Повышение качества оказания специализированной медицинской помощи детям с урогенитальными инфекциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:20, диссертация

Описание

Изучить распространенность и факторы риска заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, у детей различных возрастных и социальных групп; разработать модель оказания специализированной дерматовенерологической помощи детскому населению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7-19
ГЛАВА 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, У ДЕТЕЙ (обзор литературы)
Эпидемиологические аспекты инфекций, передаваемых половым путем у детей и подростков.. 20 - 23
Факторы риска, способствующие распространению инфекций, передаваемых половым путем, среди
детей и подростков 24-29
Связь сексуального поведения подростков с социально-экономическим положением,
структурой семьи и уровнем образования 30-33
Клинические особенности урогенитальных инфекционных заболеваний у детей 33-39
Современные принципы терапии гонококковой инфекции. Анализ показателей резистентности гонококка к антимикробным препаратам 39-48
Современные методы и программы профилактики распространения инфекций, передаваемых половым путем, у детей и подростков 48.- 56
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Клиническая характеристика больных 59 - 62
Лабораторные методы исследования 62-67
Методы психологического консультирования 67-73 2.4. Методы статистической обработки 73-75
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ,
ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ 76 - 85
ГЛАВА 4. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАВАЕМЫМИ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПУТИ ИНФИЦИРОВАНИЯ 4.1. Половозрастные, социальные и клинические аспекты
урогенитальных инфекций у детей 86-99
Социально-демографическая характеристика детей с гонококковой инфекцией 99 - 106
Распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и особенности микроценоза урогенитального тракта
у обследованных детей 107 - 123
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИБИОТИКОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ N. GONORRHOEAE У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5.1. Результаты определения чувствительности
N. gonorrhoeae к антимикробным препаратам 124 - 133
5.2. Результаты изучения N. gonorrhoeae молекулярно-
биологическими методами 133 - 139
ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Психологический статус подростков различных
социальных групп 140- 147
Результаты изучения особенностей сексуального поведения подростков различных социальных
групп 147-160
Анализ уровня информированности подростков различных социальных групп по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым
путем 161 - 168
ГЛАВА 7. АНАЛИЗ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРОВ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИППП В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 169 - 194
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 195 -232
ВЫВОДЫ 233 -235
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 236 -257
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

рахматулина.doc

— 6.33 Мб (Скачать документ)

психопатологическим симптомом является межличностная сензитивность (1,05±0,45), определяющаяся чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности, когда человек сравнивает себя с другими людьми. Для таких людей характерны самоосуждение, чувство беспокойства, заметный дискомфорт в процессе межличностного взаимодействия, негативные ожидания относительно любых коммуникаций с другими людьми и обостренное чувство осознания собственного «Я».

Достаточно высокими оказались показатели по шкалам враждебности (0,92±0,28 в подгруппе IV) и паранойяльных тенденций (0,92±0,4 в подгруппе IV), указывающие на проявления негативного аффективного состояния злости, агрессии, раздражительности, гнева, негодования, а также подозрительность и страх потери независимости. Выявлены достоверные

различия с остальными группами по шкале соматизации, которая может * * %

указывать на проявления так называемой соматической или ларвированной депрессии, но может отражать и проявлениями реальных соматических заболеваний.

Для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних также характерен интенсивный дистресс, но при этом они склонны усиливать и преувеличивать свои симптомы. Диапазон психопатологической симптоматики в этой группе достаточно широк. Преобладающими симптомами как внутри группы, так и по сравнению с другими подростками являлись враждебность (0,92±0,28) и паранойяльное поведение (0,92±0,4), а также депрессия (0,79±0,41), характеризовавшаяся дисфорией, сниженным аффектом, признаками отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации, потери жизненной энергии, чувства безнадежности. Обращает на себя внимание достоверное повышение показателей по шкале психотизма (0,6±0,2), которая включает в себя вопросы, указывающие на избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни, и выявляющие спектр от мягкой межличностной изоляции до выраженного расстройства.

Среди группы учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов младших курсов ВУЗов выявлены самые высокие показатели по шкалам обсессивности-компульсивности (0,82±0,38), касавшейся мысл-зй, образов и действий, которые переживались испытуемым как нелепые, непреодолимые и чуждые «Я», и тревожности, где в качестве признаков фиксировались чувства опасности, опасения, страха и некоторые

• ч '

соматические корреляты тревожности. Рост подобной симптоматики может быть связан со стрессовыми ситуациями, возникающими при сдаче экзаменов и зачетом, а также чрезмерной учебной нагрузкой. Также зафиксирован высокий уровень межличностной сензитивности (0,89±0,41), что может указывать на проблемы с общением.

В группе учащихся средне-специальных образовательных учреждений выявлен наименьший уровень симптоматического дистресса и диапазон психопатологической симптоматики. Средние показатели шкал не превышают нормативных значений для молодых людей.

