Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:20, диссертация
Изучить распространенность и факторы риска заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, у детей различных возрастных и социальных групп; разработать модель оказания специализированной дерматовенерологической помощи детскому населению.
ВВЕДЕНИЕ 7-19
ГЛАВА 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, У ДЕТЕЙ (обзор литературы)
Эпидемиологические аспекты инфекций, передаваемых половым путем у детей и подростков.. 20 - 23
Факторы риска, способствующие распространению инфекций, передаваемых половым путем, среди
детей и подростков 24-29
Связь сексуального поведения подростков с социально-экономическим положением,
структурой семьи и уровнем образования 30-33
Клинические особенности урогенитальных инфекционных заболеваний у детей 33-39
Современные принципы терапии гонококковой инфекции. Анализ показателей резистентности гонококка к антимикробным препаратам 39-48
Современные методы и программы профилактики распространения инфекций, передаваемых половым путем, у детей и подростков 48.- 56
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Клиническая характеристика больных 59 - 62
Лабораторные методы исследования 62-67
Методы психологического консультирования 67-73 2.4. Методы статистической обработки 73-75
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ,
ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ 76 - 85
ГЛАВА 4. ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ИНФЕКЦИЯМИ, ПЕРЕДАВАЕМЫМИ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПУТИ ИНФИЦИРОВАНИЯ 4.1. Половозрастные, социальные и клинические аспекты
урогенитальных инфекций у детей 86-99
Социально-демографическая характеристика детей с гонококковой инфекцией 99 - 106
Распространенность инфекций, передаваемых половым путем, и особенности микроценоза урогенитального тракта
у обследованных детей 107 - 123
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИБИОТИКОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ N. GONORRHOEAE У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5.1. Результаты определения чувствительности
N. gonorrhoeae к антимикробным препаратам 124 - 133
5.2. Результаты изучения N. gonorrhoeae молекулярно-
биологическими методами 133 - 139
ГЛАВА 6. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА И СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Психологический статус подростков различных
социальных групп 140- 147
Результаты изучения особенностей сексуального поведения подростков различных социальных
групп 147-160
Анализ уровня информированности подростков различных социальных групп по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым
путем 161 - 168
ГЛАВА 7. АНАЛИЗ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРОВ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИППП В РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 169 - 194
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 195 -232
ВЫВОДЫ 233 -235
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 236 -257
ПРИЛОЖЕНИЕ
К сожалёнию, в настоящее время можно констатировать ослабление социализационного потенциала школы, недостаточность адекватных образовательно-воспитательных технологий, направленных на организацию жизнедеятельности детей, формирование у них ценности и навыков здорового образа жизни (Centers for Disease Control. Youth Risk Behavior Surveillance - United States, 1995. Morbidity and Mortality Weekly Report, 1991; Уварова E.B., Ходжемирова Н.Д., 2007).
Значительная часть учащихся подростков в качестве источника медицинской информации выделяют телевидение, газеты, журналы и
г
специальную медицинскую литературу. В связи с этим, особого внимания заслуживает суть этой информации. Она в настоящее время в основном связывается с возможностью научиться получать наиболее полное сексуальное удовлетворение, а не доносит до подростка санитарно - гигиенические аспекты. (ГаллямоваЮ. А., 2005; Дмитриева Е.В., 2006).
Эта ситуация предъявляет особые требования к профилактическим программам, реализуемым в образовании. Главным требованием выступает комплексный подход в разработке программ укрепления здоровья, предполагающий интеграцию в единую программу как собственно педагогических, так и социальных мер. Результатом подобного подхода должно стать изменение среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям, реализации на практике основ здорового образа жизни. При применении, быть может и эффективных, но разовых оздоровительных методик не решается задача изменения и оздоровления образа жизни; при работе только с подростками — упускается из виду семейный стиль образа жизни (Wanless D. Securing our future health: taking a long-term view. Final report. London, HM Treasury, 2002).
