Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:56, дипломная работа
Объектом исследования являются: формы правовых связей участников; их правовой статус; процессуальные, организационные и тактические аспекты взаимодействий субъектов между собой и др.
Предмет исследования - формы, методы и условия взаимодействия, а также правовые нормы и институты уголовно-процессуального права, регулирующие взаимодействие органов предварительного расследования и органов дознания в сфере борьбы с преступностью, проблемы, возникающие в ходе такого взаимодействия, и возможные пути их решения.
Цель исследования состоит в разработке и совершенствовании теоретической модели взаимодействия следователя с органом дознания, предложение на этой базе обоснованных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов и практики правоприменения.
Сразу после получения от следователя необходимых материалов на скрывшегося обвиняемого (справки о его личности, копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения и объявлении розыска) сотрудник органа дознания производит следующие действия:
- информирует личный состав органа внутренних дел о личности и приметах внешности разыскиваемого через включение необходимых данных в суточную сводку;
- по месту жительства и работы разыскиваемого, в местах его вероятного нахождения выявляет лиц, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого (подозреваемого), либо иные данные, которые могут способствовать его розыску;
- опрашивает родственников и других лиц, знающих обвиняемого, с целью установления маршрутов движения, мест возможного нахождения, связей, примет, характеристики личности и т.д.;
- принимает меры к получению фотографий и образцов почерка разыскиваемого;
- направляет розыскные ориентировки в органы внутренних дел по вероятным маршрутам передвижения разыскиваемого;
- осуществляет проверку по оперативно-справочным учетам и др.[94]
Исходя из смысла п. 2 ч. 2 ст. 209 и ч. 1 ст. 210 УПК РФ, можно отметить, что ведущая роль в организации розыска принадлежит следователю. Даже в том случае, когда розыск поручается органу дознания, следователь обязан также вести его, используя все имеющиеся в его распоряжении возможности. Об этом говорится и в Инструкции об организации и тактике розыскной работы: «…поручение розыска розыскному подразделению не освобождает следователя от процессуального участия в розыске обвиняемого»[95].
Вместе с тем, при изучении автором уголовных дел и материалов о розыске, подтвердились выводы, сделанные ранее другими исследователями о том, что следователи пассивно относятся к организации работы по розыску обвиняемых. Лишь в единичных случаях следователи проводили следственные действия, направленные на розыск обвиняемого, - допросы родственников, соседей, сослуживцев, друзей и знакомых разыскиваемых, обыски. В связи с этим, мы вынуждены согласиться с А.П. Гуляевым, который верно подметил, что «…следователи порой недооценивают значение розыскной работы, ошибочно полагая, что розыскная функция возлагается главным образом на органы дознания»[96]. Думается, что такая практика во многом обусловлена положением УПК РСФСР (ч. 1 ст. 196), которое наделяло следователя правом поручения розыска обвиняемого органам дознания. Данная правовая норма перешла почти без изменения и в УПК РФ. Причем, если в УПК РСФСР поручение розыска обвиняемого органам дознания было правом следователя, то в УПК РФ поручение розыска органам дознания вменяется в обязанность следователя (ч. 1 ст. 210).
Мы поддерживаем мнение научных и практических работников, которые предлагают исключить из УПК РФ правовые нормы, разрешающие следователю поручать весь объем работы по розыску обвиняемого органу дознания (ч. 1 ст. 210 УПК РФ). При этом за следователем необходимо оставить право поручать органам дознания проведение отдельных следственных, розыскных и иных процессуальных действий, направленных на розыск обвиняемого (в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ).
Завершая рассмотрение процессуальных, организационных и тактических аспектов взаимодействия, необходимо заметить, что в следственных аппаратах и органах дознания территориальных ОВД должна проводиться ежегодная (по состоянию на 1 января) «инвентаризация» приостановленных уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет и неразысканных преступниках, изъятых по таким делам следов и иных вещественных доказательств с одновременной проверкой использования их для получения ориентирующей информации о личностях преступников.
Такая «инвентаризация» является формой контроля за своевременным заведением розыскных дел и ДОУ, объявлением в розыск подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов расследования (суда), за своевременным возобновлением производства по приостановленным уголовным делам, когда место пребывания обвиняемых будет установлено, а также формой контроля за сохранностью следов и других вещественных доказательств.