Таким образом, нами выявлен ряд психологических особенностей несовершеннолетних различных социальных групп, которые необходимо учитывать при работе с подростками, как психологам, так и специалистам других направлений. Отмечено нарастание психопатологической симптоматики при переходе от нормативной группы подростков к группам риска с нарушениями социальной (и в первую очередь семейной) экологии.

Несмотря на то, что среди воспитанников детских домов и приютов уровень психопатологической симптоматики наиболее выражен, эти подростки склонны преуменьшать свои симптомы, они. враждебны, подозрительны и с трудом идут на контакт. Необходимо обращать особое внимание на соматические жалобы, которые могут быть проявлениями скрытой депрессии. Беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние находятся в группе риска по нарушению психического здоровья, при обследовании необходимо активно выявлять нарушения мышления в виде паранойяльных тенденций и психотическую симптоматику. Для них также характерна агрессивность, раздражительность, враждебность, высок риск развития депрессии. В группе школьников и студентов наиболее высокие показатели отмечены по шкалам обсессивности-компульсивности, тревожности и межличностной сензитивности. В группе учащихся среднеспециальных образовательных учреждений выявлен наименьший уровень симптоматического дистресса и диапазон психопатологической симптоматики.

В подростковом возрасте кроме внешних конфликтов существует множество внутренних. В этом периоде происходит «перемещение» индивида на новую ступень развития.

Для решения возросшего числа конфликтов внешнего и внутреннего плана подростки вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведеьля, в том числе и деструктивные: различные виды патологической зависимости, беспорядочные половые связи, «немотивированную» преступность, насильственные действия,. суициды, объединение в антисоциальные группировки и другие девиации, являющиеся наблюдаемым следствием психической и социальной дезадаптированности.

При исследовании механизмов психологической защиты у подростков удалось установить иерархическую последовательность использования различных механизмов психологической защиты.

Из таблицы 25 видно, что наибольшую степень выраженности в подгруппе I имеет механизм проекции (59,53%), далее представлены интеллектуализация (47,97%) и замещение (36,70%). Реже всего подростками из этой группы используется вытеснение (16,70%). Среди несовершеннолетних из подгруппы II в качестве механизмов психологической защиты чаще всего используется отрицание (43,20%), интеллектуализация (45%) и проекция (32,77 %); компенсация выражена

незначительно (15,4%). В подгруппе III приблизительно в 45% случаев доминируют механизмы отрицания и рЬгрессии, в 36,7% -' вытеснение. Самыми редко применяемыми и слабовыраженными в этой группе являются механизмы компенсации и интеллектуализации (19,5% и 17,63% случаев соответственно). Для подгруппы IV также характерно преимущественное использование механизмов отрицания, компенсации (46,51% и 35,4% случаев соответственно), наиболее активно использовался механизм регрессии (57,4%), реже всего встречалось применение реактивного образования (11,20%) и интеллектуализации (11%).

Таблица-25.

Выраженность механизмов психической защиты у подростков

различных социальных групп

Защитные механизмы

I подгруппа, тіББ (п=612)

II

подгруппа, тіББ (п=523)

III

подгруппа, тіББ (п=385)

IV

подгруппа, тіББ (п=278)

Отрицание

29,83±5,86

43,20±13,51

45,33±5,54

46,51±15,11

Вытеснение

16,70±6,9

22,00±12,56

36,70±7,87

35,00±10,54

Регрессия

18,71±9,01

17,40±5,11

45,73±11,23

57,40±8,65

Компенсация

21,57±19,66

15,40±5,60

19,5±5,52

35,40±15„14

Проекция

59,53±16,08

32,77±10,31

35,53±11,15

28,77±9,09.

Замещение

36,70±13,34

25,37±19,81

33,28±10,31

18,46±7,76

Интеллектуализация

47,97±15,09

45,00±23,97

17,63±12,01

11,00±4,93

Реактивное образование

31,33±4,11

21,20±11,08

21,63±5,11

11,20±3,08




 

Таким образом, среди учащихся старших классов средних образовательных школ и студентов ВУЗов значительная доля приходится на защитные механизмы, предполагающие перенос на окружающих негативных эмоций, с чем может быть связан отмеченный выше высокий уровень межличностной чувствительности. При этом широко испрдьзуются

и механизмы высокого уровня, требующие адекватного психологического развития. В' этой группе достоверно чаще отмечалась вырабатывание и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высщих социальных ценностях». Учащимися средцих специальных образовательных учреждений наряду с вышеописанными механизмов широко использовался наиболее ранний способ справляться с неприятностями — отказ принять их существование, что может указывать на риск несоответствия психического развития подростка его возрасту. В группе воспитанников детских домов и приютов имело место использование менее развитых механизмов защиты, что свидетельствует о несформированности системы оценок " и представлений о своей социальной роли, а также о подчиняемости, податливости окружению; которое проявляется в чувстве неуверенности. Рациональные-защитные механизмы применялись редко. Для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних наиболее характерно было возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения, свидетельствующее о выраженном несоответствии психического развития возрасту, также отмечалось недостаточное усвоение индивидом социальных норм и неправильное формирование представлений о себе.