В настоящее время в России по причинам идеологического порядка и в силу неразвитости сексуальной культуры нет адекватного сексуального просвещения молодежи. В этой ситуации дерматовенерологическая служба оказалась не готовой к быстрой перестройке в отношении методов профилактики. ИГЛ 111 у несовершеннолетних (Кубанова АА., Лосева O.K.; 2000; Аравийская Р.В., Соколовский Е.В. и др., 2003).
Также, в настоящее время в России не существует эффективной национальной системы первичной профилактики ИППП, которая включала бы обучение населения медицинской грамотности, в том числе нравственной ответственности за сохранение своего здоровья, информированность об ИППП и средствах личной защиты от них. Имеются лишь некоторые отдельные разрозненные компоненты такой системы, функционирующие лишь фрагментарно или вовсе отсутствующие. К ним можно отнести кабинеты первичной профилактики ИППП при кожно- венерологических диспансерах, существующие в большинстве случаев лишь номинально, отдельные, зачастую созданные энтузиастами молодежные центры, а также программы полового воспитания в школах, которые в отдельных регионах действуют весьма эффективно (Лосева O.K., 1999; Лузан Н.В., 2001, Уварова Е.В., Сальникова И.А., 2008).
Именно формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи является одним из реальных и эффективных путей профилактики и снижения заболеваемости ИППП среди девушек и юношей различного уровня обучения (Алексина И.А., 1997, Баев М.В., 2000).
Проблема охраны репродуктивного здоровья подростков является актуальной не только для России. Фонд ООН по народонаселению, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уделяют этой проблеме большое внимание. В качестве основных направлений работы в сфере охраны репродуктивного здоровья подростков признаны: предупреждение подростковой беременности; предупреждение инфекций, передающихся половым путем; оказание комплекса медико-санитарных услуг в специальных медицинских учреждениях; распространение информации о репродуктивном здоровье; усиление роли семьи в охране репродуктивного здоровья молодежи посредством повышения информированности родителей в вопросах здоровья и полового созревания детей; улучшение просветительской работы в учебных заведениях и вне их; увеличение числа исследований репродуктивного здоровья подростков.
Современные программы первичной профилактики должны соответствовать последним тенденциям технического прогресса и быть максимально приближены к целевой аудитории. Информация о сохранении репродуктивного здоровья должна быть преподнесена доступно, а источники, посредством которых будет проводиться санитарно- просветительская работа, учитывать интересы и предпочтения современных детей и подростков. Согласно задачам Глобальной стратегии профилактики инфекций, передаваемых половым путем, и борьбы с ними (2006-2015 гг.), представленной Всемирной организацией здравоохранения, одним из основных направлений должно являться улучшение информационной поддержки и эффективное использование средств массовой информации для повышения осведомленности населения относительно ИППП. Повышение информированности подростков о методах профилактики ИППП
Все перечисленные направления работы в той или иной степени связаны с проблемой информированности подростков по поводу физиологических изменений, происходящих в организме, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от инфекций, передающихся половым путем, и т.п. Насколько эффективно осуществляется
г»
информирование подростков по перечисленным вопросам, можно судить, например, по результатам проведенных исследований.
Ученые Института социально-экономических исследований РАН опросили 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15-19 лет (г. Таганрог, 1998). Почти половина (47%) опрошенных девушек не знают, в какую женскую консультацию они могут обратиться в случае необходимости, в то время как у каждой четвертой из них имеется в этом острая потребность. Только 11% опрошенных знают о существовании центра планирования семьи, 13% - о консультации "Брак и семья", 67% опрошенных хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги в связи с лечением гинекологического заболевания им могут быть предоставлены.
Главным источником информации в подростковой среде, как правило, называют сверстников и друзей, которые играют решающую роль в
г
формировании нормативных установок в сфере сексуального поведения. Поскольку секс в подростковом возрасте - рискованное и запретное действо, сексуальный опыт получает обычно завышенную оценку окружающих и толкает подростка к сексуальным экспериментам. При этом установки и взгляды многих подростков, по мнению И.С. Кона, значительно радикальней их собственного поведения.