Проведение данного мероприятия должно быть организовано приказом начальника органа внутренних дел. На этой основе начальник следственного отдела и начальник криминальной милиции организуют сверку уголовных дел, приостановленных производством, с розыскными делами и делами оперативного учета для решения вопроса о возобновлении производством приостановленных уголовных дел. По итогам «инвентаризации» принимаются соответствующие меры:
- решается вопрос со следователем (а при его возражении - возбуждается ходатайство перед прокурором) о возобновлении расследования по приостановленным уголовным делам при наличии к тому оснований;
- немедленно заводятся розыскные дела и объявляются в розыск скрывшиеся от расследования обвиняемые, если это не сделано своевременно;
- отбираются дела о нераскрытых преступлениях, совершенных сходными способами, решается вопрос со следователем (а при его возражении возбуждается ходатайство перед прокурором) о возобновлении по ним расследования при наличии к тому оснований;
- создаются СОГ для раскрытия и расследования преступлений прошлых лет[97]. В их состав должны включаются опытные следователи, сотрудники оперативно-розыскных подразделений криминальной милиции, в необходимых случаях – сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и другие специалисты;
- в случае утраты следов и иных вещественных доказательств или приведении их в негодность вследствие небрежности при хранении, принять меры, исключающие это в дальнейшем, решить вопрос об ответственности виновных лиц за утрату (порчу) следов (вещественных доказательств).
Здесь исключительно велика роль первых руководителей ОВД-УВД, которые должны обеспечивать интенсификацию оперативно-розыскной, процессуальной, информационной, экспертно-криминалистической, организационно-управленческой деятельности, улучшение взаимодействия, внедрение положительного опыта и современных научно-технических средств и средств связи, которые должны осуществлять своевременное ресурсное и материально-техническое снабжение, необходимую помощь и содействие соответствующих сил и средств иных правоохранительных органов.
При этом руководители ОВД должны знать все нераскрытые преступления на обслуживаемой территории и обстоятельно анализировать относящуюся к ним информацию, уделяя внимание остатку приостановленных производством дел не только текущего отчетного года, но и прошлых лет, а также контролировать работу в рамках ДОУ[98]. В обязательном порядке следует практиковать ведение специальных списков о нераскрытых преступлениях с указанием по каждому из них необходимых для поиска и проверок сведений. В этих же целях целесообразно повсеместное создание компьютерных банков данных о нераскрытых преступлениях и собранной о них процессуальной и иной информации.
При организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет следует широко внедрять в практику принцип специализации и следователей, и сотрудников оперативно-розыскных подразделений. За деятельностью указанных сотрудников следует установить тщательный контроль, создать для них благоприятные условия, в необходимых случаях – хотя бы временно освободить от ряда иных функций, систематически оказывать им помощь, обеспечить высокий уровень взаимодействия со следователями, экспертно-криминалистическими подразделениями, оперативными аппаратами временной изоляции и лишения свободы.
2.3. Психологические аспекты взаимодействия
В процессе взаимодействия возможны конфликтные ситуации между взаимодействующими субъектами, которые должны разрешаться начальником следственного отдела совместно с руководителем соответствующего подразделения без нарушения при этом процессуальной самостоятельности и независимости следователя и на основе профессиональной этики.
Рано или поздно в процессе совместной работы по раскрытию и расследованию преступлений неизбежно встает вопрос о социально-психологической совместимости партнеров по взаимодействию, которая является важнейшим условием взаимодействия. Под социально-психологической совместимостью специалисты обычно понимают соотнесенность профессиональных и морально-психологических качеств людей. Именно она во многом детерминирует характер общения субъектов взаимодействия, влияет на тактику согласованной деятельности. Пренебрежение к соблюдению условия совместимости взаимодействующих субъектов негативно отражается на результатах расследования.
Если же оно соблюдается, между субъектами взаимодействия не возникает серьезных конфликтов, они быстро находят «общий язык», понимают друг друга «с полуслова», во всем доверяют друг другу, положительно влияют друг на друга, усиливая творческий потенциал расследования[99].
В благоприятных условиях:
- у каждого из партнеров более продуктивно протекают мыслительные процессы по выдвижению следственных версий и разработке путей, средств и методов их проверки;
- они откровенно, в дружелюбной форме высказывают друг другу взаимные претензии в связи с допущенными в ходе взаимодействия ошибками и упущениями, намечают согласованные меры по их устранению и недопущению в будущем;
- положительно влияют друг на друга в плане исключения или нейтрализации присущих каждому из них индивидуально-психологических свойств, которые препятствуют эффективному и деловому сотрудничеству, и т. д.
