Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:20, диссертация
Изучить распространенность и факторы риска заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, у детей различных возрастных и социальных групп; разработать модель оказания специализированной дерматовенерологической помощи детскому населению.
ВВЕДЕНИЕ 7-19
ГЛАВА 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, У ДЕТЕЙ (обзор литературы)
Эпидемиологические аспекты инфекций, передаваемых половым путем у детей и подростков.. 20 - 23
Факторы риска, способствующие распространению инфекций, передаваемых половым путем, среди
детей и подростков 24-29
Связь сексуального поведения подростков с социально-экономическим положением,
структурой семьи и уровнем образования 30-33
Клинические особенности урогенитальных инфекционных заболеваний у детей 33-39
Современные принципы терапии гонококковой инфекции. Анализ показателей резистентности гонококка к антимикробным препаратам 39-48
Современные методы и программы профилактики распространения инфекций, передаваемых половым путем, у детей и подростков 48.- 56
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Клиническая характеристика больных 59 - 62
Лабораторные методы исследования 62-67
Методы психологического консультирования 67-73 2.4. Методы статистической обработки 73-75
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ,
ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ 76 - 85
ГЛАВА 4. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАВАЕМЫМИ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПУТИ ИНФИЦИРОВАНИЯ 4.1. Половозрастные, социальные и клинические аспекты
урогенитальных инфекций у детей 86-99
Социально-демографическая характеристика детей с гонококковой инфекцией 99 - 106
Распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и особенности микроценоза урогенитального тракта
у обследованных детей 107 - 123
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИБИОТИКОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ N. GONORRHOEAE У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5.1. Результаты определения чувствительности
N. gonorrhoeae к антимикробным препаратам 124 - 133
5.2. Результаты изучения N. gonorrhoeae молекулярно-
биологическими методами 133 - 139
ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Психологический статус подростков различных
социальных групп 140- 147
Результаты изучения особенностей сексуального поведения подростков различных социальных
групп 147-160
Анализ уровня информированности подростков различных социальных групп по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым
путем 161 - 168
ГЛАВА 7. АНАЛИЗ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРОВ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИППП В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 169 - 194
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 195 -232
ВЫВОДЫ 233 -235
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 236 -257
ПРИЛОЖЕНИЕ
психопатологическим симптомом является межличностная сензитивность (1,05±0,45), определяющаяся чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности, когда человек сравнивает себя с другими людьми. Для таких людей характерны самоосуждение, чувство беспокойства, заметный дискомфорт в процессе межличностного взаимодействия, негативные ожидания относительно любых коммуникаций с другими людьми и обостренное чувство осознания собственного «Я».
Достаточно высокими оказались показатели по шкалам враждебности (0,92±0,28 в подгруппе IV) и паранойяльных тенденций (0,92±0,4 в подгруппе IV), указывающие на проявления негативного аффективного состояния злости, агрессии, раздражительности, гнева, негодования, а также подозрительность и страх потери независимости. Выявлены достоверные
различия с остальными группами по шкале соматизации, которая может * * %
указывать на проявления так называемой соматической или ларвированной депрессии, но может отражать и проявлениями реальных соматических заболеваний.
Для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних также характерен интенсивный дистресс, но при этом они склонны усиливать и преувеличивать свои симптомы. Диапазон психопатологической симптоматики в этой группе достаточно широк. Преобладающими симптомами как внутри группы, так и по сравнению с другими подростками являлись враждебность (0,92±0,28) и паранойяльное поведение (0,92±0,4), а также депрессия (0,79±0,41), характеризовавшаяся дисфорией, сниженным аффектом, признаками отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации, потери жизненной энергии, чувства безнадежности. Обращает на себя внимание достоверное повышение показателей по шкале психотизма (0,6±0,2), которая включает в себя вопросы, указывающие на избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни, и выявляющие спектр от мягкой межличностной изоляции до выраженного расстройства.