Активное использование подростками Интернета в .качестве источника получения информации о здоровье, в том числе сексуальном и репродуктивном, и профилактике заболеваний подтверждают и зарубежные исследователи (Baker L., 2003; Borzekowski DL., 2001; Gray NJ., 2006; Hansen DL., 2003; Woods AH., 2000).
В то же время необходимо отметить, что информация, которую получают подростки в Интернете, не всегда является достоверной и часто направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями. Дети и подростки как потребители информации, в частностц медицинской, представляют одну из наиболее уязвимых групп, так как не обладают достаточным опытом и знаниями для оценки ее достоверности.
Одно из масштабных исследований наиболее популярных интернет- ресурсов США для подростков с информацией об ИППП и безопасном
*г
половом поведении проводилось в 2002 году сотрудниками американского колледжа Emerson в Бостоне (Department of Communication Emerson College Boston, MA, USA) Sarah N. Keller, Heather Labelle, Nema Karimi, Shefali Gupta. В процессе исследования изучалось, насколько интернет ресурсы пополняют знания относительно репродуктивного здоровья и ИППП, способны ли они формировать у пользователей-подростков ответственное отношение к собственному репродуктивному здоровью, насколько представленная информация достоверна и понятна для восприятия подростка, насколько удобно пользование тем или иным интернет ресурсом. Результаты исследования показали, что информация, представленная в сети Интернет на тему ИППП и безопасного поведения недостаточна, ограничена и в большинстве случаев недостоверна. Только 3% (36 сайтов) были признаны образовательными для подростков. Практически все исследуемые интернет ресурсы нуждались в тех или иных доработках, а некоторые совершенно не соответствовали заявленной в поисковой системе информации.
Значение родителей как информационного канала по вопросам профилактики ИППП невелико. Исследования в Москве и Санкт- Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ - 87%) никогда не говорили со своими детьми о риске инфицирования ИППП при половых контактах или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами — 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы ИППП (Кон И.С., 1994).
Большинство родителей, опрошенных в 4 регионах России в 1995— 1996 гг. не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам профилактики ИППП и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа. По данным ВЦИОМ (1994 г.), 81% взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14-16-летних подростков, только 10% были против, из них "категорически против" - 3% мужчин и 4% женщин (Кон И.С.,1998).
Опрошенные педагоги, настоятельно поддерживая важность сексуального просвещения, так же, как и родители, не готовы взять на себя такую функцию и считают, что этим должны заниматься врачи. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения проблем духовности, нравственности, а не контрацепции, подготовку квалифицированных преподавателей нового предмета (Кон И.С.,1998).
Программы полового просвещения и профилактики ИППП
Опыт стран, давно осуществляющих половое просвещение, свидетельствует о следующем:
Возраст начала половой жизни у подростков не снижается при проведении программ школьного сексуального просвещения.
Школьный курс или отсрочивает начало сексуальной жизни, или делает ее более грамотной, безопасной.
Самыми успешными являются программы, которые начинаются раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и которые дают не только знания, но и обеспечивают практические навыки и социальные нормы ответственного отношения к репродуктивному здоровью (Кон И.С., 2001).
В России существуют несколько групп программ полового просвещения.
В первой группе, центральное место' занимает программа "Основы планирования семьи и здорового образа жизни", созданная коллективом авторов Российской ассоциации "Планирование семьи" (РАПС) (Программа "Основы планирования семьи и здорового образа жизни". М., 1997.) на основе "Концепции полового воспитания подростков" (Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л., 1997).
В предисловии программы подчеркивается, что "половое воспитание следует расценивать как часть процесса формирования личности, который включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты". В качестве основной задачи выступает «формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, половой жизни, включая воздержание, и принятию осознанного решения, умению сказать "нет" в ситуации, когда подросток не готов к таким отношениям».