Участие одновременно двух или более лиц в процессе раскрытия и расследования преступлений означает, что каждый из них должен внести свой вклад, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. Здесь чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую конкретную деятельность, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный сотрудник, а группа.
Необходимый уровень совместимости возникает чаще всего при длительном служебном общении субъектов взаимодействия, в ходе которого они хорошо узнают друг друга и приноравливаются к особенностям характеров и вырабатывают меры по нейтрализации индивидуально-психологических свойств, препятствующих эффективному и деловому сотрудничеству. Все это позволяет избирать такую линию поведения, которая ведет к максимальной эффективности взаимодействия и, как следствие, к достижению желаемых результатов.
Ее возникновение возможно и между не очень знакомыми по служебному общению лиц, но обладающих такими индивидуально-психологическими свойствами, которые наиболее благоприятны для эффективного взаимодействия. Однако, в создании условий для такого контакта большую роль играют непосредственные руководители субъектов взаимодействия (начальник ОВД, начальник следственного подразделения, начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности).
Таким образом, социально-психологическая совместимость - это важное условие к созданию бесконфликтной ситуации в согласованной работе.
Напротив, негативное влияние на результативность взаимодействия оказывает такой фактор, как социально-психологическая несовместимость партнеров. Она может корениться в различиях привычек, потребностей, вкусов, пристрастий, привязанностей. На начальной стадии взаимодействия незнакомые друг с другом субъекты чаще всего сразу не осознают причину взаимной антипатии и неприязни, неосмысленно относятся к истокам психологического дискомфорта. В дальнейшем эта неопределенность снимается, и антипатия нередко перерастает в конфликт, что крайне отрицательно сказывается на результатах взаимодействия.
Известно, что в силу избирательности восприятия психологическая несовместимость также носит избирательный характер. Поэтому один и тот же субъект взаимодействия может вызвать у коллег, как симпатию, так и антипатию.
Следователь и сотрудники органа дознания должны помнить, что пренебрегать наличием психологической несовместимости между членами взаимодействующего микроколлектива недопустимо, поскольку это чревато серьезными проблемными ситуациями в ходе расследования преступлений.
На характер общения в ходе взаимодействия негативно влияют и скоротечные конфликты, в основе которых лежат психологические барьеры - смысловой и эмоциональный. Первый обычно возникает у оперативного работника, если ему неясна, например, сущность отдельного поручения следователя; второй - когда субъекты взаимодействия прибегают к грубой, пренебрежительной форме общения. При этом один проявляет заносчивость, грубость, а второй, исчерпав меры к налаживанию конфликта, также нередко «становится в позу».
В принципе инициатором конфликта может оказаться любой участник взаимодействия. Обычно им оказывается тот, который обладает такими личностными качествами, как вспыльчивость, импульсивность, грубость.
Работникам правоохранительных органов необходимо учиться преодолевать отрицательные эмоциональные реакции, стремиться к сдержанности и уравновешенности в любой ситуации, возникающей в ходе взаимодействия, независимо от ее психологической окраски. Только таким образом можно приобрести стойкие привычки нравственно допустимого поведения, тот «нравственный капитал», который обеспечивает надлежащую этику и тактику поведения.
Если же произошел психологический срыв, например, следователь допустил неоправданную резкость в отношении более молодого и неопытного коллеги, он обязан принять меры к нейтрализации негативного эффекта. В подобных случаях необходимо сразу же извиниться. При этом полезно помнить древнее изречение, которое помогает выбрать надлежащую линию поведения с партнером по взаимодействию: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».
Таким образом, на практике, как правило, выделяются два вида взаимодействия: кооперация (согласие, приспособление, ассоциация) и конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация)[100].
В первом случае проявления кооперации способствуют организации эффективной работы в процессе расследования преступлений. Во втором, указанные взаимодействия, так или иначе, «расшатывают» совместную деятельность и представляют собой определенного рода препятствия для этой деятельности.
Далее. Совместная работа следователя и сотрудника органа дознания не может осуществляться без тщательной предварительной работы по установлению истины – имевших место в прошлом событий, отношений, взаимосвязей. Именно здесь производится процесс создания модели прошлого события преступления, в наиболее концентрированном виде реализуются все основные особенности, свойственные вообще познавательной деятельности в процессе расследования преступления.