·          Неустойчивая работоспособность (необходима концентрация);

 

·          Снижение работоспособности (трудность  поддержания);

 

·          Стадия конечного порыва.

 

Утомление – временное  снижение работоспособности.

 

Функции утомления:

 

1.Защитная фун-ия: сигнал  организму о приближении предела  раб-ти.

 

2.Стимулирующая функция  утомления: стимулирующий процессы  восстановления.

 

Стадии развития утомления:

 

1.Стадия двигательная (охранительная)  возбуждающая – при умственной  работе – переключает внимание; снимает напряжение.

 

2. Стадия охранительного  торможения (вялости, апатии) – снижение  раб-ти.

 

3. Стадия неустойчивой  раб-ти: является результатом 1 стадии.

 

Учение Н.Е. Введенского  « О Парабиозе» («около жизни»). В  норме физиологического организма  – адекватная реакция на раздражители. На слабые раздражители слабые реакции, на сильные раздражители сильные  реакции.

 

А. При утомлении возникает  уравнительная фаза парабиоза (на слабые и сильные раздражители следует  одинаковая ответная реакция) (25%учащихся).

 

Б. Стадия парадоксальная. Когда  на сильные раздражители были слабые реакции, а на слабые раздражители сильные  реакции. (10 %)

 

Утомление: -острое (при однократном  выполнении работы);-хроническое (формирование на недовостановлении)

 

В. Стадия парабиоза. Когда  организм не отвечает на сигналы. Отсутствие ответной реакции.

 

Переутомление – патологическое состояние организма, при достижении которого работоспособность не восстанавливается  полностью при коротком отдыхе. Состояние  нарушение процессов взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга застойное возбуждение  и торможение) – застойные состояния.

 

Симптомы переутомления: нарушения сна, нарушения аппетита, частые болезни, появление вредных  привычек, нарушения памяти, капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность  и т.д. Оно ведет к повышению  или понижению давлению (ВСД), нарушена система пищеварения, хроническая  усталость.

 

Лечение и профилактика: правильное питание, двигательный режим, лекарственные препараты. продолжительный  отдых, витамины, водные процедуры, правильная организация сна. Чтобы предупредить переутомление, необходимо рационально  и правильно организовывать труд школьника.

 

Активный отдых (Сеченов  И. М.):

 

1.При определенной работе  утомление возникает в определенных  центрах. Активность этих центров  стимулирует интенсивность этих  центров по закону одновременной  индукции. Оно ускоряет их торможение.

 

2.Включается в работу  система кровообращения и дыхания,  усиливается кровоотток и т.д.  – способствую процессу восстановления. В организме увеличивается количество  гормонов радости – эндорфинов. При этом активизируется правое  полушарие.

 

Интеллектуальная деятельность отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или  объектов. Поэтому отличительными чертами  умственного труда принято считать  высокое напряжение ЦНС и органов  чувств при ограниченной двигательной активности.

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"