Программа была дополнена информационно-справочными материалами и наглядными пособиями, помогающими раскрыть содержание каждого раздела. При разработке программы было учтено мнение самих подростков 14-18 лет о наиболее важных и трудных для них вопросах, а также мнение родителей и педагогов. Эти мнения были изучены в ходе социологического исследования в шести регионах России. К сожалению, анализа эффективности работы региональных центров планирования семьи по данной образовательной программе не проводилось.
Вторая группа программ включает многочисленные программы по формированию здорового образа жизни, в которых половое просвещение является лишь одним из разделов.
Примером является программа Ярославского городского центра психолого-медико-социального сопровождения, диагностики " и консультирования школьников (Программа для муниципальных общеобразовательных и внешкольных учреждений по образованию в области здоровья. Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников; 1998).3а три года обучения (8-10 классы) школьники знакомятся с основными аспектами здорового образа жизни. Подробно рассматриваются проблемы самопознания, саморегуляции, общения, культуры внешности, права детей и родителей, вопросы гигиены, профилактики вредных привычек и СПИДа.
Одним из примеров программ, имеющих половое просвещение в качестве одного из разделов, могут служить латышские экспериментальные учебники, утвержденные Министерством образования и науки Латвийской Республики. В учебнике для 5 класса много фотографий, юмористических и серьезных рисунков (например, об устройЬтве различных органов человека), стихов, сказок, пословиц, в популярной форме рассказывается детям обо всех аспектах здоровья. Вопросы полового просвещения обсуждаются наравне с заботой о зубах, питании, курении и пр.
Третья группа программ включает программы, где вопросы полового просвещения рассматриваются при профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании. В условиях негативного отношения официального общественного мнения (фактическое общественное мнение имеет противоположную точку зрения) к половому просвещению, сегодня оно фактически ведется в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании среди молодежи. Эта работа осуществляется, как правило, при финансовом и методическом участии зарубежных фондов. Примером такого пособия является «Учебное пособие для подростков и молодежи "Учимся жить в эпоху СПИДа"» (Учимся жить в эпоху СПИДа. Учебное пособие Для подростков и молодежи, 1997). Пособие предназначено, главным образом, для разъяснения сути, симптомов ВИЧ, СПИДа и И111Ш и средств защиты от них, как вещественных, так и психологических. Под последними разумеется ответственное поведение, позволяющее подростку сопротивляться прессингу в отношении половых связей, употребления алкоголя и наркотиков. Методическая часть пособия представляет собой задания, выполненные в виде комиксов, в каждом из которых заключен вопрос, на который нужно дать ответ.
В большинстве стран Европы особое внимание уделяется бесплатному скрининговому обследованию на ИППП целевых групп населения (молодежь, иммигранты; гомосексуалисты; ВИЧ-инфицированные). На этапе первичной медицинской помощи (врачи общей практики, клиники планирования семьи, клиники для подростков и т.д.) осуществляется ведение большей части случаев ИППП, в частности, хламидиоза и вирусных инфекций, что особенно характерно для Бельгии, Франции, Голландии, Норвегии, Испании и Швеции. Во всех странах, кроме Норвегии, Швеции и Великобритании гинекологи как в государственном, так и в частном секторе лечат большое, количество пациенток с хламидиозом и вирусными ИППП. • В большинстве Европейских стран работают молодежные клиники. Эти клиники обслуживают людей с 13 до 23 лет, они бесплатно и предлагают добровольный и персональный выбор консультанта без участия родителей и занимаются широким рядом вопросов, связанным с молодым возрастом, включая скрининг на ИППП по показаниям. На уровне первичного звена здравоохранения работа с подростками по половому просвещению, раннему выявлению и профилактике ИППП и нежелательной беременности проводится в молодежных консультациях, реже - в офисах семейной практики. •■'■•'