Согласно современным представлениям, семья понимается как психосоциальный посредник общества, призванный с помощью различного вмешательства в развитие ребенка актуализировать механизмы защиты как средства социальной адаптации. В дальнейшем защитные механизмы осуществляют регуляцию поведения таким образом, что они помимо сознания человека предопределяют весь его последующий стиль жизни. У несовершеннолетних с семейными проблемами, эта система перестает действовать, что приводит к различным поведенческим нарушениям. Развитие и формирование определенной структуры функционирования защитных механизмов с помощью психолога дают возможность коррекции стиля поведения, в том числе и репродуктивного, и является важным аспектом работы с подростками. Восстановление устойчивых конституциональных психологических механизмов защиты зависит от адекватности методов специализированной психологической помощи несовершеннолетним различных социальных групп.

6.2. Результаты изучения особенностей сексуального поведения подростков различных социальных групп.

Произошедшие в последние десятилетия на территории Российской Федерации социально-экономические, политические и культурные преобразования сопровождались либерализацией сексуальной морали, резким изменением нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе. Следствием этих преобразований явились социально детерминированные изменения стандарта репродуктивного поведения подростков и молодых людей на менее безопасный, ассоциированный с высоким риском абортов и инфекций, передаваемых половым путем.

Значительно изменилось отношение молодых людей к добрачным сексуальным отношениям, которые в настоящее время широко распространены в молодежной среде. Лишь менее 5% от всех обследованных подростков считают, что сексуальные отношейия допустимы лишь в юридически оформленном браке, для большинства характерен низкий уровень психосоциальной готовности к ответственному сексуально-брачному партнерству. »Основополагающая роль в формировании модели полового поведения, характеризующейся ранним началом половой жизни и беспорядочными половыми связями, принадлежит микросоциальным группам (школьным, уличным), где она считается "престижной". Подростки в силу возрастных особенностей

подвержены сильному влиянию этих групп, в то время как социализация в рамках семьи, школы и государства весьма слаба.

Согласно данным опроса подростков, обратившимся в подростковый специализированный центр, свыше 80% респондентов в подгруппах I и III и свыше 90% несовершеннолетних из подгрупп II и IV имеют сексуальный опыт (рисунок 23), средний возраст сексуального дебюта колеблется от 14 лет в группе беспризорных несовершеннолетних до 16 лет у школьников и студентов младших курсов ВУЗов. Необходимо обратить внимание на то, что 67% подростков — воспитанников детских домов ранее были свидетелями сексуальных контактов, даже оставаясь физиологически девственными.

100,00 -  " .1^59 

90,00 Д 8^2

80,00 " I

еаоо Я ["""И Я

% 50,00 -   -еСТЬ

чы

0,00  —( 1 1 г

I подгруппа II подгруппа III подгруппа IV подгруппа

Рисунок 23.

Наличие половой жизни у подростков различных социальных групп

В таблицах 26 и 27 представлены данные по особенностям сексуального поведения подростков различных социальных групп, живущих половой жизнью.

Особенности сексуального поведения подростков различных

социальных групп, живущих половой жизнью

Анализируемые параметры

I

подгруппа (п=522)

II

подгруппа (ш=479)

III

подгруппа (п=315)

IV

подгруппа • (п=258) •

Сексуальный дебют, лет

15,5±1,27

15,2±0,6

14,4±1,29

13,9±1,98

Возраст первого полового

партнера, %

одного возраста

44,4

54,3

66,7

43,0

Старше

32,2

20,7

17,5

35,7

Младше

23,4

25,0

15,8

21,3

Количество половых партнеров в течение жизни, чел.

6,5±4,8

>

9,2±5,06

9,7±7,2

8,04±7,11

Количество половых партнеров за последний год, чел.

2,1±1,24

3,4±1,35

1,4±0,41

1,7±1,4

Количество половых партнеров в настоящее время, %

ни

одного

27,4

24,7

62,1

38,9

Один

66,7

69,9

34,5

55,9

Неско лько

'5,9

5,4

3,4

 



 

Таблица 27

Формы половых контактов, практикуемые подростками различных социальных групп

■ — -  -

Анализируемые параметры

I

подгруппа (п=522)

II

подгруппа (п=479)

III

подгруппа (п=315)

IV

подгруппа (п=258)

Форма половых

контактов, %

Вагинальные

30,6

39,7

38,1

56,9

Вагинальные и оральные

55,2

47,8

44,4

22,5

Вагинальные и

ректальные

зд

4,2

4,8

7,0

Все

11,1

8,3

12,7

13,6

Гомосексуальные у мальчиков

1,06

2,18

2,0

3,6

Гомосексуальные у | девочек

2,1

s

2,1

2,8

*

3,3

1 Оральные и/или ректальные контакты у девственниц, %

19,3

17,6

16,5

15,1

Информация о работе Повышение качества оказания специализированной медицинской помощи детям с урогенитальными инфекциями