Среди группы учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов младших курсов ВУЗов выявлены самые высокие показатели по шкалам обсессивности-компульсивности (0,82±0,38), касавшейся мысл-зй, образов и действий, которые переживались испытуемым как нелепые, непреодолимые и чуждые «Я», и тревожности, где в качестве признаков фиксировались чувства опасности, опасения, страха и некоторые
• ч '
соматические корреляты тревожности. Рост подобной симптоматики может быть связан со стрессовыми ситуациями, возникающими при сдаче экзаменов и зачетом, а также чрезмерной учебной нагрузкой. Также зафиксирован высокий уровень межличностной сензитивности (0,89±0,41), что может указывать на проблемы с общением.
В группе учащихся средне-специальных образовательных учреждений выявлен наименьший уровень симптоматического дистресса и диапазон психопатологической симптоматики. Средние показатели шкал не превышают нормативных значений для молодых людей.
Таким образом, нами выявлен ряд психологических особенностей несовершеннолетних различных социальных групп, которые необходимо учитывать при работе с подростками, как психологам, так и специалистам других направлений. Отмечено нарастание психопатологической симптоматики при переходе от нормативной группы подростков к группам риска с нарушениями социальной (и в первую очередь семейной) экологии.
Несмотря на то, что среди воспитанников детских домов и приютов уровень психопатологической симптоматики наиболее выражен, эти подростки склонны преуменьшать свои симптомы, они. враждебны, подозрительны и с трудом идут на контакт. Необходимо обращать особое внимание на соматические жалобы, которые могут быть проявлениями скрытой депрессии. Беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние находятся в группе риска по нарушению психического здоровья, при обследовании необходимо активно выявлять нарушения мышления в виде паранойяльных тенденций и психотическую симптоматику. Для них также характерна агрессивность, раздражительность, враждебность, высок риск развития депрессии. В группе школьников и студентов наиболее высокие показатели отмечены по шкалам обсессивности-компульсивности, тревожности и межличностной сензитивности. В группе учащихся среднеспециальных образовательных учреждений выявлен наименьший уровень симптоматического дистресса и диапазон психопатологической симптоматики.
В подростковом возрасте кроме внешних конфликтов существует множество внутренних. В этом периоде происходит «перемещение» индивида на новую ступень развития.
Для решения возросшего числа конфликтов внешнего и внутреннего плана подростки вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведеьля, в том числе и деструктивные: различные виды патологической зависимости, беспорядочные половые связи, «немотивированную» преступность, насильственные действия,. суициды, объединение в антисоциальные группировки и другие девиации, являющиеся наблюдаемым следствием психической и социальной дезадаптированности.
При исследовании механизмов психологической защиты у подростков удалось установить иерархическую последовательность использования различных механизмов психологической защиты.
Из таблицы 25 видно, что наибольшую степень выраженности в подгруппе I имеет механизм проекции (59,53%), далее представлены интеллектуализация (47,97%) и замещение (36,70%). Реже всего подростками из этой группы используется вытеснение (16,70%). Среди несовершеннолетних из подгруппы II в качестве механизмов психологической защиты чаще всего используется отрицание (43,20%), интеллектуализация (45%) и проекция (32,77 %); компенсация выражена
незначительно (15,4%). В подгруппе III приблизительно в 45% случаев доминируют механизмы отрицания и рЬгрессии, в 36,7% -' вытеснение. Самыми редко применяемыми и слабовыраженными в этой группе являются механизмы компенсации и интеллектуализации (19,5% и 17,63% случаев соответственно). Для подгруппы IV также характерно преимущественное использование механизмов отрицания, компенсации (46,51% и 35,4% случаев соответственно), наиболее активно использовался механизм регрессии (57,4%), реже всего встречалось применение реактивного образования (11,20%) и интеллектуализации (11%).
Таблица-25.
Выраженность механизмов психической защиты у подростков
различных социальных групп
Защитные механизмы |
I подгруппа, тіББ (п=612) |
II подгруппа, тіББ (п=523) |
III подгруппа, тіББ (п=385) |
IV подгруппа, тіББ (п=278) |
Отрицание |
29,83±5,86 |
43,20±13,51 |
45,33±5,54 |
46,51±15,11 |
Вытеснение |
16,70±6,9 |
22,00±12,56 |
36,70±7,87 |
35,00±10,54 |
Регрессия |
18,71±9,01 |
17,40±5,11 |
45,73±11,23 |
57,40±8,65 |
Компенсация |
21,57±19,66 |
15,40±5,60 |
19,5±5,52 |
35,40±15„14 |
Проекция |
59,53±16,08 |
32,77±10,31 |
35,53±11,15 |
28,77±9,09. |
Замещение |
36,70±13,34 |
25,37±19,81 |
33,28±10,31 |
18,46±7,76 |
Интеллектуализация |
47,97±15,09 |
45,00±23,97 |
17,63±12,01 |
11,00±4,93 |
Реактивное образование |
31,33±4,11 |
21,20±11,08 |
21,63±5,11 |
11,20±3,08 |
Таким образом, среди учащихся старших классов средних образовательных школ и студентов ВУЗов значительная доля приходится на защитные механизмы, предполагающие перенос на окружающих негативных эмоций, с чем может быть связан отмеченный выше высокий уровень межличностной чувствительности. При этом широко испрдьзуются
и механизмы высокого уровня, требующие адекватного психологического развития. В' этой группе достоверно чаще отмечалась вырабатывание и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на «высщих социальных ценностях». Учащимися средцих специальных образовательных учреждений наряду с вышеописанными механизмов широко использовался наиболее ранний способ справляться с неприятностями — отказ принять их существование, что может указывать на риск несоответствия психического развития подростка его возрасту. В группе воспитанников детских домов и приютов имело место использование менее развитых механизмов защиты, что свидетельствует о несформированности системы оценок " и представлений о своей социальной роли, а также о подчиняемости, податливости окружению; которое проявляется в чувстве неуверенности. Рациональные-защитные механизмы применялись редко. Для беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних наиболее характерно было возвращение в стрессовой ситуации к более незрелым паттернам поведения и удовлетворения, свидетельствующее о выраженном несоответствии психического развития возрасту, также отмечалось недостаточное усвоение индивидом социальных норм и неправильное формирование представлений о себе.
Согласно современным представлениям, семья понимается как психосоциальный посредник общества, призванный с помощью различного вмешательства в развитие ребенка актуализировать механизмы защиты как средства социальной адаптации. В дальнейшем защитные механизмы осуществляют регуляцию поведения таким образом, что они помимо сознания человека предопределяют весь его последующий стиль жизни. У несовершеннолетних с семейными проблемами, эта система перестает действовать, что приводит к различным поведенческим нарушениям. Развитие и формирование определенной структуры функционирования защитных механизмов с помощью психолога дают возможность коррекции стиля поведения, в том числе и репродуктивного, и является важным аспектом работы с подростками. Восстановление устойчивых конституциональных психологических механизмов защиты зависит от адекватности методов специализированной психологической помощи несовершеннолетним различных социальных групп.
6.2. Результаты изучения особенностей сексуального поведения подростков различных социальных групп.
Произошедшие в последние десятилетия на территории Российской Федерации социально-экономические, политические и культурные преобразования сопровождались либерализацией сексуальной морали, резким изменением нравственных приоритетов, личностных и общественных ценностей в обществе. Следствием этих преобразований явились социально детерминированные изменения стандарта репродуктивного поведения подростков и молодых людей на менее безопасный, ассоциированный с высоким риском абортов и инфекций, передаваемых половым путем.
Значительно изменилось отношение молодых людей к добрачным сексуальным отношениям, которые в настоящее время широко распространены в молодежной среде. Лишь менее 5% от всех обследованных подростков считают, что сексуальные отношейия допустимы лишь в юридически оформленном браке, для большинства характерен низкий уровень психосоциальной готовности к ответственному сексуально-брачному партнерству. »Основополагающая роль в формировании модели полового поведения, характеризующейся ранним началом половой жизни и беспорядочными половыми связями, принадлежит микросоциальным группам (школьным, уличным), где она считается "престижной". Подростки в силу возрастных особенностей
подвержены сильному влиянию этих групп, в то время как социализация в рамках семьи, школы и государства весьма слаба.
Согласно данным опроса подростков, обратившимся в подростковый специализированный центр, свыше 80% респондентов в подгруппах I и III и свыше 90% несовершеннолетних из подгрупп II и IV имеют сексуальный опыт (рисунок 23), средний возраст сексуального дебюта колеблется от 14 лет в группе беспризорных несовершеннолетних до 16 лет у школьников и студентов младших курсов ВУЗов. Необходимо обратить внимание на то, что 67% подростков — воспитанников детских домов ранее были свидетелями сексуальных контактов, даже оставаясь физиологически девственными.
100,00 - " .1^59
90,00 Д 8^2
80,00 " I
еаоо Я ["""И Я
% 50,00 - -еСТЬ
чы
0,00 —( 1 1 г
I подгруппа II подгруппа III подгруппа IV подгруппа
Рисунок 23.
Наличие половой жизни у подростков различных социальных групп
В таблицах 26 и 27 представлены данные по особенностям сексуального поведения подростков различных социальных групп, живущих половой жизнью.
Особенности сексуального поведения подростков различных
социальных групп, живущих половой жизнью
Анализируемые параметры |
I подгруппа (п=522) |
II подгруппа (ш=479) |
III подгруппа (п=315) |
IV подгруппа • (п=258) • | ||
Сексуальный дебют, лет |
15,5±1,27 |
15,2±0,6 |
14,4±1,29 |
13,9±1,98 | ||
Возраст первого полового партнера, % |
одного возраста |
44,4 |
54,3 |
66,7 |
43,0 | |
Старше |
32,2 |
20,7 |
17,5 |
35,7 | ||
Младше |
23,4 |
25,0 |
15,8 |
21,3 | ||
Количество половых партнеров в течение жизни, чел. |
6,5±4,8 |
> 9,2±5,06 |
9,7±7,2 |
8,04±7,11 | ||
Количество половых партнеров за последний год, чел. |
2,1±1,24 |
3,4±1,35 |
1,4±0,41 |
1,7±1,4 | ||
Количество половых партнеров в настоящее время, % |
ни одного |
27,4 |
24,7 |
62,1 |
38,9 | |
Один |
66,7 |
69,9 |
34,5 |
55,9 | ||
Неско лько |
'5,9 |
5,4 |
3,4 |
Таблица 27
Формы половых контактов, практикуемые подростками различных социальных групп
■ — - - Анализируемые параметры |
I подгруппа (п=522) |
II подгруппа (п=479) |
III подгруппа (п=315) |
IV подгруппа (п=258) | |
Форма половых контактов, % |
Вагинальные |
30,6 |
39,7 |
38,1 |
56,9 |
Вагинальные и оральные |
55,2 |
47,8 |
44,4 |
22,5 | |
Вагинальные и ректальные |
зд |
4,2 |
4,8 |
7,0 | |
Все |
11,1 |
8,3 |
12,7 |
13,6 | |
Гомосексуальные у мальчиков |
1,06 |
2,18 |
2,0 |
3,6 | |
Гомосексуальные у | девочек |
2,1 |
s 2,1 |
2,8 |
* 3,3 | |
1 Оральные и/или ректальные контакты у девственниц, % |
19,3 |
17,6 |
16,5 |
15,1 |